Транспортный самолет Авро 691 "Ланкастриан"
|
Транспортный самолет Avro 691 Lancastrian
Британский тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Avro 683 Lancaster имел множество модификаций, созданных во время второй мировой войны. Транспортный самолет Авро Ланкастриан являлся вариантом 683 Lancaster B.Mk III со снятым в 1942 году вооружением и другими изменениями, такими как, например, установка иллюминаторов. Летные характеристики и грузоподъемность машины оказались вполне удовлетворительными для транспортника, и по причине острой необходимости в скоростных транспортных самолетах, его передали фирме "Avro" для доработки.
Если кратко вспомнить о самолете Авро "Ланкастер", упомянутой выше модификации В. Mk III, то в первый год после того, как "Ланкастеры" были приняты на вооружение, их производство и ремонт полностью зависели от поставок фирмой Роллс-Ройс двигателей "Мерлин", которых производили не более 18000 в год. Из-за вероятной их нехватки английское правительство заключило с американской фирмой Паккард соглашение о лицензионном производстве "Мерлинов" (опасения англичан имели почву, но за год было налажено серийное производство моторов). В английских ВВС этот двигатель имел обозначение "Мерлин" 28, а в американских - Паккард V-1650-1. Производство "Ланкастеров" шло очень высокими темпами, поэтому английские и американские двигатели устанавливались на самолеты сразу по мере поступления. Самолеты с американскими моторами получили обозначение "Ланкастер" В. Mk III. Внешне эти самолеты ничем не отличались от Mk I. и, когда капоты двигателей были закрыты, определить модификацию самолета можно было лишь по серийному номеру, сверившись с заводской документацией. И Mk I и Mk III сходили с одних и тех же сборочных линий, в одно и то же время. Mk I превращался в Mk III простой заменой двигателей, и наоборот. Иногда, после ремонта, самолет мог летать с двумя английскими и двумя американскими моторами.
Вернемся к самолету по теме статьи, который был передан "Avro" для модернизации, включавшей установку десяти кресел для пассажиров, а также дополнительных баков горючего, за счет чего дальность полета увеличилась до 6437 км. В таком облике самолет 22 июля 1943 года приступил к трансатлантическим рейсам между Дорвэлом и Престуиком, неся военную почту весом 4 тонны, открыв таким образом, правительственную линию, обслуживаемую авиакомпанией Trans-Canada Airlines.
Этот модифицированный "Ланкастер" с моторами Паккард "Мерлин" 38 и канадскими гражданскими обозначениями с конца 1943 года эксплуатировался для транспортировки пассажиров через Атлантику. К нему присоединились два "Ланкастера" X, переделанных ТСА и пять, перестроенных "Виктори эйркрафт" в 1944 году. Все самолеты начали работу по перевозке через Атлантику еще до того, как вторая мировая война закончилась. Первый переделанный самолет, окончил свою длинную карьеру в 1945 году, когда на нем "Роллс-Ройс" установила "Мерлины" 85 в круглых капотах по аналогии "Ланкастера" VI. В июне 1945 года он разбился во время взлета в Дорвэле. Другие машины работали на различных маршрутах, но самолет, совершив 1900 полетов над Атлантикой, в мирное время стал невыгоден экономически и его заменили на Lockheed Constellation.
Фирма Avro, на конечном этапе производства переделала двадцать "Ланкастеров", после чего самолет под обозначением Avro 691 Lancastrian, оснащенный топливными баками 2273 л в бомбовом отсеке был способен летать на расстояния более 6437 км. В начале 1945 года был сдан первый самолет, установивший рекорд, совершив перелет в Новую Зеландию (из Соединенного Королевства) за 3,5 суток. первоначально самолет летал под военным обозначением Lancastrian C.Mk 1 и с маркировкой Королевских ВВС.
В общей сложности в Англии было построено 82 "Ланкастриана", а десять переделали в Канаде. Часть этих машин имели обозначение "Ланкастриан" С Mk. II (8 пассажирских мест, 33 самолета) и С Mk. IV (13 мест, 8 машин). Они состояли на вооружении 231-й и 511-й эскадрилий в метрополии, а также 232-й в Индии. Самолеты Lancastrian работали также у нескольких авиакомпаний, в том числе ВОАС и BSAA.
Основные характеристики самолета Avro серии 691 Lancastrian C.Mk 2
Масса, кг |
|
пустого |
13801 |
максимальная взлетная |
29484 |
Размах крыла, м |
31,09 |
Длина, м |
23,42 |
Высота, м |
5,94 |
Площадь крыла, кв. м |
120,49 |
Тип двигателя |
4 ПД Rolls-Royce Merlin Т.24/2 |
Мощность, л.с. |
1635 |
Макс. скорость на высоте 3660 м, км/ч |
499 |
Крейсерская скорость на высоте 5335 м, км/ч |
370 |
Начальная скороподъемность, м/мин |
229 |
Практический потолок, м |
9145 |
Дальность полета, км |
6679 |
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Мировая авиация. Avro 691 Lancastrian.
- Putnam. A.J.Jackson. Avro Aircraft Since 1908.