Тяжелый штурмовик Ki-102
Японский двухместный штурмовик Ki-102 создан под руководством Такео Дои на базе армейского истребителя Кi-96. Проходил испытания в 1944 году. Союзниками присвоено кодовое имя Ренди. До конца Второй мировой войны было построено 238 самолетов Ki-102 в двух вариантах. Большинство машин вывели в резерв - их берегли на случай вторжения западных союзников на Японские острова. В боях применялось небольшое количество истребителей Ki-102.

Двухмоторный штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy

фотография японского самолета второй мировой войны В декабре 1942 года Коку Хомбу приказал свернуть работы над улучшенным вариантом "Торю" Ki-45-II и создать на его базе одноместный истребитель. Проект получил обозначение Ki-96, а главным конструктором новой машины стал Такео Дои. Первый опытный образец японского самолета Второй мировой войны Ki-96 был изготовлен на базе незавершенного прототипа Ki-45-II, второй и третий были построены "с нуля" и отличались кабиной, которая получила фонарь кругового обзора. В сентябре 1943 года начались летные испытания. Их результаты были в целом удовлетворительными: самолет Ki-96 продемонстрировал хорошую управляемость, а его характеристики соответствовали расчетным. Но к этому времени командование армейской авиации в очередной раз пересмотрело свои взгляды на двухмоторный истребитель, и проект одноместного Ki-96 дальнейшею развития не получил.

На его базе было решено создать двухместный штурмовик, способный заменить в войсках истребитель Ki-45 В августе 1943 года проект был одобрен и получил обозначение Ki-102. Для ускорения работ Такео Дои использовал планер и силовую установку от Ki-96.

передняя проекция японского истребителя

Японский штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy вид спереди

Новый самолет получил дополнительное бронирование и мощное вооружение, состоявшее из установленных в носовой части фюзеляжа трех пушек (одной 57-мм Но-401 и двух 20-мм Но-5) и одного подвижного 12,7-мм пулемета Но-103 в задней части кабины. Первый из трех опытных Кi-102 с двигателями Мицубиси На-112-11 мощностью 1500 л.с. поднялся в воздух в марте 1944 года.

Затем была выпущена партия из 20 предсерийных самолетов, которые вместе с тремя опытными использовались для доводки машины. После внесения в конструкцию незначительных изменений в октябре 1944 года новый самолет был запущен в серию под обозначением "Армейский штурмовик Тип 4" (Ki- 102b). За месяц до первого полета Ki-102 Коку Хомбу распорядился на базе этой машины создать высотный истребитель. И вновь все свелось к простой переделке уже существующей конструкции, эта процедура была проделана с шестью самолетами второй мировой войны Ki-102 из предсерийной партии, которые получили индекс Ki-102a.

Первый из них был облетан в июне 1944 года. Внешне истребитель Ki-102а практически не отличался от самолета Ki-102b, а (главное изменение заключалось в установке двигателей Мицубиси На-112-Н Ru с турбокомпрессорами, позволявшими развивать мощность 1250 л.с на высоте 8200 метров, а не 5800 метров (как обычный На-112-Н). Кроме топ), Ki-102a получил новое вооружение 30-мм пушку Но-203 и две 20-мм пушки Но-5 в носовой части фюзеляжа. Пулемет для защиты задней полусферы был снят. После успешного завершения испытаний шести опытных самолетов военные заказали 12 предсерийных машин, также переделанных из стандартных Ki-102b. Однако серийное производства высотного истребителя организовано не было. Все ограничилось поставкой в войска 15 Ki- 102а.

боковая проекция японского военного самолета

Японский штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy вид сбоку

Новый самолет отличался удлиненным фюзеляжем, крылом большего размаха и площади, новой кабиной и перепроектированным хвостовым оперением. Кроме того, на нем был установлен радар. Вооружение состояло из двух 30-мм пушек Но-105 в носовой части и двух 20-мм пушек Но-5, расположенных в центральной части фюзеляжа под углом. В качестве силовой установки использовались два оснащенных турбокомпрессорами двигателя Мицубиси. Первый опытный самолет взлетел в июле 1945 года, второй - месяц спустя. Однако до капитуляции Японии завершить летные испытания этих машин не удалось.

верхняя проекция истребителя японской императорской армиии

Японский штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy вид сверху

Весной 1944 года два самолета Ki-102b были оснащены специально разработанными специалистами "Кавасаки" герметичными кабинами и новым оперением, став таким образом прототипами новой модели японского высотного истребителя второй мировой войны - Ki-108. Они сохранили двигатели Мицубиси На-112-11 Ru с турбокомпрессорами, а их вооружение состояло из одной 37-мм пушки Но-203 и двух 20-мм пушек Но-5. Летные испытания машин постоянно задерживались из-за налетов американской авиации и проблем с турбокомпрессорами. До конца войны их завершить не успели, как не были окончены и испытания двух прототипов улучшенного варианта Ki-108 KAI, которые отличались удлиненным фюзеляжем и крылом увеличенной площади от Ki-102а.

Всего до конца войны было произведено 238 самолетов Ki-102. Из них 215 - варианта Ki-102b. Большинство выпущенных машин было выведено в резерв - их берегли на случай вторжения западных союзников на Японские острова. В боях, в частности в сражении за Окинаву, использовалось лишь небольшое количество истребителей Ki-102, которым американцы присвоили кодовое имя "Рэнди".

Модель
Kawasaki Ki-102
Экипаж, человек
2
Длина, метров
11,45
Высота, метров
3,7
Размах крыла, метров
15,57
Площадь крыла, метров квадратных
34,0
Масса пустого, килограмм
4950
Нормальная взлётная масса, килограмм
7300
Силовая установка
двух-радиальный Mitsubishi Ha-112-II
Мощность двигателей л.с.
2х1500 (2х1100 кВт)
Максимальная скорость, км/ч
580
Крейсерская скорость, км/ч
нет данных
Практическая дальность, км
2000
Практический потолок, метров
10000
Скороподъёмность, м/с
12
Нагрузка на крыло, кг/м2
214,7
Тяговооружённость, Вт/кг
306
Вооружение, пулеметы, мм
1х 2,7 Ho-103
Вооружение, пушки, мм
1х57 Ho-401, 2х20 Ho-5

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
  • Евгений Аранов, Дарья Шкирматова. Штурмовик Kawasaki Ki-102 "Randy".
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Экспериментальный самолет Хейнкель He 176
Первый в мире реактивный самолет Heinkel He 176 В конце 1937 года с целью исследования возможности использования ЖРД (жидкостного реактивного двигателя)...
Летающая лодка МДР-5 (МС-5)
Самолет-амфибия МДР-5 (МС-5) Коллектив конструктора Г.М.Бериева приступил к проектированию нового гидросамолета, получившего название МДР-5, в конце 1937 года. В 1938 году...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме