Тяжелый ночной двухмоторный истребитель Ki-109
|
Тяжелый истребитель-перехватчик Mitsubishi Ki-109
В конце 1943 года высшему политическому и военному руководству Японии стало известно, что США готовятся к осуществлению массированных стратегических налетов бомбардировочной авиации на Японию. Разведке удалось получить фотографию американского тяжелого бомбардировщика Второй мировой войны Боинг B-29, который предполагалось использовать для этих целей. Японское командование пришло к выводу, что авиация императорской армии не готова для борьбы с такими самолетами, поэтому было принято решение в срочном порядке создать современный тяжелый истребитель, способный уничтожать высотные хорошо вооруженные американские машины. Специалисты 1-го авиационного арсенала японской армии в городе Тачикава, проанализировав данную проблему, пришли к выводу, что если проектировать истребитель "с чистого листа", он будет готов только к концу 1945 или к началу 1946 года. Это было неприемлемо.
В качестве исходной машины был выбран японский бомбардировщик второй мировой войны Ki-67 "Хирк", который в ходе проведенных в начале 1943 года испытаний продемонстрировал отличные скоростные и маневренные характеристики. Проект получил обозначение Ki-109 и первоначально предусматривал разработку самолетов двух вариантов: Ki-109а, вооруженный двумя размещенными в фюзеляже под углом 30 градусов 37-мм пушками Но-203 был "охотником", а оснащенный 40-см поисковым прожектором Ki-109b - "загоняющим". Однако вскоре проект пересмотрели: по предложению майора Хидео Сакамото было решено установить на новый самолет обычную 75-мм пушку Тип 88.
Истребитель Японской императорской армии Mitsubishi Ki-109 Otsu вид сбоку
Предполагалось, что дальность ее стрельбы позволит истребителям действовать, не входя в зону оборонительного огня бомбардировщиков. 20 февраля 1944 года Коку Хомбу отдал распоряжение построить два прототипа Ki-109 с 75-мм пушкой. Модифицировать пушку для ведения огня в воздухе было поручено арсеналу в Осаке. Это была весьма сложная задача, поскольку от возглавляемых инженером Тойо конструкторов требовалось разработать новый эффективный способ гашения отдачи пушки после выстрела.
Японский истребитель Mitsubishi Ki-109 вид сбоку
В носовой части фюзеляжа японского истребителя второй мировой войны Ki-109 устанавливалось основное вооружение самолета - 75-мм полевая пушка Тип 88. Она заряжалась вторым пилотам вручную. Боекомплект составлял 15 выстрелов. Одновременно на фирме "Мицубиси" под руководством инженера Озава была перепроектирована передняя секция фюзеляжа, а также усилена конструкция планера, что также было непросто, поскольку достичь этого необходимо было без существенного увеличения массы. В противном случае ухудшились бы характеристики самолета.
Истребитель Японской императорской армии Mitsubishi Ki-109 Otsu вид спереди
Первый прототип Ki-109.01, перестроенный из стандартного Ki-67, был готов в августе 1944 года. В октябре был изготовлен второй опытный экземпляр - Ki-109.02. За исключением передней секции фюзеляжа, приспособленной для установки пушки, оба прототипа были практически идентичны серийным Ki-67. Они даже сохранили надфюзеляжную стрелковую башню. Пушка заряжалась вручную вторым пилотом. Ее боекомплект составлял 15 выстрелов.
Испытания опытных образцов прошли успешно, и Коку Хомбу выдал заказ на 44 самолета. Первые 22 оснащались двумя двигателями Мицубиси На-104 мощностью 1900 л.с., на остальные планировалось установить моторы Ha-104Ru с турбокомпрессорами, что должно было улучшить высотные характеристики истребителя. Эти двигатели были испытаны еще на втором опытном Ki-109, но серийные машины ими так и не были оборудованы - из-за проблем с турбокомпрессором. С целью увеличения скороподъемности, на первом прототипе установили твердотопливные ракетные двигатели, но выяснилось, что после их запуска самолет теряет управляемость.
Истребитель Японской императорской армии Mitsubishi Ki-109 Otsu вид сверху
Чтобы улучшить характеристики перетяжеленного японского истребителя Ki-109, начиная с третьего экземпляра, с самолета демонтировали все стрелковое вооружение, за исключением 12,7-мм пулемета Тип 1 хвостовой установки и уменьшили запас топлива (с 5116 литров до 2152 литра). Однако существенного сдвига добиться так и не удалось. Тем не менее военные самолетыKi-109 были приняты на вооружение, но ко времени поступления в боевые части достаточного числа таких истребителей американская авиация отказалась от дневных налетов, перейдя к ночным действиям с малых высот. В результате боевые самолеты Ki-109 оказались абсолютно бесполезными и были переведены в резерв.
Модель
|
Mitsubishi Ki-109
|
Экипаж, человек
|
4
|
Длина, метров
|
17,95
|
Высота, метров
|
5,8
|
Размах крыла, метров
|
22,5
|
Площадь крыла, метров квадратных
|
65,85
|
Масса пустого, килограмм
|
7 424
|
Нормальная взлётная масса, килограмм
|
10 800
|
Силовая установка
|
двух-радиальный Mitsubishi Ha-104
|
Мощность двигателей л.с.
|
2 х 1900 (2 х 1417 кВт)
|
Максимальная скорость, км/ч
|
550
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
410
|
Практическая дальность, км
|
2200
|
Практический потолок, метров
|
12000
|
Скороподъёмность, м/с
|
8,6
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
164
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
262
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1 х 12,7 Тип-1
|
Вооружение, пушки, мм
|
1 х 75 Тип-88
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
- Евгений Аранов. Тяжелый бомбардировщик Mitsubishi Ki-67 "Hiryu".
- Francillon, Rene J. Japanese Aircraft of the Pacific War".