Разведывательный гидросамолет Nakajima E8N
|
Японский разведывательный гидросамолет Nакаjima E8N
Корабли Императорского военно-морского флота Японии обычно оснащались двумя типами гидросамолетов: сравнительно легкими двухместными и более тяжелыми трехместными. В 1934 году в соответствии со спецификацией 7-Си на вооружение был принят трехместный самолет Каваниси Е7К1, который был призван заменить устаревшие машины Йокосука E1Y и Каваниси Е5К1. Место же использовавшихся в войсках двухместных самолетов Накадзима E2N и E4N должна была занять машина, разработанная в соответствии с требованиями 8-Си, которые были сформулированы Кайгун Коку Хомбу в 1933 году. Новый самолет должен был быть приспособлен для старта со стандартных корабельных катапульт, а по маневренности быть близким к истребителю. Спецификация предписывала использовать однопоплавковую схему и двигатель Накадзима Котобуки.
В конкурсе приняли участие три фирмы: "Дичи", "Накадзима" и "Каваниси". Первые две компании предложили проекты классических гидросамолетов-бипланов, а специалисты "Каваниси" рискнули представить новаторский, по японским меркам, проект моноплана с низкорасположенным крылом. Наибольший консерватизм проявили разработчики "Накадзимы". Они представили проект биплана, конструкция которого являлась дальнейшим развитием самолетов E2N и E4N.
Японский разведывательный гидросамолет Nакаjima E8N
Проектными работами на фирме "Накадзима" руководил Кисиро Мацуо. Они шли быстро, и уже в марте 1934 года первый прототип поднялся в воздух. Он носил фирменное обозначение Тип M5 и флотское E8N1. Первые полеты прошли успешно, и "Накадзима" приступила к постройке следующих шести опытных образцов, которые затем были подвергнуты обширной программе интенсивных заводских испытаний. В начале 1935 года два прототипа E8N1 были направлены на сравнительное тестирование, где их соперниками стали образцы Анчи Е8А1 и Каваниси Е8К1. В октябре Кайгун Коку Хомбу объявил победителем конкурса самолет E8N1. Основными аргументами в пользу этой летающей лодки стали отличная маневренность, легкость пилотирования, простота и надежность в эксплуатации.
Разведывательный гидросамолет Тип 95 Модель N (E8N1 Модель 1)
Самолет был принят на вооружение под обозначением "Разведывательный гидросамолет Тип 95 Модель N" (E8N1 Модель 1) и запущен в серийное производство. В 1938 году в связи с возросшей потребностью в боевых самолетах, что было вызвано военным конфликтом в Китае, выпуск гидросамолетов E8N был начат также фирмой "Каваниси" на заводе в Конане. Тем временем был разработан усовершенствованный вариант E8N2 Модель 2, который отличался от предшественника двигателем (Накадзима Котобуки 2 КАI 2 мощностью 630 л.с., вместо 580-сильного Накадзима Котобуки 2 KAI 1). До 1940 года было изготовлено 755 гидросамолетов E8N двух вариантов.
Разведывательная летающая лодка Японского Императорского флота Nакаjima E8N
Неся службу прежде всего на линкорах, крейсерах и плавучих базах гидросамолетов, в 1937 году Японский боевой гидросамолет времен Второй мировой войны E8N принял активное участие в вооруженных столкновениях второго китайско-японского конфликта. Благодаря превосходной маневренности летающие лодки E8N отлично проявили себя даже при встречах с китайскими истребителями. Так, например, 11 августа 1937 года экипаж-одного из самолетов E8N сбил китайский истребитель "Хоук" 111 и повредил бомбардировщик Нортроп "Гамма". Однако главной задачей гидросамолетов Второй мировой войны E8N являлась разведка, бомбовые удары с пикирования и корректировка огня корабельной артиллерии. К началу войны на Тихом океане самолеты E8N постепенно выводились с первой линии. Их место стали занимать современные гидросамолеты-монопланы Аичи Е13А1 и наблюдательные самолеты Мицубиси F1M2. Тем не менее на ряде кораблей Императорского военно-морского флота гидросамолеты E8N, получившие у союзников кодовое обозначение "Дэйв" , несли службу еще долгое время. После вывода с первой линии они использовались в качестве патрульных, связных и учебных машин.
Модель
|
E8N1
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
10,98
|
Длина, м
|
8,81
|
Высота, м
|
3,84
|
Площадь крыла, м2
|
26,50
|
Силовая установка
|
1хNakajima Kotobuki 2
|
Мощность, л.с
|
1х630
|
Масса пустого, кг
|
1320
|
Нормальная взлетная, кг
|
1900
|
Максимальная взлетная, кг
|
нет данных
|
Макс. скорость, км/час
|
300
|
Крейсерская скорость , км/час
|
185
|
Скороподъёмность, м/мин
|
200
|
Практический потолок, м
|
7270
|
Практическая дальность, км
|
900
|
Вооружение, пулеметы мм
|
2х7,7
|
Вооружение, бомбы, кг
|
2х30
|
Источники:
- Rene J.Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии.