Транспортный самолет Авро "Йорк"
|
Британский военно-транспортный самолет Avro York
Военно-транспортный самолет Великобритании Авро "Йорк" - четырехмоторный цельнометаллический моноплан, с третьего серийного самолета с трехкилевым оперением и убирающимся шасси. Используя крыло и мотоустановки тяжелого бомбардировщика Второй мировой войны "Ланкастер", был создан под руководством Р. Чедвика в КБ фирмы "А.В. Роу". 5 июля 1942 года впервые взлетел опытный образец будущего самолета York - Авро 685. В 1944 году организовано серийное производство на заводе "Авро" в Манчестере, которое было переведено в Йидон с октября 1945 года. Фирма "Виктори эйркрафт" в Канаде также осваивала производства самолетов Avro York. Относительно количества построенных самолетов: до октября 1945 года создан 181 самолет, в общей сложности произведено 258 Avro York, в число которых входят 209 военных самолетов.
На фото: Avro York
|
|
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Военные модификации самолетов York применялись:
- с 1943 года британскими ВВС;
- с 1945 года канадскими ВВС.
Экипаж самолета состоял из 5 человек, а также в зависимости от вариантов - 12-24 пассажиров. Устанавливались двигатели "Мерлин" 24. Вооружение на машинах отсутствовало.
Самолеты Авро "Йорк" производились в трех основных военных вариантах:
- в 1944-1945 гг - грузовой;
- только в 1944 году - пассажирский на 24-30 мест;
- 1945-1948 гг - комбинированный (12 мест, а также груз).
Обозначение модификаций:
- Йорк I - гражданский самолет;
- Йорк C.I - самолет Королевских Военно-Воздушных сил;
- Йорк C.II - Прототип LV626 с двигателями воздушного охлаждения Бристоль Геркулес.
Основные характеристики York C.Mk.I
Размах крыла, м |
31,09 |
Длина, м |
23,93 |
Высота, м |
5,44 |
Площадь крыла, кв. м |
120,42 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
19069 |
нормальная взлетная |
31115 |
Тип двигателя |
4 × Роллс-Ройс Мерлин T.24 |
Мощность, л.с. |
4 х 1280 |
Максимальная скорость, км/ч |
480 |
Крейсерская скорость, км/ч |
338 |
Практическая дальность, км |
4345 |
Практический потолок, м |
7010 |
С 1943 года опытные образцы уже использовались в Королевских ВВС.
Первые серийные самолеты Avro York имели комфортабельные пассажирские салоны и были предназначены для перевозки высшего командного состава. Один из "Йорков" (борт LV633) был построен в качестве персонального для премьер-министра Великобритании У. Черчилля, получив собственное имя - "Аскалон". Им пользовался король Георг VI.
В 1946 году "Аскалон" перевели в Сингапур, где он служил персональным транспортом Верховному главнокомандующему Дальневосточных Военно-Воздушных Сил Великобритании. В 1954 году он был заменен на "Йорк" MW295. Этот самолет назвали Аскалон II. "Йорк" MW102 использовался Верховным главнокомандующим в юго-восточной Азии лордом Маунтбеттеном. "Йорк" MW107 передали Южно-Африканским ВВС, он был личным транспортом фельдмаршала Яна Смэтса и получил имя "Оубаас". "Йорком" MW140, названный "Индевор", в 1945-1946 годах пользовался герцог Глостерский, когда был генералом-губернатором Австралии. Генерал де Голль пользовался одним из трех "Йорков", переданных ВМС Франции, для полета в США в 1945 году.
Строились также грузовые самолеты, для обеспечения перевозок из Великобритании в Африку, на Ближний и Дальний Восток. Они работали на регулярной линии на Каир с апреля 1944 года. После второй мировой войны выпускалась и гражданская пассажирская модификация, в том числе и для экспорта. Большое количество самолетов Avro York было задействовано при организации "воздушного моста" в Западный Берлин, в июле-октябре 1948 года производились массовые перевозки грузов.
Производство самолетов Avro York было завершено в апреле 1948 года. В марте 1957 года последний самолет был снят с вооружения Королевских ВВС.
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Hannah, Donald. The Avro York (Aircraft in Profile number 168).
- Мировая Авиация. Avro 685 York.
- Putnam. A.J. Jackson. Avro Aircraft Since 1908.