Двухмоторный штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy
В декабре 1942 года Коку Хомбу приказал свернуть работы над улучшенным вариантом "Торю" Ki-45-II и создать на его базе одноместный истребитель. Проект получил обозначение Ki-96, а главным конструктором новой машины стал Такео Дои. Первый опытный образец японского самолета Второй мировой войны Ki-96 был изготовлен на базе незавершенного прототипа Ki-45-II, второй и третий были построены "с нуля" и отличались кабиной, которая получила фонарь кругового обзора. В сентябре 1943 года начались летные испытания. Их результаты были в целом удовлетворительными: самолет Ki-96 продемонстрировал хорошую управляемость, а его характеристики соответствовали расчетным. Но к этому времени командование армейской авиации в очередной раз пересмотрело свои взгляды на двухмоторный истребитель, и проект одноместного Ki-96 дальнейшею развития не получил.
На его базе было решено создать двухместный штурмовик, способный заменить в войсках истребитель Ki-45 В августе 1943 года проект был одобрен и получил обозначение Ki-102. Для ускорения работ Такео Дои использовал планер и силовую установку от Ki-96.
Японский штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy вид спереди
Новый самолет получил дополнительное бронирование и мощное вооружение, состоявшее из установленных в носовой части фюзеляжа трех пушек (одной 57-мм Но-401 и двух 20-мм Но-5) и одного подвижного 12,7-мм пулемета Но-103 в задней части кабины. Первый из трех опытных Кi-102 с двигателями Мицубиси На-112-11 мощностью 1500 л.с. поднялся в воздух в марте 1944 года.
Затем была выпущена партия из 20 предсерийных самолетов, которые вместе с тремя опытными использовались для доводки машины. После внесения в конструкцию незначительных изменений в октябре 1944 года новый самолет был запущен в серию под обозначением "Армейский штурмовик Тип 4" (Ki- 102b). За месяц до первого полета Ki-102 Коку Хомбу распорядился на базе этой машины создать высотный истребитель. И вновь все свелось к простой переделке уже существующей конструкции, эта процедура была проделана с шестью самолетами второй мировой войны Ki-102 из предсерийной партии, которые получили индекс Ki-102a.
Первый из них был облетан в июне 1944 года. Внешне истребитель Ki-102а практически не отличался от самолета Ki-102b, а (главное изменение заключалось в установке двигателей Мицубиси На-112-Н Ru с турбокомпрессорами, позволявшими развивать мощность 1250 л.с на высоте 8200 метров, а не 5800 метров (как обычный На-112-Н). Кроме топ), Ki-102a получил новое вооружение 30-мм пушку Но-203 и две 20-мм пушки Но-5 в носовой части фюзеляжа. Пулемет для защиты задней полусферы был снят. После успешного завершения испытаний шести опытных самолетов военные заказали 12 предсерийных машин, также переделанных из стандартных Ki-102b. Однако серийное производства высотного истребителя организовано не было. Все ограничилось поставкой в войска 15 Ki- 102а.
Японский штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy вид сбоку
Новый самолет отличался удлиненным фюзеляжем, крылом большего размаха и площади, новой кабиной и перепроектированным хвостовым оперением. Кроме того, на нем был установлен радар. Вооружение состояло из двух 30-мм пушек Но-105 в носовой части и двух 20-мм пушек Но-5, расположенных в центральной части фюзеляжа под углом. В качестве силовой установки использовались два оснащенных турбокомпрессорами двигателя Мицубиси. Первый опытный самолет взлетел в июле 1945 года, второй - месяц спустя. Однако до капитуляции Японии завершить летные испытания этих машин не удалось.
Японский штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy вид сверху
Весной 1944 года два самолета Ki-102b были оснащены специально разработанными специалистами "Кавасаки" герметичными кабинами и новым оперением, став таким образом прототипами новой модели японского высотного истребителя второй мировой войны - Ki-108. Они сохранили двигатели Мицубиси На-112-11 Ru с турбокомпрессорами, а их вооружение состояло из одной 37-мм пушки Но-203 и двух 20-мм пушек Но-5. Летные испытания машин постоянно задерживались из-за налетов американской авиации и проблем с турбокомпрессорами. До конца войны их завершить не успели, как не были окончены и испытания двух прототипов улучшенного варианта Ki-108 KAI, которые отличались удлиненным фюзеляжем и крылом увеличенной площади от Ki-102а.
Всего до конца войны было произведено 238 самолетов Ki-102. Из них 215 - варианта Ki-102b. Большинство выпущенных машин было выведено в резерв - их берегли на случай вторжения западных союзников на Японские острова. В боях, в частности в сражении за Окинаву, использовалось лишь небольшое количество истребителей Ki-102, которым американцы присвоили кодовое имя "Рэнди".
Модель
|
Kawasaki Ki-102
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, метров
|
11,45
|
Высота, метров
|
3,7
|
Размах крыла, метров
|
15,57
|
Площадь крыла, метров квадратных
|
34,0
|
Масса пустого, килограмм
|
4950
|
Нормальная взлётная масса, килограмм
|
7300
|
Силовая установка
|
двух-радиальный Mitsubishi Ha-112-II
|
Мощность двигателей л.с.
|
2х1500 (2х1100 кВт)
|
Максимальная скорость, км/ч
|
580
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
нет данных
|
Практическая дальность, км
|
2000
|
Практический потолок, метров
|
10000
|
Скороподъёмность, м/с
|
12
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
214,7
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
306
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1х 2,7 Ho-103
|
Вооружение, пушки, мм
|
1х57 Ho-401, 2х20 Ho-5
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
- Евгений Аранов, Дарья Шкирматова. Штурмовик Kawasaki Ki-102 "Randy".
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.