Патрульный морской гидросамолет тип 0 Mitsubishi F1M "Pete"
В 1935 году фирма Мицубиси разработала двухместный поплавковый гидросамолет Ка-17 для воздушного наблюдения, приспособленный для запуска с катапульты. Впервые поднявшийся в воздух в июне 1936 года, этот биплан с двигателем Nakajima Hikari мощностью 611 кВт (820 л.с.) показал недостаточные летные характеристики. Были изготовлены четыре доработанных опытных образца F1M1, оснащенных более мощными двигателями, и начато их серийное производство под обозначением Морской Тип 0 Наблюдательный Гидросамолет Модель 11 Mицубиси F1M2. Позднее союзники дали этим самолетам кодовое обозначение Пит (Pit).


Мitsubishi F1M "Pete"

патрульный гидросамолет"Мицубиси Юкоге Кабусики Кайса" Проходил испытания в 1936 году. Командование Императорского военно-морского флота Японии хорошо понимало роль и значение авиации в современной войне на море, поэтому крупные японские боевые корабли (линкоры и крейсеры) были оснащены большим количеством гидросамолетов различных типов. Это были машины категории Е, основным назначением которых было ведение дальней разведки. Но этим круг задач поплавковых самолетов не ограничивался, поэтому в середине 1930-х годов Кайгун Коку Хомбу пришел к выводу о целесообразности постановки на вооружение наблюдательных гидросамолетов, для которых большая дальность полета имела меньшее значение. Они должны были использоваться для корректировки огня корабельной артиллерии, ближней разведки и борьбы с самолетами противника. Для выполнения вышеназванных задач решено было создать категорию самолетов, которую обозначили буквой F. В марте 1935 года были сформулированы технические требования 10-Си к гидросамолету нового типа. В конкурсе приняли участие фирмы "Аичи", "Каваниси" и "Мицубиси".

На "Мицубиси" проектирование было поручено конструкторскому коллективу под руководством Йои Хатторн, который особое внимание уделил тщательной проработке аэродинамических форм самолета. Работы шли достаточно быстро - к июню 1936 года был готов прототип гидросамолета, носившего фирменное обозначение Ка-17 и флотское F1М1. В этом же месяце он совершит первый полет. После окончания заводских испытаний новый самолет был передан заказчику для сравнительного тестирования с гидросамолетом Аичи F1A1 (фирма "Каваниси" после разработки предварительного проекта от дальнейшего участия в конкурсе отказалась).Сравнительные испытания проводились в порту Нагоя и выявили ряд недостатков гидросамолета F1M1. Летчики отмечали недостаточную поперечную устойчивость, неудовлетворительные технические характеристики на воде и склонность машины к втягиванию в "штопор". Тем не менее победителем конкурса была объявлена машина "Мицубиси", правда, одновременно фирма получила задание серьезно модифицировать конструкцию и построить три дополнительных прототипа.

боковая проекция патрульного гидросамолета

Патрульный морской гидросамолет  тип 0 Мitsubishi F1M "Pete"

Разработчики внесли в проект ряд существенных изменений, в частности, применили переделанный центральный поплавок от гидросамолета Накадзима E8N, совершенно новое крыло и оперение большей площади. Поскольку к этому времени были созданы новые двигатели с более высокими характеристиками, с согласия Кайгун Коку Хомбу на дополнительные прототипы установили звездообразные двигатели Мицубиси Зуйсей 13 мощностью 875 л.с. (вместо 820-сильного мотора Накадзима Хикари 1). В aвгусте 1938 года второй прототип поднялся в воздух. Летные испытания показали, что характеристики и пилотажные качества самолета заметно улучшились. Новая машина получила обозначение "Наблюдательный гидросамолет Тип 0 Модель 1b" (F1M2 Модель 11). Только в 1940 году было принято официальное решение о развертывании производства, которое было налажено фирмой "Мицубиси" на заводе в Нагое. После изготовления 524 самолетов F1M2, их выпуск был перенесен на завод 21-го морского авиационного арсенала в Сасебо. До прекращения производства в марте 1944 года там было построено еще 590 машин. Часть серийных F1M2 была переделана в учебные самолеты, которые получили дублированную систему управления и обозначение F1M2-K.

верхняя проекция морской летающей лодки

Наблюдательный гидросамолет Тип 0 Модель 1b (FIM2 Модель 11)

Внешние консоли крыльев серийных F1M имели трапециевидную форму с закругленными законцовками вместо эллиптической на прототипе. Это изменение было введено с единственной целью - упростить процесс производства. Конструкция цельнометаллического фюзеляжа самолета смешанная: рамочная в передней части и полумонококовая - в задней.

нижняя проекция самолета

Патрульная летающая лодка Японского Императорского флота Mitsubishi F1M

На первом этапе войны на Тихом океане F1M2, получившие у союзников кодовое имя "Пит", вместе с разведчиками Аичи Е13А1 составляли основу сил авиации, которая базировалась на крупных боевых кораблях и плавучих базах Японских ВМС Они поддерживали с воздуха десантные операции на Филиппинах и Целебесе наносили удары по наземным целям. Несмотря на то, что главной задачей Японских гидросамолетов Второй мировой войны Mitsubishi F1M2 считалась корректировка огня артиллерии, самолеты этого типа благодаря очень хорошей маневренности зачастую использовались как истребители-перехватчики. Кроме того, они широко применялись в районах, где отсутствовали аэродромы. Начиная с 1943 года, когда японское наступление было остановлено и уже не было необходимости в гидросамолетах-истребителях, предназначенных для прикрытия с воздуха десанта, летающие лодки F1M2 были переведены в более спокойные районы и выполни в основном функции патрульно-связных машин, а также использовались для сопровождения конвоев, борьбы с подводными лодками и решения многих других задач. После перехода союзников в наступление гидросамолеты F1M2 вновь иногда применялись как пикирующие бомбардировщики. Однако небольшая бомбовая нагрузка существенно ограничивала их возможности.

Модель
F1M2
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
11,0
Длина, м
9,5
Высота, м
4,16
Площадь крыла, м2
29,54
Силовая установка
1хMitsubishi Zuisei 13
Мощность, л.с, кВт
1х875 (1х653)
Масса пустого, кг
1928
Нормальная взлетная, кг
2550
Максимальная взлетная, кг
2856
Макс. скорость, км/час
365
Крейсерская скорость , км/час
287
Скороподъёмность, м/сек
8,58
Практический потолок, м
9440
Практическая дальность, км
730
Нагрузка на крыло, кг/м2
86,3
Тяговооружённость, Вт/кг
256
Вооружение, пулеметы мм
3х7,7 Тип-89
Вооружение, торпеда, кг
отсутствуют
Вооружение, бомбы, кг
2х60
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

В Москве прошла генеральная репетиция Парада Победы 2014
Количество авиационной техники символизирует 69-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне Два дня остается до Дня Победы. И 7 мая 2014...
Парад Победы прошел в Москве 9 Мая 2016 года
71-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 71-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне сегодня отмечают в России. Военные парады, салюты,...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме