|
Высокоскоростной разведывательный гидроплан Kawanishi E15K Shiun
|
По своей концепции Каваниси Е15К1 был одним из самых передовых гидропланов своего времени. Но ненадежность сложной системы уборки и сбрасывания поплавков, низкие летные данные, отсутствие бронирования экипажа и протектирования баков привели к полному провалу интересной идеи создания поплавкового разведчика, способного уходить от истребителей. Разработка самолета, получившего фирменное обозначение К-10, началась еще в июле 1939 года, но из-за технических трудностей готовность первого самолета задержалась до конца 1941 года.
Гидросамолет-разведчик Каwanishi E15K Shiun
В 1939 году Кайгун Коку Хомбу представил спецификацию 14-Си к двухместному разведывательному гидросамолету, способному эффективно действовать в районах, контролируемых истребителями противника. Поэтому основным требованием к новой машине стало достижение максимально возможной скорости полета, которая позволяла бы уклоняться от атаки и уходить от преследования. Понимая, что традиционными средствами добиться поставленной цели нереально, техническими экспертами Японского Императорского флота было предписано применить нестандартную поплавковую схему с одним основным подфюзеляжным поплавком, который в случае опасности мог сбрасываться (таким образом планировалось увеличить максимальную скорость на 90 км/ч), и двумя надувными стабилизирующими поплавками, которые для снижения аэродинамического сопротивления могли прижиматься к крыльям.
В качестве силовой установки предлагалось использовать двигатель воздушного охлаждения Мицубиси Касей 14 мощностью 1500 л.с, приводящий во вращение два двухлопастных соосных воздушных винта. Такое решение, прежде на японских самолетах не применявшееся, было призвано устранить реактивный момент, существенно усложняющий взлет и посадку гидросамолетов. Создание самолета по спецификации 14-Си было поручено фирме "Каваниси", специалисты которой приступили к работе над проектом К-10 (флотское обозначение E15К1) в июле того же, 1939 года. Но из-за отсутствия опыта в реализации предложенных заказчиком конструктивных решений и неимения образцов для подражания они сильно затянулись. Постройка первого прототипа была завершена только в конце 1941 года, а первый полет состоялся 5 декабря. Результаты заводских летных испытаний были удовлетворительными: самолет достиг скорости 470 км/ч (без сброса поплавка) и продемонстрировал неплохие пилотажные качества. Однако выявились проблемы с управлением шагом вращающихся в противоположных направлениях соосных винтов и механизмом уборки стабилизирующих поплавков. В целом самолет имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки элеронов и рулей.
Японский высокоскоростной гидросамолет-разведчик Каwanishi E15K Shiun
Всего было изготовлено 15 машин этого типа, которые по своей концепции были одними из самых передовых гидросамолетов времен Второй мировой войны. Однако ненадежность сложной системы подъема и сбрасывания поплавков и низкая живучесть самолета привели к полному провалу проекта создания поплавкового разведчика, способного уходить от истребителей.
Скоростной разведывательный гидросамолет Тип 2 "Сиюн" (Фиолетовое облако) Модель 11" (E15K1 Модель 11)
Несмотря на это, в октябре 1942 года машина была передана заказчику для войсковых испытаний. В ходе одного из полетов отказал механизм выпуска стабилизирующих поплавков. Прототип получил повреждения, но вскоре был восстановлен и оснащен дополнительным подфюзеляжным килем - для повышения продольной устойчивости. Но решить проблему с уборкой стабилизирующих поплавков так и не удалось - их просто зафиксировали в выпущенном положении с помощью подкосов. В таком виде К-10 был принят на вооружение как "Скоростной разведывательный гидросамолет Тип 2 "Сиюн" (Фиолетовое облако) Модель 11" (E15K1 Модель 11). Сомнения относительно надежности нового самолета вынудили Кайгун Коку Хомбу еще до развертывания серийного производства заказать "Каваниси" информационную партию из пяти машин E15K1 Модель 11, которые вместе с прототипом в начале 1944 года были отправлены на остров Палау - для испытании в боевых условиях. Вскоре все машины были сбиты истребителями союзников. Система сброса центрального поплавка совершенно не оправдала себя. Она просто не работала, из-за чего E15K1 не мог использовать свой основной козырь, каким должна была стать высокая скорость, и поэтому становился легкой добычей для истребителей противника. Отсутствие бронезащиты кабины пилота, применение непротектированных топливных баков и слабое оборонительное вооружение (один 7,7-мм пулемет) еще более усугубили ситуацию.
Высокоскоростная разведывательная летающая лодка Японского Императорского флота Каwanishi E15K Shiun
Правда, фирма "Каваниси" приступила к серийному производству летающих лодок усовершенствованного варианта E15K1 Модель 12. Их основное отличие от предсерийных самолетов заключалось в установке двигателя Мицубиси Касей 24 мощностью 1825 л.с. Новыми машинами планировалось оснастить рад боевых кораблей, в том числе построенный на базе суперлинкора типа "Ямата" авианосец "Шинано", но в феврале 1944 года из-за неудачных результатов боевого применения серийный выпуск самолетов E15K1 был прекращен. У американцев гидросамолет Каваниси E15K1 получил кодовое обозначение "Норм".
Модель
|
E15K1
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
14,0
|
Длина, м
|
11,587
|
Высота, м
|
4,95
|
Площадь крыла, м2
|
30,0
|
Силовая установка
|
1хMitsubishi Kasei 45
|
Мощность, л.с, кВт
|
1х1850 (1х1х360)
|
Масса пустого, кг
|
3165
|
Нормальная взлетная, кг
|
4100
|
Максимальная взлетная, кг
|
4900
|
Макс. скорость, км/час
|
460
|
Крейсерская скорость , км/час
|
290
|
Скороподъёмность, м/сек
|
10,0
|
Практический потолок, м
|
9830
|
Практическая дальность, км
|
3320
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
137
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
332
|
Вооружение, пулеметы мм
|
1х7,7 Тип-92
|
Вооружение, торпеда, кг
|
отсутствует
|
Вооружение, бомбы, кг
|
2х60
|
Источники:
- Rene J.Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Евгений Аранов. Летающие лодки Японии.
- Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|