Разведывательный гидросамолет для подводной лодки Yokosuka E14Y
Работы над проектом велись параллельно с фирмой Ватанабэ по требованиям флота, предъявленным в 1937 году. Серийный выпуск машины поручили проигравшей фирме Ватанабэ, имевшей более значительные производственные мощности. E14Y1 выпускался с 1940 года, а первая машина этого типа поступила на вооружение к середине 1941 года. Производство завершилось в самом начале 1943 года. За это время построили 125 самолетов.

Японский гидроплан Yokosuka E14Y

Разведывательный гидросамолет подводной лодки морской тип 0.

японский гидросамолет Гидросамолет E14Y был создан в соответствии с планом развития 3-го поколения подводных сил Императорского военно-морского флота Японии. Программа была разработана в 1937 году и предусматривала проектирование и постройку океанских подводных лодок дальнего действия типа 1-9 водоизмещением по 2000 тонн. Каждую из них предполагалось оснастить легким разведывательным самолетом. Поскольку состоявший в то время на вооружении гидросамолет-биплан подобного класса Ватанабе E9W1 уже считался устаревшим, то Кайгун Коку Хомбу сформулировал к его преемнику технические требования 12-Си, которые были переданы для реализации на конкурсной основе 1-му авиационному морскому арсеналу в Йокосуке ("Дай-Ичи Кайгун Кокусо") и фирме "Ватанабе Теккосо КК". В процессе проектирования конструкторским коллективам предписывалось тесно сотрудничать между собой, а все работы надлежало вести в условиях строгой секретности.

В 1-м арсенале специалисты под руководством Мицуо Ямада создали гидросамолет, который представлял собой свободнонесущий низкоплан с двумя съемными поплавками и складывающимися вдоль фюзеляжа крыльями. Поскольку самолет на борту подводной лодки должен был размещаться в цилиндрическом ангаре малого диаметра, складными были выполнены также законцовка киля и стабилизаторы горизонтального оперения. На этапе проектирования в конструкцию машины были внесены некоторые изменения, в частности киль стал гораздо ниже.

вид сбоку на гидросамолет-разведчик

Японский разведывательный гидросамолет подводной лодки Тип 0 Модель 1-1Yokosuka E14Y

В конце 1938 года был завершен первый из двух прототипов, которые получили обозначение E14Y1. В 1939 году обе машины выполнили программу заводских летных испытаний. Новый самолет - двухместный одномоторный низкоплан смешанной конструкции - был оснащен 9-цилиндровым звездообразным двигателем Хитачи GK2 Темпу мощностью 340 л.с. Вооружение состояло из одного подвижного 7,7-мм пулемета Тип 92, предназначенного для защиты задней полусферы, и двух 30-кг бомб на внешней подвеске. Первые прототипы имели массу 1130 кг, что на 180 кг превышало требуемую. Для того чтобы не ухудшились характеристики самолета при старте с катапульты, пришлось уменьшить количества топлива до 200 литров, из-за чего дальность полета снизилась до 480 км. Для разведчика это было недопустимо, поэтому заказчик потребовал изготовить более легкие третий и четвертый прототипы. Разработчики внесли в конструкцию самолета соответствующие изменения, а для повышения устойчивости добавили подфюзеляжный гребень и увеличили площадь киля.

разведывательный гидросамолет вид сверху

Малый разведывательный гидросамолет Тип 0 Модель 11 (E14Y1 Модель 11)

Модифицированная таким образом машина в декабре 1940 года была направлена в серийное производство под обозначением "Разведывательный гидросамолет подводной лодки Тип 0 Модель 1-1", которое позднее было изменено на "Малый разведывательный гидросамолет Тип 0 Модель 11" (E14Y1 Модель 11). Выпуск был налажен на заводе фирмы "Ватанабе", поскольку разработанный ее конструкторами гидросамолет E14WI в ходе сравнительных испытаний продемонстрировал худшие характеристики и был отклонен. Всего до 1943 года, когда производство E14Y1 прекратили, было построено 138 машин этого типа. Боевой дебют Японского разведывательного гидросамолета Yokosuka E14Y1 состоялся 17 декабря 1941 года, когда стартовавший с подводной лодки 1-7 гидросамолет совершит полет над Перл-Харбором с целью сфотографировать результаты налета ударной палубной авиации, совершенного десять дней назад. Американцы его просто не заметили. В дальнейшем, вплоть до 1943 года, пока американцы не приняли на вооружение более эффективные радары, самолеты E14Y1 довольно активно и успешно использовались для разведки портов и баз союзников в Австралии и Новой Зеландии. на африканском побережье. Мадагаскаре и Алеутских островах. Полученные ими данные затем использовались экипажами карликовых подводных лодок для атаки кораблей союзников в гаванях и на выходах из них. Кроме того, гидросамолеты E14Y1 применялись для патрулирования акватории вокруг Японских островов.

вид спереди на морской самолет

Гидросамолет-разведчик Yokosuka E14Y1 "Glenn"

Самой известной операцией с участием машин этого типа стали налеты на тихоокеанское побережье Соединенных Штатов. Пилотируемый лейтенантом Нобуо Фудзита самолет E14Y1 с подводной лодки 1-25 дважды (9 и 29 сентября 1942 года) вторгался в воздушное пространство США в районе города Брукингс (штат Орегон) и сбросил четыре фосфорные бомбы массой по 76 кг на лес. Японцы рассчитывали вызвать таким образом обширные пожары, распространению которых должны были способствовать сильные ветры, но их надеждам не суждено было сбыться. Последствия налетов оказались мизерными, тем не менее, благодаря им E14Y1 вошел в историю как единственный иностранный самолет, сбросивший бомбы на американский континент во время второй мировой войны. Гидросамолеты E14Y1 получили у союзников кодовое имя "Глен" английское "Glenn".

Модель
E14Y1
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
11,0
Длина, м
8,54
Высота, м
3,8
Площадь крыла, м2
19,0
Силовая установка
1хHitachi Tempu 12
Мощность, л.с, кВт
340  (254)
Масса пустого, кг
1119
Нормальная взлетная, кг
1450
Максимальная взлетная, кг
1600
Макс. скорость, км/час
246
Крейсерская скорость , км/час
165
Скороподъёмность, м/сек
4,9
Практический потолок, м
5420
Практическая дальность, км
880
Нагрузка на крыло, кг/м2
76,3
Тяговооружённость, Вт/кг
175
Вооружение, пулеметы, мм
1х7,7 Тип-92
Вооружение, бомбы, кг
60

Источники:

  • В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
  • Евгений Аранов. Летающие лодки Японии.
  • Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии.
  • Н.Околелов, А.Чечин. Старт из-под воды.
  • Авиамастер. Борис Соломонов, Константин Кулагин. Подводная авиация страны Ямато.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме