|
Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам
Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:
|
|
|
Транспортный самолет Армстронг-Уитворт "Албемарл"
|
Британский самолет второй мировой войны Armstrong Whitworth Albemarle изначально разрабатывался в качестве бомбардировщика. Однако, в этом качестве самолет не использовался, так как его качество и характеристики не соответствовали требованиям. Было выпущено несколько модификаций, которые эксплуатировались, как транспортные. Хотя, даже применение в качестве транспортно-десантного самолета - это была вынужденная мера. Некоторое количество самолетов данного типа находилось на вооружении в СССР.
Британский двухмоторный транспортный самолет Armstrong Whitworth Albemarle
Самолет "Албемарл" первоначально создавался как средний бомбардировщик AW.41 в соответствии со спецификацией В.9/38 под руководством Дж. Ллойда в КБ фирмы "Армстронг-Уитворт эйркрафт". Данная спецификация предусматривала разработку двухмоторного бомбардировщика с целью замены "Бленхейма" и в ней отдельно оговаривалась максимальная замена в конструкции самолета алюминиевых сплавов (сталью и древесиной). Самолет являлся двухмоторным монопланом смешанной конструкции с двухкилевым оперением, убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. 20 марта 1940 года поднялся в небо опытный образец под индексом "тип 208". В сентябре 1941 года начато производство самолетов данного типа на заводе "Армстронг-Уитворт" в Хоксли, с переходом в декабре месяце на серийный выпуск.
Подавляющее большинство из 500 выпущенных самолетов построили в транспортном варианте. В декабре 1944 года Armstrong Whitworth Albemarle был снят с производства.
Самолет представлял собой среднеплан с двухкилевым оперением, оборудованный шасси с носовой стойкой. Силовая установка была выбрана самая мощная из нескольких вариантов - 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения Бристоль "Геркулес". В результате испытаний самолет показал низкие летные данные, обусловленные перетяжеленностью конструкции. Но несмотря на это, его приняли на вооружение.
Основные модификации:
- "Албемарл" В I - бомбардировщик, двигатели "Геркулес" XI (1590 л.с.). Вооружение - 4х7,7-мм пулемета "Браунинг" в верхней башне, часть самолетов имели два таких же пулемета в нижней установке (по некоторым источникам, нижние установки существовали лишь на прототипах). Масса бомбовой нагрузки - 2040 кг. Экипаж - 6 человек. Изготовлено 42 самолета.
- "Албемарл" ST.I - переделка B.I в грузовой самолет (введена грузовая дверь справа), выпускались также мало отличавшиеся от них ST.I (SF) (он же "тип 219") - экспортный для СССР без вооружения и GT.I с устройством для буксировки десантных планеров;
- "Албемарл" GT.II, транспортный самолет-буксировщик планеров специальной постройки, выпускались также
• GT.IIa, отличавшиеся по оборудованию, и • ST.II (без буксировочного устройства);
- "Албемарл" GT.V и ST.V - усовершенствованные варианты с улучшенным оборудованием и аварийным сливом горючего в полете;
- "Албемарл" GT.VI и ST.VI с грузовой дверью слева, GT.VI серии 2 имел вооружение 2x7,69, как и у всех ST. VI.
Однозначные сведения о боевом применении "Албермарлов" в бомбардировочном варианте отсутствуют. Возможно, бомбардировщики В.I сделали всего один боевой вылет с бомбами - в феврале 1943 года на цели во Франции.
Бомбардировщики Армстронг-Уитворт "Албемарл" B.I поступили на вооружение британских ВВС фактически только в августе 1942 года, но не получили широкого распространения. В октябре 1942 года была произведена пробная переделка B.I в военно-транспортный самолет ST.I ("тип 217"). Затем подобную модификацию стали создавать серийно на заводе в Хоксли и мастерских в Лайнехэме и Кембридже. С апреля 1945 года завод строил в массовых количествах буксировщики планеров GT.II. Всего выпустили 572 транспортных "албемарла", в том числе 42 переделанных бомбардировщика.
Экипаж состоял из 4 человек (транспорт), 5 человек (бомбардировщик). Моторы - "Геркулес" XI. Вооружение 6x7,69, бомбы до 1500 кг (бомбардировщик), 4x7,69 (варианты GT), 2x7,69 (варианты ST), 1x7,62 (переделка части самолетов ST.I (SF) в СССР). Грузоподъемность вариантов ST и GT - 2100-2400 кг. Транспортные "албемарлы" состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1942 года, в СССР - с марта 1943 года.
Основные характеристики самолета "Албемарл" B.I
Двигатели: |
|
тип |
Бристоль "Геркулес" XI |
мощность, л.с. |
1590 |
Размах крыла, м: |
23,47 |
Длина самолета, м |
18,26 |
Высота самолета, м |
4,75 |
Площадь крыла, кв. м |
74,65 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
11 508 |
взлетная |
16 571 |
Максимальная скорость, км/ч |
426 |
Скороподъемность, м/с |
5 |
Практический потолок, м |
5485 |
Дальность полета, км |
2090 |
Самолет "Албемарл" являлся неудачной машиной, трудный в управлении и с недостаточными летными данными. Использование его в качестве транспортного - вынужденная мера.
С ноября 1942 года B.I как транспортные самолеты начали летать на трассе до Гибралтара. С января 1943 года в британские ВВС в массовых количествах поступали GT.I и ST.I. С марта их эксплуатировали в Северной Африке. В июне вместе с самолетами модификации II с их помощью высадили на Сицилии комбинированный парашютно-планерный десант. В июле такую же операцию провели в Южной Франции. После этого "албемарлы" принимали участие во всех крупных высадках воздушных десантов: в Нормандии в июне 1944 года, под Арнемом в сентябре, при пересечении Рейна. Линию на Гибралтар Armstrong Whitworth Albemarle обслуживали до марта 1944 года.
В конце второй мировой войны Albemarle несли службу и в учебных частях. Весной 1943 года СССР получил партию транспортных "албемарлов" (12 единиц), которые использовались 1-й транспортной дивизией ГВФ с целью перевозок срочных грузов в тылу, а ВВС и морской авиацией - в качестве учебных самолетов. Armstrong Whitworth Albemarle работали в Англии до августа 1947 года, в СССР последние самолеты были списаны в конце 1945 года.
Источники:
- Владимир Котельников. Британский "Обормот".
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Mason, Francis K. The British Bomber since 1914.
- Tapper, Oliver. Armstrong Whitworth Aircraft since 1913.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|