Морской разведывательный гидросамолет Е-16 "Дзуйун"
Японская летающая лодка второй мировой войны Е-16 Дзуйун, преемница гидросамолета Е-13,созданная в соответствии с доработанными требованиями под руководством Кисиро Мацуо и Ясуиро Озава

Поплавковый гидросамолет-разведчик Аichi Е-16А Zuiun

боевая летающая лодка В 1939 году, еще до начала серийного производства самолета Е-13А1, Кайгун Коку Хомбу поручил фирме "Аичи" спроектировать преемника в соответствии с техническими требованиями 14-Си. Создание новой машины, получившей внутрифирменное обозначение АМ-22, было поручено конструкторскому коллективу под руководством Кисиро Мацуо и Ясусиро Озава. Пока шла проработка концепции самолета, специалисты "Каваниси" на базе модифицированных положений спецификации 14-Си спроектировали скоростной гидросамолет Е-15К1, поэтому в январе 1941 года заказчиком были сформулированы новые требования - 16-Си. В июле они в очередной раз были скорректированы. Созданный в соответствии с доработанными требованиями 16-Си проект получил одобрение, и Кайгун Коку Хомбу выдал заказ на постройку прототипа и под обозначением Е-16А1.

В мае 1942 года опытный образец совершил свой первый полет. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением деревянных законцовок крыла и полотняной обшивки элеронов и рулей направления и высоты. В качестве силовой установки был выбран звездообразный двигатель Мицубиси Кинсей 51 мощностью 1300 л.с, а вооружение состояло из трех 7,7-мм пулеметов (два в крыльях и один на подвижной установке в задней части двухместной кабины). Два двухреданных поплавка крепились к крыльям посредством N-образных стоек. Для большего удобства размещения на борту кораблей крылья складывались назад Поскольку новый самолет планировалось использовать также в качестве пикирующего бомбардировщика японской военной авиации, его оснастили аэродинамическими тормозами, которые установили на передней стойке поплавков. Такое нетрадиционное решение стало причиной серьезных проблем - во время пикирования с открытыми тормозами машина сильно вибрировала. После многочисленных экспериментов ситуацию удалось исправить благодаря применению не сплошных, а перфорированных щитков. Кроме того, в ходе испытаний выявились и другие недостатки - плохая работа щитков Фаулера, слишком слабое дно поплавков и недостаточная продольная устойчивость.

японская летающая лодка

Японский гидросамолет Aichi E-16A Zuiun вид сбоку

Данные дефекты были устранены на втором и третьем прототипах, которые получили крылья увеличенного с 12,7 до 12,81 м размаха и усиленное вооружение, состоявшее из двух крыльевых 20-мм пушек Тип 99 Модель 2 и одного 12,7-мм пулемета Тип 2 для защиты задней полусферы. 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Мицубиси МК-8Е Кинсей 54 мощностью 1300 л.с. Консоли крыла Е16А как и у его предшественника гидросамолета второй мировой войны Е-13А были выполнены складывающимися. Механизм складывания - гидравлический.

гидросамолет японских ввс

Японский гидросамолет Aichi E-16A Zuiun вид сверху

Модернизированный таким образом самолет под обозначением "Разведывательный гидросамолет "Цуюн" Модель 11" (Е-16А1 Модель 11) в августе 1943 года был запущен в серийное производство. Оно было развернуто на заводе "Аичи" в городе Эитоку к январю 1944 года. Позднее к выпуску подключили завод фирмы "Ниппон Хикоки КК" в городе Томиока. От прототипов серийные машины отличались применением усовершенствованного двигателя Мицубиси Кинсей 54 такой же мощности. В связи с заменой силовой установки серийно производившиеся самолеты получили обозначение Е-16А1 Модель 12. До конца войны было построено 256 машин Е-16А1 обоих вариантов (из них 59 в Томиока).

Незадолго до капитуляции Японии был изготовлен и испытан прототип усовершенствованной модификации Е-16А2. В качестве силовой установки на нем использовался звездообразный двигатель Мицубиси Кинсей 62 мощностью 1500 л.с. Запустить самолет в серию не успели.

летающая лодка японии

Японский гидросамолет Aichi E-16A Zuiun вид снизу

Впервые гидросамолеты второй мировой войны Е-16А1 были применены в 1944 году во время боев за Филиппины. Они вели разведку и наносили бомбовые удары, но особых успехов не достигли. Впрочем, на другой результат в условиях полного господства в воздухе авиации противника рассчитывать не приходилось. Позднее, при обороне Окинавы, уцелевшие Е-16А1 использовались пилотами-камикадзе.Союзники присвоили гидросамолету Е-16А1 "Цуюн" или "Дзуйун" кодовое имя "Пол".

Модель
Е-16А1
Размах крыла, м
12,81
Длина, м
10,84
Высота, м
4,79
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5500 м
442
Потолок, м
10000
Дальность полета, км
1050
Двигатели
1
Мощность л.с
1300
Вес, максимальный, кг
4553
Вес, бомб, кг
250
Вооружение, пулеметы, мм
1 х 12,7

Источники:

  • Rene J.Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
  • Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Экспериментальный самолет Хейнкель He 176
Первый в мире реактивный самолет Heinkel He 176 В конце 1937 года с целью исследования возможности использования ЖРД (жидкостного реактивного двигателя)...
Летающая лодка МДР-5 (МС-5)
Самолет-амфибия МДР-5 (МС-5) Коллектив конструктора Г.М.Бериева приступил к проектированию нового гидросамолета, получившего название МДР-5, в конце 1937 года. В 1938 году...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме