Высокоскоростной разведывательный гидроплан "Сиюн" Kawanishi E15K Shiun ("Фиолетовое облако")
По своей концепции Каваниси Е15К1 был одним из самых передовых гидропланов своего времени. Но ненадежность сложной системы уборки и сбрасывания поплавков, низкие летные данные, отсутствие бронирования экипажа и протектирования баков привели к полному провалу интересной идеи создания поплавкового разведчика, способного уходить от истребителей. Разработка самолета, получившего фирменное обозначение К-10, началась еще в июле 1939 года, но из-за технических трудностей готовность первого самолета задержалась до конца 1941 года.

Каwanishi Е15К "Shiun"

высокоскоростной разведчик"Каваниси Кокуки Кабусики Кайса" Проходил испытания в 1941 году. В 1939 году Кайгун Коку Хомбу представил спецификацию 14-Си к двухместному разведывательному гидросамолету, способному эффективно действовать в районах, контролируемых истребителями противника. Поэтому основным требованием к новой машине стало достижение максимально возможной скорости полета, которая позволяла бы уклоняться от атаки и уходить от преследования. Понимая, что традиционными средствами добиться поставленной цели нереально, техническими экспертами Японского Императорского флота было предписано применить нестандартную поплавковую схему с одним основным подфюзеляжным поплавком, который в случае опасности мог сбрасываться (таким образом планировалось увеличить максимальную скорость на 90 км/ч), и двумя надувными стабилизирующими поплавками, которые для снижения аэродинамического сопротивления могли прижиматься к крыльям.

В качестве силовой установки предлагалось использовать двигатель воздушного охлаждения Мицубиси Касей 14 мощностью 1500 л.с, приводящий во вращение два двухлопастных соосных воздушных винта. Такое решение, прежде на японских самолетах не применявшееся, было призвано устранить реактивный момент, существенно усложняющий взлет и посадку гидросамолетов. Создание самолета по спецификации 14-Си было поручено фирме "Каваниси", специалисты которой приступили к работе над проектом К-10 (флотское обозначение E15К1) в июле того же, 1939 года. Но из-за отсутствия опыта в реализации предложенных заказчиком конструктивных решений и неимения образцов для подражания они сильно затянулись. Постройка первого прототипа была завершена только в конце 1941 года, а первый полет сотоялся 5 декабря. Результаты заводских летных испытаний были удовлетворительными: самолет достиг скорости 470 км/ч (без сброса поплавка) и продемонстрировал неплохие пилотажные качества. Однако выявились проблемы с управлением шагом вращающихся в противоположных направлениях соосных винтов и механизмом уборки стабилизирующих поплавков. В целом самолет имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки элеронов и рулей.

боковая проекция летающей лодки

Японский высокоскоростной гидросамолет-разведчик Каwanishi Е15К "Shiun"

Всего было изготовлено 15 машин этого типа, которые по своей концепции были одними из самых передовых гидросамолетов времен Второй мировой войны. Однако ненадежность сложной системы подъема и сбрасывания поплавков и низкая живучесть самолета привели к полному провалу проекта создания поплавкового разведчика, способного уходить от истребителей.

верхняя проекция высокоскоростного морского разведчика

Скоростной разведывательный гидросамолет Тип 2 "Сиюн" (Фиолетовое облако) Модель 11" (Е15К1 Модель 11)

Несмотря на это, в октябре 1942 года машина была передана заказчику для войсковых испытаний. В ходе одного из полетов отказал механизм выпуска стабилизирующих поплавков. Прототип получил повреждения, но вскоре был восстановлен и оснащен дополнительным подфюзеляжным килем - для повышения продольной устойчивости. Но решить проблему с уборкой стабилизирующих поплавков так и не удалось - их просто зафиксировали в выпущенном положении с помощью подкосов.
В таком виде К-10 был принят на вооружение как "Скоростной разведывательный гидросамолет Тип 2 "Сиюн" (Фиолетовое облако) Модель 11" (Е15К1 Модель 11). Сомнения относительно надежности нового самолета вынудили Кайгун Коку Хомбу еще до развертывания серийного производства заказать "Каваниси" информационную партию из пяти машин Е15К1 Модель 11, которые вместе с прототипом в начале 1944 года были отправлены на остров Палау - для испытании в боевых условиях. Вскоре все машины были сбиты истребителями союзников. Система сброса центрального поплавка совершенно не оправдала себя. Она просто не работала, из-за чего Е15К1 не мог использовать свой основной козырь, каким должна была стать высокая скорость, и поэтому становился легкой добычей для истребителей противника. Отсутствие бронезащиты кабины пилота, применение непротектированных топливных баков и слабое оборонительное вооружение (один 7,7-мм пулемет) еще более усугубили ситуацию.

нижняя проекция летающей лодки

Высокоскоростная разведывательная летающая лодка Японского Императорского флота Каwanishi Е15К "Shiun"

Правда, фирма "Каваниси" приступила к серийному производству летающих лодок усовершенствованного варианта Е15К1 Модель 12. Их основное отличие от предсерийных самолетов заключалось в установке двигателя Мицубиси Касей 24 мощностью 1825 л.с. Новыми машинами планировалось оснастить рад боевых кораблей, в том числе построенный на базе суперлинкора типа "Ямата" авианосец "Шинано", но в феврале 1944 года из-за неудачных результатов боевого применения серийный выпуск самолетов Е15К1 был прекращен. У американцев гидросамолет Каваниси Е15К1 получил кодовое обозначение "Норм".

Модель
Е15К1
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
14,0
Длина, м
11,587
Высота, м
4,95
Площадь крыла, м2
30,0
Силовая установка
1хMitsubishi Kasei 45
Мощность, л.с, кВт
1х1850 (1х1х360)
Масса пустого, кг
3165
Нормальная взлетная, кг
4100
Максимальная взлетная, кг
4900
Макс. скорость, км/час
460
Крейсерская скорость , км/час
290
Скороподъёмность, м/сек
10,0
Практический потолок, м
9830
Практическая дальность, км
3320
Нагрузка на крыло, кг/м2
137
Тяговооружённость, Вт/кг
332
Вооружение, пулеметы мм
1х7,7 Тип-92
Вооружение, торпеда, кг
отсутствует
Вооружение, бомбы, кг
2х60
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

В Москве прошла генеральная репетиция Парада Победы 2014
Количество авиационной техники символизирует 69-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне Два дня остается до Дня Победы. И 7 мая 2014...
Парад Победы прошел в Москве 9 Мая 2016 года
71-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 71-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне сегодня отмечают в России. Военные парады, салюты,...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме