Транспортный самолет армейский тип 100 (Mitsubishi Ki-57)
|
Мitsubishi Ki-57/L4M, он же - транспортный самолет морской тип 0 (L1M1) Mitsubishi Ki-57
В конце 1930-х годов авиакомпания "Японские авиалинии" подписала с фирмой "Мицубиси" контракт на разработку нового пассажирского самолета. Авиалайнеры планировалось использовать на международных трассах, поэтому их характеристики должны были соответствовать мировому уровню, на который уже вышли японские военные самолеты, в частности, бомбардировщик Мицубиси Ki-21. Неудивительно, что именно этот самолет, скорость, дальность полета и нагрузка которого в наибольшей степени соответствовали требованиям заказчика, стал базой для создания гражданской машины.
Предварительный проект положительно оценили не только представители авиакомпании, преобразованной к тому времени в компанию "Авиалинии Великой Японии", но и командование армейской авиации. Военные нуждались в самолете, который можно было бы использовать для десантирования парашютистов и в качестве штабного. По этой причине проектирование разрабатывавшейся "Мицубиси" машины было решено продолжить с учетом требований, сформулированных экспертами Коку Хомбу. Самолет должен был обеспечить перевозку одиннадцати пассажиров и 300 кг груза на дальность 1400 км при средней скорости 300 км/ч на высоте 2000 - 4000 м. Максимальная дальность полета с коммерческой нагрузкой определялась равной 2000 км, без нагрузки - 3000 км. Экипаж должен был состоять из четырех человек, а взлетная масса ограничивалась 7900 кг.
Новый транспортно-пассажирский самолет позаимствовал у самолета Ki-21 хвостовое оперение, шасси, силовую установку и крыло, которое, правда, сместили вниз, что позволило убрать из салона лонжероны центроплана и тем самым увеличить внутренний объем спроектированного заново фюзеляжа.
Японский транспортный самолет армейский тип 100 он же Транспортный самолет морской тип 0 (L4M1) вид сбоку
Гражданский вариант самолета получил обозначение МС-20, военный Ki-57. Первый полет прототипа состоялся в августе 1939 года Летные испытания, даже несмотря на аварию четвертого опытного самолета, были признаны успешными и еще до конца года оба варианта были запущены в серию. Всего в период с 1940 по 1942 год фирма "Мицубиси" выпустила для армии 101 серийную машину. Они имели официальное обозначение "Армейский транспортный самолет Тип 100 Модель 1" (Ki-57-I). Небольшое число таких самолетов было передано флоту, где им присвоили индекс L4M1.
Транспортный самолет армейский тип 100 он же Транспортный самолет морской тип 0 (L4M1) вид спереди
В мае 1942 года была создана улучшенная модификация самолета Ki-57-II (MC-20-II). Машины этот варианта, построенные до января 1945 года в количестве 406 единиц, отличались от предшественников более мощными двигателями Мицубиси На-102 (1080 л.с.) и составом бортового оборудования.
Ki-57 несли службу на всех участках Тихоокеанского театра военных действий с первого до последнего дня войны. Они использовались в качестве транспортных и связных машин, кроме того, для военных перевозок часто привлекались и гражданские МС-20. Со своими задачами транспортники от "Мицубиси", получившие у американцев кодовое наименование "Топси". справлялись неплохо, а самой славной страницей в их истории стала высадка парашютистов на аэродром и нефтеперегонный завод в окрестностях Паембанга, которая была осуществлена 14 февраля 1942 года.
Транспортный самолет периода Второй мировой войны Мtsubishi Ki-57/L4M вид сверху
О высоких качествах японской машины косвенно говорит и тот факт, что после войны трофейные самолеты активно эксплуатировались в Китае и Советском Союзе. Более того, известный советский летчик В. Виницкнй однажды совершил на МС-20 полет с самим Мао Цзэдуном на борту. По отзыву пилота, МС-20 был отличным самолетом — одним из лучших в своем классе.
Модель
|
Ki-57-II
|
Экипаж, человек
|
4
|
Пассажировместимость, чел
|
11
|
Размах крыла, м
|
22,6
|
Длина, м
|
16,1
|
Высота, м
|
4,77
|
Площадь крыла, м2
|
70,08
|
Силовая установка
|
2храдиальный Mitsubishi Ha-102
|
Мощность, л.с, кВт
|
2х1080 (2х805)
|
Масса пустого, кг
|
5585
|
Нормальная взлетная, кг
|
8173
|
Максимальная взлетная, кг
|
9120
|
Макс. скорость, км/час
|
470
|
Крейсерская скорость , км/час
|
360
|
Скороподъёмность, м/сек
|
5,3
|
Практический потолок, м
|
8000
|
Практическая дальность, км
|
3000
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
116,6
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
197
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- В.Котельников. Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны.