Тяжелый ночной истребитель Кавасаки Ki-45 "Торю"
Ki-45 Toryu (русская расшифровка Драконоборец) — двухмоторный истребитель цельнометаллической конструкции. Разработан под руководством Такэо Дои. Первый полет прототипа состоялся в феврале 1939 года. Принят на вооружение в августе 1942 года под наименованием двухместный истребитель армейский тип 2 Торю.

Тяжелый истребитель Японии Kawasaki Ki-45 Toryu

"Торю" -"Драконоборец".

японский самолет В начале 30-х годов XX века широкую популярность во всем мире приобрела концепция многоцелевого боевого самолета, призванного обеспечить завоевание превосходства в воздухе. Толчком к созданию подобных машин послужили взгляды итальянского военного теоретика Дж Дуэ, согласно которым будущее принадлежало многомоторным тяжелым бомбардировщикам, способным уничтожить военно-промышленный потенциал противника и сломить волю его народа к сопротивлению, и двухмоторным самолетам, которые соединили бы в себе черты истребителя и штурмовика. Задачей последних являлось уничтожение вражеских самолетов, сопровождение своих бомбардировщиков и поддержка действий сухопутных войск. Важнейшими чертами самолетов нового класса должны были стать большая дальность полета и мощное вооружение.

Впервые требования к двухмоторному истребителю дальнего действия были сформулированы в марте 1937 года. На их основе фирмы "Накадзима", "Кавасаки" и "Мицубиси" начали разработки проектов Ki-37, Ki-38 и Ki-39 соответственно. Но вскоре они были приостановлены, поскольку военные все никак не могли определиться, что же конкретно им нужно. Наконец, в декабре заказчик сформулировал четкие требования к новому двухмоторному истребителю и предложил фирме "Кавасаки" приступить к созданию нового варианта самолета, который получил обозначение Ki-45, но в целом базировался на конструкции Ki-38.

Новая машина должна была развивать на высоте 3500 м максимальную скорость 540 км/ч и иметь продолжительность полета 4 часа 40 мин (при скорости 350 км/ч), плюс 30 минут боя. В качестве силовой установки предписывалось использовать двигатель Накадзима На-20b, который был лицензионным вариантом 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения Бристоль "Меркурий" и развивал на высоте 3900 м мощность 820 л.с. Вооружение должно было состоять из двух пушек, направленных вперед, и одного пулемета для защиты задней полусферы.

японский самолет в полете

Полет Кавасаки Ki-45 "Торю"

Работы по премированию Ki-45, начавшиеся в январе 1938 года, возглавил Такео Дои. Первый прототип был готов уже через год. В ходе его летных испытаний выявился ряд проблем с двигателями и ручной системой уборки шасси, а также чрезмерное лобовое сопротивление мотогондол. Для снижения аэродннамического сопротивления на втором прототипе установили новые, более обжатые капоты и коки винтов. На третьем прототипе был опробован туннельный кок винта и система уборки шасси с электроприводом.

Однако, несмотря на все усилия разработчиков по улучшению аэродинамики. достичь требуемых показателей не удалось: скорость самолета на высоте 4000 м составляла лишь 480 км/ч. Такие результаты были признаны неудовлетворительными, и проект было решено переработать. Была приостановлена также постройка шести дополнительных опытных машин, которые находились на различных стадиях сборки. Работы возобновились только в апреле 1940 года, когда Коку Хомбу предложил "Кавасаки" установить на один из незавершенных планеров 14-цилиндровые радиальные двигатели Накадзима На-25 мощностью 1000 л.с.

документальное фото японского самолета

Документальное фото Кавасаки Ki-45 "Торю"

Первый прототип перепроектированного самолета Второй мировой войны, получивший обозначение Ki-45 KAI, был готов в июле 1940 года. И хотя первый полет завершился неудачно - из-за потери жалюзи капота пилоту пришлось совершить вынужденную посадку - доработки были признаны удачными, и пять незавершенных опытных машин были достроены по его образцу. Благодаря использованию более мощных двигателей и меньшему аэродинамическому сопротивлению скорость нового самолета на высоте 2500 м достигла 520 км/ч.

боковая проекция самолета

Кавасаки Ki-45 KAI "Торю" вид сбоку

Пока военные проводили оценку самолета, Такео Дои предложил внести в конструкцию еще ряд изменений, которые были призваны облегчить серийное производство, а также улучшить летные данные и управляемость. Новый японский самолет Ki-45 KAI отличался фюзеляжем с меньшей площадью поперечного сечения, модифицированными килем и крылом, которое приобрело трапециевидную форму (вместо эллиптической), а также мотогондолами меньшего диаметра. Усилено было также наступательное вооружение, теперь оно состояло из одной 20-мм пушки Но-103 и двух 12,7-мм пулеметов Тип 1 (вместо прежних 7,7-мм пулеметов Тип 89).

верхняя проекция самолета

Кавасаки Ki-45 KAI "Торю" вид сверху

В октябре 1940 года заказчик одобрил новый проект и распорядился изготовить три опытных самолета, первый из которых был готов в мае 1941 года. По результатам испытаний опытных машин, а также двенадцати самолетов установочной партии, построенных до конца 1941 года, фирма "Кавасаки" получила приказ приступить к подготовке их серийного производства, самолету было присвоено официальное обозначение "Армейский двухместный истребитель Тип 2 Модель А "Торю" ("Убийца драконов") или сокращенно Ki-45 KAIа.

нижняя проекция самолета

Кавасаки Ki-45 KAI "Торю" вид снизу

Модификации Ki-45

До 1945 года на двух заводах фирмы "Кавасаки" был построен 1701 экземпляр японского истребителя второй мировой войны Ki-45. В процессе производства в конструкцию самолета вносились различные изменения, что привело к появлению следующих вариантов:

первая модификация

Японский самолет Ki-45 KAI а вид сбоку

  • Ki-45 KAIа - первая серийная модификация. Самолеты этого варианта были в целом аналогичны машинам установочной партии. Их вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов Тип 1, установленных неподвижно в носовой части фюзеляжа сверху, 20-мм пушки Но-3, которая монтировалась в нижней части фюзеляжа справа, и 7,92-мм пулемета Тип 98 на поворотном лафете в кабине стрелка/радиооператора. Для отражения ночных налетов американских бомбардировщиков небольшое количество Ki-45 KAIа было модифицировано в полевых условиях для службы в качестве ночных истребителей. Радара на борту не было, и пилоту приходилось использовать данные наведения с земли. Вооружение таких самолетов усиливалось двумя 12,7-мм пулеметами Тип 1, которые стреляли вверх под углом и размещались на месте основного топливного бака между пилотом и стрелком-радиооператором.
  • Ki-45 KAIb - штурмовой вариант, предназначенный для борьбы с наземными и надводными целями. Первоначально самолеты этой модификации отличались от Ki-45 KAI а только усиленным вооружением, которое состояло из одной установленной в носовой части фюзеляжа по центру 20-мм пушки Но-3 (вместо двух 12,7-мм пулеметов Тип 1) и одной заряжаемой вручную 37-мм пушки Тип 98 - в подфюзеляжной нише. Машины поздних серий оснащались 14-цилиндровыми двигателями Мнцубиси На-102 моищостью 1080 л.с. Внешне KAIb отличались от самолетов с двигателями Накадзима На-25 более длинными мотогондолами меньшего диаметра. Характеристики самолетов остались без изменений, так как увеличилась не только мощность, но и масса самолетов, зато повысилась их надежность.
  • Ki-45 KAIс - вариант ночного истребителя, выпускавшийся с апреля 1944 года. Машины этой модификации, а за девять месяцев их было построено 477 единиц, оснащались двигателями Мицубиси На-102. По сравнению с Ki-45 KAIb на этих машинах были заменены некоторые приборы и установлено новое вооружение. Старая 37-мм подфюзеляжная пушка была заменена полуавтоматической Но-203с боекомплектом в 16 выстрелов. Еще две 20-мм пушки Но-5 устанавливались в центральной секции фюзеляжа, они вели огонь вверх под утлом. Носовая часть Ki-45 KAI с стала несколько длиннее и более остроконечной. На самолеты последней серии подвижный 7,92-мм пулемет Тип 98 не устанавливался.
  • Ki-45 KAId - противокорабельный вариант с двигателями На-102 и наступательным вооружением из трех неподвижных стреляющих вперед пушек (две 20-мм Но-5 в носовой части и одна подфюзеляжная 37-мм Но-203). Кроме того, самолеты этой модификации могли нести на внешней подвеске две бомбы весом по 250 кг. Такой же способностью обладали многие модифицированные в полевых условиях истребители Ki-45 KAI первых трех вариантов.
  • Ki-45-II - вариант с двумя двигателями Мнцубиси На-112-II мощностью 1500 л. с. От предшественников новый самолет отличался также крылом увеличенного до 15,57 м размаха и оперением, площадь которого тоже стала больше. Проектирование Ki-45-II было начато на фирме "Кавасаки" вскоре после принятия на вооружение Ki-45, но в декабре 1942 года Коку Хомбу распорядился приступить к разработке одноместной машины, которой было присвоено обозначение Ki-96.

японский истребитель

Японский самолет Ki-45-II вид сбоку

Осенью 1942 года первые японские самолеты Ki-45 KAIа поступили в части, действовавшие в Бирме и Китае. Там они проявили себя с самой лучшей стороны, причем не столько в качестве дальних истребителей, а как штурмовики. Двухмоторный "Торю" не мог на равных соперничать с одномоторными истребителями союзников, тем более, что его 20-мм пушка с низкой скорострельностью мало подходила для скоротечного воздушного боя. однако в столкновениях с американскими двухмоторными "Лайтнингами" на средних высотах он демонстрировал полное превосходство в маневренности. Большим плюсом нового самолета были протестированные топливные баки, которые устанавливались далеко не на всех японских истребителях того времени.

Самолеты штурмовых модификаций Ki-45 KAIb и Ki-45 KAId прекрасно справлялись с возложенными на них обязанностями и записали на свой счет большое число уничтоженных единиц бронетехники противника и небольших кораблей. Но самая тяжелая задача выпала на долю ночных истребителей Ki-45 KAIс. Им предстояло обеспечить защиту Японских островов от ночных налетов стратегических американских бомбардировщиков Боинг В-29. Учитывая масштабы американского воздушного наступления, малочисленность соединений японских ночных истребителей, а также их несовершенство (японцам до конца войны так и не удалось оснастить ночные истребители радарами), справиться с угрозой было просто не реально. Тем не менее "Торю", получившие у союзников кодовое обозначение "Ник", проявили себя лучшими японскими самолетами в своем классе и одержали большое число побед. Так. например, Ki-45 KAI с из состава 4-го сентай сбили более 150 американских бомбардировщиков второй мировой войны В-29, из них 26 пришлось на счет капитана Исаму Касииде.

Модель
Ki-45
Экипаж, человек
2
Площадь крыла, м²
32,03
Размах крыла, м
15,02
Длина, м
11,00
Высота, м
3,70
Максимальная скорость, км/ч 6000 м
540
Потолок, м
10 000
Дальность полета, км
2000
Время подьема на высоту 5000 м, мин
7
Вес, бомб, кг
500
Вес, максимальный, кг
5500
Двигатели
2 × радиальный Mitsubishi Ha-102
Мощность л.с
2 × 1 080 л.с. (2 × 794 кВт)
Вооружение, пулеметы
1 х 7,92-мм
Вооружение, пушки
1 х 37-мм , 2 х 20-мм

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • А.Фирсов. Тяжелые истребители Кавасаки.
  • Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Aircraft Profile 105. Rene J. Francillon. Kawasaki Ki-45 Toryu.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме