Разведывательный гидросамолет Nakajima E8N
Ближний корабельный разведчик. Одномоторный биплан смешанной конструкции, установленный на центральный и два вспомогательных подкрыльных поплавка. Создан в КБ фирмы Накадзима. Серийно выпускались две модификации. В начале войны на Тихом океане эти самолеты служили на крейсерах и плавбазах. Они приняли участие во многих операциях японского флота в первой половине 1942 года. Производство E8N2 прекратили в начале 1940 года. С вооружения самолет официально не снимался.

Японский разведывательный гидросамолет Nакаjima E8N

гидросамолет-разведчик Корабли Императорского военно-морского флота Японии обычно оснащались двумя типами гидросамолетов: сравнительно легкими двухместными и более тяжелыми трехместными. В 1934 году в соответствии со спецификацией 7-Си на вооружение был принят трехместный самолет Каваниси Е7К1, который был призван заменить устаревшие машины Йокосука E1Y и Каваниси Е5К1. Место же использовавшихся в войсках двухместных самолетов Накадзима E2N и E4N должна была занять машина, разработанная в соответствии с требованиями 8-Си, которые были сформулированы Кайгун Коку Хомбу в 1933 году. Новый самолет должен был быть приспособлен для старта со стандартных корабельных катапульт, а по маневренности быть близким к истребителю. Спецификация предписывала использовать однопоплавковую схему и двигатель Накадзима Котобуки.

В конкурсе приняли участие три фирмы: "Дичи", "Накадзима" и "Каваниси". Первые две компании предложили проекты классических гидросамолетов-бипланов, а специалисты "Каваниси" рискнули представить новаторский, по японским меркам, проект моноплана с низкорасположенным крылом. Наибольший консерватизм проявили разработчики "Накадзимы". Они представили проект биплана, конструкция которого являлась дальнейшим развитием самолетов E2N и E4N.

вид сбоку на разведывательный гидросамолет


Японский разведывательный гидросамолет Nакаjima E8N

Проектными работами на фирме "Накадзима" руководил Кисиро Мацуо. Они шли быстро, и уже в марте 1934 года первый прототип поднялся в воздух. Он носил фирменное обозначение Тип M5 и флотское E8N1. Первые полеты прошли успешно, и "Накадзима" приступила к постройке следующих шести опытных образцов, которые затем были подвергнуты обширной программе интенсивных заводских испытаний. В начале 1935 года два прототипа E8N1 были направлены на сравнительное тестирование, где их соперниками стали образцы Анчи Е8А1 и Каваниси Е8К1. В октябре Кайгун Коку Хомбу объявил победителем конкурса самолет E8N1. Основными аргументами в пользу этой летающей лодки стали отличная маневренность, легкость пилотирования, простота и надежность в эксплуатации.

вид сверху на разведывательную летающую лодку

Разведывательный гидросамолет Тип 95 Модель N (E8N1 Модель 1)

Самолет был принят на вооружение под обозначением "Разведывательный гидросамолет Тип 95 Модель N" (E8N1 Модель 1) и запущен в серийное производство. В 1938 году в связи с возросшей потребностью в боевых самолетах, что было вызвано военным конфликтом в Китае, выпуск гидросамолетов E8N был начат также фирмой "Каваниси" на заводе в Конане. Тем временем был разработан усовершенствованный вариант E8N2 Модель 2, который отличался от предшественника двигателем (Накадзима Котобуки 2 КАI 2 мощностью 630 л.с., вместо 580-сильного Накадзима Котобуки 2 KAI 1). До 1940 года было изготовлено 755 гидросамолетов E8N двух вариантов.

вид спереди на морской самолет

Разведывательная летающая лодка Японского Императорского флота Nакаjima E8N

Неся службу прежде всего на линкорах, крейсерах и плавучих базах гидросамолетов, в 1937 году Японский боевой гидросамолет времен Второй мировой войны E8N принял активное участие в вооруженных столкновениях второго китайско-японского конфликта. Благодаря превосходной маневренности летающие лодки E8N отлично проявили себя даже при встречах с китайскими истребителями. Так, например, 11 августа 1937 года экипаж-одного из самолетов E8N сбил китайский истребитель "Хоук" 111 и повредил бомбардировщик Нортроп "Гамма". Однако главной задачей гидросамолетов Второй мировой войны E8N являлась разведка, бомбовые удары с пикирования и корректировка огня корабельной артиллерии. К началу войны на Тихом океане самолеты E8N постепенно выводились с первой линии. Их место стали занимать современные гидросамолеты-монопланы Аичи Е13А1 и наблюдательные самолеты Мицубиси F1M2. Тем не менее на ряде кораблей Императорского военно-морского флота гидросамолеты E8N, получившие у союзников кодовое обозначение "Дэйв" , несли службу еще долгое время. После вывода с первой линии они использовались в качестве патрульных, связных и учебных машин.

Модель
E8N1
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
10,98
Длина, м
8,81
Высота, м
3,84
Площадь крыла, м2
26,50
Силовая установка
1хNakajima Kotobuki 2
Мощность, л.с
1х630
Масса пустого, кг
1320
Нормальная взлетная, кг
1900
Максимальная взлетная, кг
нет данных
Макс. скорость, км/час
300
Крейсерская скорость , км/час
185
Скороподъёмность, м/мин
200
Практический потолок, м
7270
Практическая дальность, км
900
Вооружение, пулеметы мм
2х7,7
Вооружение, бомбы, кг
2х30

Источники:

  • Rene J.Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
  • Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме