Тяжелый ночной двухмоторный истребитель Ki-109
Японский тяжелый двухмоторный ночной истребитель-перехватчик Mitsubishi Ki-109 создан под началом Кюнодзо Озава на базе бомбардировщика Mitsubishi Ki-67 Hiryu. Дебютный полет прототипа самолета произошел в феврале 1944 года. Ki-109 были приняты на вооружение, но ко времени поступления в боевые части, авиация США отказалась от дневных налетов, перейдя к ночным действиям с малых высот. В итоге военные самолеты Ki-109, оказавшись абсолютно бесполезными, были переведены в резерв.

Тяжелый истребитель-перехватчик Mitsubishi Ki-109

левая фотография японского самолета В конце 1943 года высшему политическому и военному руководству Японии стало известно, что США готовятся к осуществлению массированных стратегических налетов бомбардировочной авиации на Японию. Разведке удалось получить фотографию американского тяжелого бомбардировщика Второй мировой войны Боинг B-29, который предполагалось использовать для этих целей. Японское командование пришло к выводу, что авиация императорской армии не готова для борьбы с такими самолетами, поэтому было принято решение в срочном порядке создать современный тяжелый истребитель, способный уничтожать высотные хорошо вооруженные американские машины. Специалисты 1-го авиационного арсенала японской армии в городе Тачикава, проанализировав данную проблему, пришли к выводу, что если проектировать истребитель "с чистого листа", он будет готов только к концу 1945 или к началу 1946 года. Это было неприемлемо.

В качестве исходной машины был выбран японский бомбардировщик второй мировой войны Ki-67 "Хирк", который в ходе проведенных в начале 1943 года испытаний продемонстрировал отличные скоростные и маневренные характеристики. Проект получил обозначение Ki-109 и первоначально предусматривал разработку самолетов двух вариантов: Ki-109а, вооруженный двумя размещенными в фюзеляже под углом 30 градусов 37-мм пушками Но-203 был "охотником", а оснащенный 40-см поисковым прожектором Ki-109b - "загоняющим". Однако вскоре проект пересмотрели: по предложению майора Хидео Сакамото было решено установить на новый самолет обычную 75-мм пушку Тип 88.

боковая проекция японского самолета

Истребитель Японской императорской армии Mitsubishi Ki-109 Otsu вид сбоку

Предполагалось, что дальность ее стрельбы позволит истребителям действовать, не входя в зону оборонительного огня бомбардировщиков. 20 февраля 1944 года Коку Хомбу отдал распоряжение построить два прототипа Ki-109 с 75-мм пушкой. Модифицировать пушку для ведения огня в воздухе было поручено арсеналу в Осаке. Это была весьма сложная задача, поскольку от возглавляемых инженером Тойо конструкторов требовалось разработать новый эффективный способ гашения отдачи пушки после выстрела.

боковая проекция японского истребителя

Японский истребитель Mitsubishi Ki-109 вид сбоку

В носовой части фюзеляжа японского истребителя второй мировой войны Ki-109 устанавливалось основное вооружение самолета - 75-мм полевая пушка Тип 88. Она заряжалась вторым пилотам вручную. Боекомплект составлял 15 выстрелов. Одновременно на фирме "Мицубиси" под руководством инженера Озава была перепроектирована передняя секция фюзеляжа, а также усилена конструкция планера, что также было непросто, поскольку достичь этого необходимо было без существенного увеличения массы. В противном случае ухудшились бы характеристики самолета.

передняя проекция самолета японских ввс

Истребитель Японской императорской армии Mitsubishi Ki-109 Otsu вид спереди

Первый прототип Ki-109.01, перестроенный из стандартного Ki-67, был готов в августе 1944 года. В октябре был изготовлен второй опытный экземпляр - Ki-109.02. За исключением передней секции фюзеляжа, приспособленной для установки пушки, оба прототипа были практически идентичны серийным Ki-67. Они даже сохранили надфюзеляжную стрелковую башню. Пушка заряжалась вручную вторым пилотом. Ее боекомплект составлял 15 выстрелов.

Испытания опытных образцов прошли успешно, и Коку Хомбу выдал заказ на 44 самолета. Первые 22 оснащались двумя двигателями Мицубиси На-104 мощностью 1900 л.с., на остальные планировалось установить моторы Ha-104Ru с турбокомпрессорами, что должно было улучшить высотные характеристики истребителя. Эти двигатели были испытаны еще на втором опытном Ki-109, но серийные машины ими так и не были оборудованы - из-за проблем с турбокомпрессором. С целью увеличения скороподъемности, на первом прототипе установили твердотопливные ракетные двигатели, но выяснилось, что после их запуска самолет теряет управляемость.

верхняя проекция японского истребителя

Истребитель Японской императорской армии Mitsubishi Ki-109 Otsu вид сверху

Чтобы улучшить характеристики перетяжеленного японского истребителя Ki-109, начиная с третьего экземпляра, с самолета демонтировали все стрелковое вооружение, за исключением 12,7-мм пулемета Тип 1 хвостовой установки и уменьшили запас топлива (с 5116 литров до 2152 литра). Однако существенного сдвига добиться так и не удалось. Тем не менее военные самолетыKi-109 были приняты на вооружение, но ко времени поступления в боевые части достаточного числа таких истребителей американская авиация отказалась от дневных налетов, перейдя к ночным действиям с малых высот. В результате боевые самолеты Ki-109 оказались абсолютно бесполезными и были переведены в резерв.

Модель
Mitsubishi Ki-109
Экипаж, человек
4
Длина, метров
17,95
Высота, метров
5,8
Размах крыла, метров
22,5
Площадь крыла, метров квадратных
65,85
Масса пустого, килограмм
7 424
Нормальная взлётная масса, килограмм
10 800
Силовая установка
двух-радиальный Mitsubishi Ha-104
Мощность двигателей л.с.
2 х 1900 (2 х 1417 кВт)
Максимальная скорость, км/ч
550
Крейсерская скорость, км/ч
410
Практическая дальность, км
2200
Практический потолок, метров
12000
Скороподъёмность, м/с
8,6
Нагрузка на крыло, кг/м2
164
Тяговооружённость, Вт/кг
262
Вооружение, пулеметы, мм
1 х 12,7 Тип-1
Вооружение, пушки, мм
1 х 75 Тип-88

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
  • Евгений Аранов. Тяжелый бомбардировщик Mitsubishi Ki-67 "Hiryu".
  • Francillon, Rene J. Japanese Aircraft of the Pacific War".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

На "Курск-Восточный" возвращаются истребители МиГ-29СМТ
Самолет МиГ-29СМТ - это глубокая модернизация МиГ-29, представляющая собой многофункциональный истребитель поколения "4+" с открытой архитектурой авионики и постоянно расширяемым...
ООО М.А.К. и Garmin International подписали соглашение о поставке оригинального оборудования Garmin1000 для пилотажных тренажеров Cessna 172
ООО М.А.К. и Garmin договорились об оснащении тренажеров Cessna 172 оборудованием Garmin1000 Комплексные тренажеры для самолетов Cessna 172S, созданные конструкторами московского...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме