Разведывательный гидросамолет Kawanishi E7K Alf
|
Гидросамолет-разведчик Каwanishi E7K Alf
В начале 1930-х годов Кайгун Коку Хомбу разработал программу развития морской военной авиации на базе отечественных моделей самолетов, которые должны были обладать очень высокими тактико-техническими характеристиками. В рамках этой программы были сформулированы требования 7-Си на трехместный разведывательный гидросамолет бипланной схемы. В марте 1932 года спецификация была передана фирмам "Аичи", "Каваниси" и "Накадзима". Конструкторский коллектив "Каваниси" под руководством Ейи Секигучи разработал предварительный проект гидросамолета. который получил фирменное обозначение Тип J и был передан заказчику для оценки. Свои проекты предложили также конкуренты: "Аичи" (АВ-6) и "Накадзима" (E7N1). Проект компании "Накадзима" был отвергнут, а два оставшихся было решено осуществить на практике.
Первый прототип гидросамолета фирмы "Каваниси", получивший флотское обозначение E7K1, поднялся в воздух 6 февраля 1933 года. Он представлял собой двух поплавковый гидросамолет-биплан, оснащенный W-образным двигателем жидкостного охлаждения Хиро Тип 91 Модель 1 (620 л.с.) с деревянным двухлопастным воздушным винтом. Три члена экипажа располагались по тандемной схеме в отдельных открытых кабинах. После окончания заводских летных испытаний на самолете было установлено вооружение из трех 7,7-мм пулеметов Тип 89. Один их них неподвижно монтировался в фюзеляже над двигателем, а два остальных (их обслуживал стрелок/радиооператор) находились на подвижных установках под и над фюзеляжем. Под центропланом могли подвешиваться четыре бомбы массой по 30 кг или две бомбы по 60 кг.
Модификация Японского разведывательного гидросамолета Каwanishi E7K1 Alf
В мае 1933 года прототип E7K1 был передан в Йокосука Кокутай для проведения сравнительных испытаний с машиной Аичи Е7А1 (АВ-6). Тестирование выявило, что гидросамолет E7K1 превосходит конкурента как по техническим характеристикам, так и по пилотажным качествам, но окончательного решения пришлось ждать еще несколько месяцев. Лишь в мае 1934 года после испытаний второго прототипа Кайгун Коку Хомбу отдал распоряжение о запуске самолета фирмы "Каваниси" в серию. Он получил официальное обозначение "Разведывательный гидросамолет Тип 94 Модель 1" (E7K1 Модель 1). Первая партия серийных машин была оснащена такими же моторами, что и прототипы, но на более поздних самолетах их сменили двигатели Хиро Тип 91 Модель 2 мощностью 750 л.с, которые вращали новые деревянные четырехлопастные воздушные винты постоянного шага.
Японский разведывательный гидросамолет Каwanishi E7K2 Alf
В линейных частях гидросамолеты E7K1 быстро завоевали любовь экипажей. Этим они были обязаны простоте в управлении, а также прочности и надежности конструкции. E7K1 поступили на вооружение большинства крупных военных кораблей и шшучнх баз гидросамолетов. Кроме того, ими оснастили большое число подразделений сухопутного базирования. Они использовались в основном для ведения разведки и патрулирования прибрежных вод.
Разведывательный гидросамолет Тип 94 E7K2 Модель 12
В середине 1930-х годов новый японский гидросамолет привлек к себе повышенное внимание, когда на одном из E7K1 лейтенант Никитта совершил беспосадочный перелет из Йокосуки в Бангкок. По тем временам это был большой успех, особенно если учесть, что он был достигнут японской авиацией, которая повсеместно считалась безнадежно устаревшей. В 1937 году фирма "Каваниси" приступила к выпуску самолетов модернизированного варианта, на которые устанавливался звездообразный двигатель воздушного охлаждения Мицубиси МК2А Зуйсей 11 (850 л. с.) с двухлопастным металлическим винтом. Фюзеляж самолета имел металлическую конструкцию с полотняной обшивкой. Крылья E7K1, как и фюзеляж, имели тканевую обшивку. К моменту начала войны на Тихом океане самолеты E7K1 уже были сняты с вооружения частей первой линии. Однако многие из них несли службу в патрульных и вспомогательных подразделениях, несмотря на свою устаревшую конструкцию, по-прежнему состояли на вооружении некоторых военных кораблей и плавучих авиабаз.
Разведывательный гидросамолет Японского Императорского флота Каwanishi E7K2 Alf
На начальном этапе войны они использовались для ведения разведки, сопровождения морских конвоев и обнаружения подводных лодок противника. Они получили у союзников кодовое обозначение "Эльф". Позднее E7K2 применялись в качестве патрульных, связных и учебно-тренировочных машин. В последние месяцы войны уцелевшие гидросамолеты E7K1 и E7K2 использовались пилотами-камикадзе. Первый опытный самолет этой модификации был облетан в августе 1938 года, а через три месяца началось его серийное производство. Новая машина получила обозначение "Разведывательный гидросамолет Тип 94 Модель 2" (E7K1 Модель 2), которое позднее было изменено на E7K2 Модель 12. Производство машин нового варианта продолжалось до 1941 года. Всего же было выпущено 530 экземпляров E7K, из них 57 - на заводе фирмы "Ниппон Хикоки КК". Гидросамолеты E7K1 впервые были использованы в Китае во время необъявленной японско-китайской войны. Они вели разведку и патрулирование, оказав неоценимые услуги по блокаде побережья Китая.
Модель
|
E7K2
|
Экипаж, человек
|
3
|
Размах крыла, м
|
14,00
|
Длина, м
|
10,50
|
Высота, м
|
4,85
|
Площадь крыла, м2
|
43,6
|
Силовая установка
|
Mitsubishi Tsuisei-11
|
Мощность, л.с, кВт
|
850 (650 )
|
Масса пустого, кг
|
2100
|
Нормальная взлетная, кг
|
нет данных
|
Максимальная взлетная, кг
|
3300
|
Макс. скорость, км/час
|
272
|
Крейсерская скорость , км/час
|
185
|
Скороподъёмность, м/мин
|
330
|
Практический потолок, м
|
7060
|
Практическая дальность, км
|
1850
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
3х7,7 Тип 92
|
Вооружение, бомбы, кг
|
120
|
Источники:
- Rene J.Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Евгений Аранов. Летающие лодки Японии.
- Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии.