Транспортный самолет армейский тип 1 Kokusai Ki-59
|
Легкий транспортный самолет Кокusai Ki-59
В 1937 году министерство транспорта Японии поручило фирме "Ниппон Коку Кокусай Коку Кaбусики Кaйса" разработать проект легкого транспортно-пассажирского самолета, рассчитанного на перевозку 8-10 пассажиров или грузов соответствующего веса. Созданная по этому заданию машина получила обозначение Терадекокен ТК 3. Она представляла собой двухмоторный высокоплан с фюзеляжем практически прямоугольного сечения и неубираемым шасси, стойки которого были прикрыты обтекателями и крепились к мотогондолам 9-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения Накадзима мощностью по 640 л.с. Новый самолет совершил первый полет в июне 1938 года. Продемонстрированные им характеристики, особенно скороподъемность, не удовлетворили заказчика, и Терадекокен в серию не пошел. Все ограничилось постройкой двух опытных машин.
Тем не менее новый самолет заинтересовал командование армейской авиации, которой в то время срочно требовалась легкая транспортная машина. В 1939 году Коку Хомбу заключил с "Ниппон" контракт на постройку опытного самолета. которому присвоили обозначение Ki-59. Внешне он мало отличался от гражданского прототипа. Изменения коснулись интерьера и двигателей: вместо Котобуки 3 на нем стояли 510-сильные моторы Хитачи На-13а. также воздушного охлаждения.
Кокusai Ki-59 армейский транспортный самолет Японской армии вид сбоку
По результатам начавшихся в июне 1939 года летных испытаний разработчики для улучшения обзора из кабины несколько переделали носовую часть фюзеляжа, а также увеличили площадь вертикального оперения и изменили форму обтекателей колес шасси. Модифицированная таким образом машина в начале 1941 года была запущена в производство под обозначением "Армейский транспортный самолет Тип N. Ее выпуском занялась фирма "Ниппон Кокусай Коку Когe КК". образовавшаяся в том же году в результате слияния компаний "Ниппон Коку Коте КК" и "Кокусай Кокуки КК". Впрочем, производство транспортных самолетов Ki-59, получивших у союзников имя "Тереза", продолжалось недолго, после изготовления всего 59 машин оно было прекращено в связи с принятием на вооружение более совершенного транспортника Тачикава Ki-54c, который превосходил самолет фирмы "Кокусай" по большинству основных параметров.
Армейский транспортный самолет Японской армии Кокusai Ki-59 вид спереди
Однако на "Кокусай" отказываться от устаревшей концепции Ki-59 не стали и в декабре 1941 года один самолет переделали в транспортный планер путем демонтажа двигателей и замены стоек шасси подфюзеляжной лыжей. После испытаний прототипа, получившего обозначение Кi-81, конструкция планера была существенно доработана. В первую очередь это затронуло носовую часть фюзеляжа, которая для облегчения погрузки и выгрузки была выполнена из грех отдельных секций: двух боковых, раздвигавшихся в стороны, и нижней, откидывавшейся вниз и представлявшей собой погрузочные сходни. Кроме того, за счет жестких расчалок конструкторы усилили крыло.
Транспортный самолет второй мировой войны Кокusai Ki-59 вид сверху
В таком виде планер поступил в серийное производство под обозначением "Тяжелый армейский транспортный планер Тип 4" (Ku-8-II). Он был рассчитан на перевозку 20 десантников с полной экипировкой или легкого орудия с расчетом, а буксировка осуществлялась обычно с помощью бомбардировщиков Мицубиси Ki-21. Точное количество построенных планеров этого типа не известно. Тем не менее Ku-8-II, которому американцы присвоили кодовое наименование "Гендер" стал единственным японским планером, активно применявшимся армейской авиацией на протяжении всей войны.
Модель
|
Kokusai Ki-59
|
Экипаж, человек
|
3
|
Пассажировместимость, чел
|
8
|
Грузоподъёмность, кг
|
нет данных
|
Размах крыла, м
|
17,0
|
Длина, м
|
12,5
|
Высота, м
|
3,05
|
Площадь крыла, м2
|
38,4
|
Силовая установка
|
2храдиальный Hitachi Ha-13a
|
Мощность, л.с, кВт
|
2х510х(2х375)
|
Масса пустого, кг
|
2880
|
Максимальная взлетная, кг
|
4240
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
107,3
|
Макс. скорость, км/час
|
300
|
Крейсерская скорость , км/час
|
276
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
182
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- В.Котельников. Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны.