Тяжелый ночной истребитель Кавасаки Ki-45 "Торю"
|
Тяжелый истребитель Японии Kawasaki Ki-45 Toryu
"Торю" -"Драконоборец".
В начале 30-х годов XX века широкую популярность во всем мире приобрела концепция многоцелевого боевого самолета, призванного обеспечить завоевание превосходства в воздухе. Толчком к созданию подобных машин послужили взгляды итальянского военного теоретика Дж Дуэ, согласно которым будущее принадлежало многомоторным тяжелым бомбардировщикам, способным уничтожить военно-промышленный потенциал противника и сломить волю его народа к сопротивлению, и двухмоторным самолетам, которые соединили бы в себе черты истребителя и штурмовика. Задачей последних являлось уничтожение вражеских самолетов, сопровождение своих бомбардировщиков и поддержка действий сухопутных войск. Важнейшими чертами самолетов нового класса должны были стать большая дальность полета и мощное вооружение.
Впервые требования к двухмоторному истребителю дальнего действия были сформулированы в марте 1937 года. На их основе фирмы "Накадзима", "Кавасаки" и "Мицубиси" начали разработки проектов Ki-37, Ki-38 и Ki-39 соответственно. Но вскоре они были приостановлены, поскольку военные все никак не могли определиться, что же конкретно им нужно. Наконец, в декабре заказчик сформулировал четкие требования к новому двухмоторному истребителю и предложил фирме "Кавасаки" приступить к созданию нового варианта самолета, который получил обозначение Ki-45, но в целом базировался на конструкции Ki-38.
Новая машина должна была развивать на высоте 3500 м максимальную скорость 540 км/ч и иметь продолжительность полета 4 часа 40 мин (при скорости 350 км/ч), плюс 30 минут боя. В качестве силовой установки предписывалось использовать двигатель Накадзима На-20b, который был лицензионным вариантом 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения Бристоль "Меркурий" и развивал на высоте 3900 м мощность 820 л.с. Вооружение должно было состоять из двух пушек, направленных вперед, и одного пулемета для защиты задней полусферы.
Полет Кавасаки Ki-45 "Торю"
Работы по премированию Ki-45, начавшиеся в январе 1938 года, возглавил Такео Дои. Первый прототип был готов уже через год. В ходе его летных испытаний выявился ряд проблем с двигателями и ручной системой уборки шасси, а также чрезмерное лобовое сопротивление мотогондол. Для снижения аэродннамического сопротивления на втором прототипе установили новые, более обжатые капоты и коки винтов. На третьем прототипе был опробован туннельный кок винта и система уборки шасси с электроприводом.
Однако, несмотря на все усилия разработчиков по улучшению аэродинамики. достичь требуемых показателей не удалось: скорость самолета на высоте 4000 м составляла лишь 480 км/ч. Такие результаты были признаны неудовлетворительными, и проект было решено переработать. Была приостановлена также постройка шести дополнительных опытных машин, которые находились на различных стадиях сборки. Работы возобновились только в апреле 1940 года, когда Коку Хомбу предложил "Кавасаки" установить на один из незавершенных планеров 14-цилиндровые радиальные двигатели Накадзима На-25 мощностью 1000 л.с.
Документальное фото Кавасаки Ki-45 "Торю"
Первый прототип перепроектированного самолета Второй мировой войны, получивший обозначение Ki-45 KAI, был готов в июле 1940 года. И хотя первый полет завершился неудачно - из-за потери жалюзи капота пилоту пришлось совершить вынужденную посадку - доработки были признаны удачными, и пять незавершенных опытных машин были достроены по его образцу. Благодаря использованию более мощных двигателей и меньшему аэродинамическому сопротивлению скорость нового самолета на высоте 2500 м достигла 520 км/ч.
Кавасаки Ki-45 KAI "Торю" вид сбоку
Пока военные проводили оценку самолета, Такео Дои предложил внести в конструкцию еще ряд изменений, которые были призваны облегчить серийное производство, а также улучшить летные данные и управляемость. Новый японский самолет Ki-45 KAI отличался фюзеляжем с меньшей площадью поперечного сечения, модифицированными килем и крылом, которое приобрело трапециевидную форму (вместо эллиптической), а также мотогондолами меньшего диаметра. Усилено было также наступательное вооружение, теперь оно состояло из одной 20-мм пушки Но-103 и двух 12,7-мм пулеметов Тип 1 (вместо прежних 7,7-мм пулеметов Тип 89).
Кавасаки Ki-45 KAI "Торю" вид сверху
В октябре 1940 года заказчик одобрил новый проект и распорядился изготовить три опытных самолета, первый из которых был готов в мае 1941 года. По результатам испытаний опытных машин, а также двенадцати самолетов установочной партии, построенных до конца 1941 года, фирма "Кавасаки" получила приказ приступить к подготовке их серийного производства, самолету было присвоено официальное обозначение "Армейский двухместный истребитель Тип 2 Модель А "Торю" ("Убийца драконов") или сокращенно Ki-45 KAIа.
Кавасаки Ki-45 KAI "Торю" вид снизу
Модификации Ki-45
До 1945 года на двух заводах фирмы "Кавасаки" был построен 1701 экземпляр японского истребителя второй мировой войны Ki-45. В процессе производства в конструкцию самолета вносились различные изменения, что привело к появлению следующих вариантов:
Японский самолет Ki-45 KAI а вид сбоку
- Ki-45 KAIа - первая серийная модификация. Самолеты этого варианта были в целом аналогичны машинам установочной партии. Их вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов Тип 1, установленных неподвижно в носовой части фюзеляжа сверху, 20-мм пушки Но-3, которая монтировалась в нижней части фюзеляжа справа, и 7,92-мм пулемета Тип 98 на поворотном лафете в кабине стрелка/радиооператора. Для отражения ночных налетов американских бомбардировщиков небольшое количество Ki-45 KAIа было модифицировано в полевых условиях для службы в качестве ночных истребителей. Радара на борту не было, и пилоту приходилось использовать данные наведения с земли. Вооружение таких самолетов усиливалось двумя 12,7-мм пулеметами Тип 1, которые стреляли вверх под углом и размещались на месте основного топливного бака между пилотом и стрелком-радиооператором.
- Ki-45 KAIb - штурмовой вариант, предназначенный для борьбы с наземными и надводными целями. Первоначально самолеты этой модификации отличались от Ki-45 KAI а только усиленным вооружением, которое состояло из одной установленной в носовой части фюзеляжа по центру 20-мм пушки Но-3 (вместо двух 12,7-мм пулеметов Тип 1) и одной заряжаемой вручную 37-мм пушки Тип 98 - в подфюзеляжной нише. Машины поздних серий оснащались 14-цилиндровыми двигателями Мнцубиси На-102 моищостью 1080 л.с. Внешне KAIb отличались от самолетов с двигателями Накадзима На-25 более длинными мотогондолами меньшего диаметра. Характеристики самолетов остались без изменений, так как увеличилась не только мощность, но и масса самолетов, зато повысилась их надежность.
- Ki-45 KAIс - вариант ночного истребителя, выпускавшийся с апреля 1944 года. Машины этой модификации, а за девять месяцев их было построено 477 единиц, оснащались двигателями Мицубиси На-102. По сравнению с Ki-45 KAIb на этих машинах были заменены некоторые приборы и установлено новое вооружение. Старая 37-мм подфюзеляжная пушка была заменена полуавтоматической Но-203с боекомплектом в 16 выстрелов. Еще две 20-мм пушки Но-5 устанавливались в центральной секции фюзеляжа, они вели огонь вверх под утлом. Носовая часть Ki-45 KAI с стала несколько длиннее и более остроконечной. На самолеты последней серии подвижный 7,92-мм пулемет Тип 98 не устанавливался.
- Ki-45 KAId - противокорабельный вариант с двигателями На-102 и наступательным вооружением из трех неподвижных стреляющих вперед пушек (две 20-мм Но-5 в носовой части и одна подфюзеляжная 37-мм Но-203). Кроме того, самолеты этой модификации могли нести на внешней подвеске две бомбы весом по 250 кг. Такой же способностью обладали многие модифицированные в полевых условиях истребители Ki-45 KAI первых трех вариантов.
- Ki-45-II - вариант с двумя двигателями Мнцубиси На-112-II мощностью 1500 л. с. От предшественников новый самолет отличался также крылом увеличенного до 15,57 м размаха и оперением, площадь которого тоже стала больше. Проектирование Ki-45-II было начато на фирме "Кавасаки" вскоре после принятия на вооружение Ki-45, но в декабре 1942 года Коку Хомбу распорядился приступить к разработке одноместной машины, которой было присвоено обозначение Ki-96.
Японский самолет Ki-45-II вид сбоку
Осенью 1942 года первые японские самолеты Ki-45 KAIа поступили в части, действовавшие в Бирме и Китае. Там они проявили себя с самой лучшей стороны, причем не столько в качестве дальних истребителей, а как штурмовики. Двухмоторный "Торю" не мог на равных соперничать с одномоторными истребителями союзников, тем более, что его 20-мм пушка с низкой скорострельностью мало подходила для скоротечного воздушного боя. однако в столкновениях с американскими двухмоторными "Лайтнингами" на средних высотах он демонстрировал полное превосходство в маневренности. Большим плюсом нового самолета были протестированные топливные баки, которые устанавливались далеко не на всех японских истребителях того времени.
Самолеты штурмовых модификаций Ki-45 KAIb и Ki-45 KAId прекрасно справлялись с возложенными на них обязанностями и записали на свой счет большое число уничтоженных единиц бронетехники противника и небольших кораблей. Но самая тяжелая задача выпала на долю ночных истребителей Ki-45 KAIс. Им предстояло обеспечить защиту Японских островов от ночных налетов стратегических американских бомбардировщиков Боинг В-29. Учитывая масштабы американского воздушного наступления, малочисленность соединений японских ночных истребителей, а также их несовершенство (японцам до конца войны так и не удалось оснастить ночные истребители радарами), справиться с угрозой было просто не реально. Тем не менее "Торю", получившие у союзников кодовое обозначение "Ник", проявили себя лучшими японскими самолетами в своем классе и одержали большое число побед. Так. например, Ki-45 KAI с из состава 4-го сентай сбили более 150 американских бомбардировщиков второй мировой войны В-29, из них 26 пришлось на счет капитана Исаму Касииде.
Модель
|
Ki-45
|
Экипаж, человек
|
2
|
Площадь крыла, м²
|
32,03
|
Размах крыла, м
|
15,02
|
Длина, м
|
11,00
|
Высота, м
|
3,70
|
Максимальная скорость, км/ч 6000 м
|
540
|
Потолок, м
|
10 000
|
Дальность полета, км
|
2000
|
Время подьема на высоту 5000 м, мин
|
7
|
Вес, бомб, кг
|
500
|
Вес, максимальный, кг
|
5500
|
Двигатели
|
2 × радиальный Mitsubishi Ha-102
|
Мощность л.с
|
2 × 1 080 л.с. (2 × 794 кВт)
|
Вооружение, пулеметы
|
1 х 7,92-мм
|
Вооружение, пушки
|
1 х 37-мм , 2 х 20-мм
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- А.Фирсов. Тяжелые истребители Кавасаки.
- Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Aircraft Profile 105. Rene J. Francillon. Kawasaki Ki-45 Toryu.