Разведывательный гидросамолет Е-13 "Рейсу"
Самый массовый разведывательный гидросамолет японского Императорского флота Второй мировой войны, разработанный фирмой Аичи и получивший флотские обозначения Е-13А1 и Е-13К1. За годы производства (1938-1945) конструкция Е-13А существенных изменений не претерпела. Боевое крещение Е-13А состоялось в Китае, куда были отправлены первые серийные машины.

Поплавковый гидросамолет-разведчик Аichi Е-13А Reisy

японская летающая лодка В начале 1937 года Кайгун Коку Хомбу сформулировал конструктивные требования к новому двухместному разведывательному гидросамолету второй мировой войны, который должен был заменить устаревший Каваниси Е-7К. Они были переданы компаниям "Аичи", "Каваниси" и "Накадзима", подготовившим предварительные проекты Е-12А1, Е-12К1 и E-12N1 соответственно. В конце 1937 года военные решили пересмотреть технические требования увеличив дальность полета и максимальную скорость самолета. Кроме того, возросла численность экипажа - с двух до трех человек. После изменения условий конкурса фирма "Накадзима" отказалась от дальнейшего в нем участия, а "Аичи" и "Каваниси" приступили к разработке новых конструкций, которым были присвоены флотские обозначения Е-13А1 и Е-13К1.

Проектированием нового самолета, получившего фирменное обозначение AM-19 на фирме "Аичи" занимался коллектив под руководством Кисиро Мацуо. Он же возглавлял работы по созданию Е-12А1. поэтому нет ничего удивительного в том, что Е-13А1 был очень похож на своего предшественника с тем различием, что обладал несколько большими размерами и усиленной конструкцией. В качестве силовой установки, учитывая возросшую массу, был использован звездообразный двигатель Мицубисн MK-8D Кинсей 43 мощностью 1000 л.с.

гидросамолет японии

Японский гидросамолет Aichi E-13A Reisy вид сбоку

Первый прототип был готов в конце 1938 года, почти одновременно со вторым опытным образцом Е-12А1, на котором был установлен 870-сильный мотор Мицубиси Зуйсей 11. В ходе заводских испытаний Е-13А1 продемонстрировал высокие летные характеристики, что стало еще одним аргументом в пользу отказа от дальнейшего развития двухместного варианта. Он обладал более высокими скоростью, устойчивостью и маневренностью.

После завершения заводских испытаний прототип Е-13А1 был отправлен на сравнительное тестирование с самолетом Каваниси Е-13К1. Результаты оказались благоприятными дня фирмы "Аичи" - в декабре 1940 года разработанный фирмой самолет получил официальное обозначение "Разведывательный гидросамолет Тип 0 Модель 1" (Е-13А1 Модель II) и был направлен в серийное производство. Первоначально оно было развернуто на заводе "Аичи" в городе Фунуката, где до 1942 года было изготовлено 133 самолета Е-13А1. После того как фирма получила указание сосредоточиться на выпуске пикирующих бомбардировщиков D-3A и D-4Y, главным производителем Е-13А стала компания "Ватанабе Теккосо" (позднее переименованная в "Кюсю Хикоки КК". Одновременно небольшими партиями самолет выпускался на заводе "Даи-Юичи Кайгун Кокусо" (11-й арсенал морской авиации) в Хиро.

самый массовый гидросамолет

Японский гидросамолет Aichi E-13A Reisy вид сверху

За годы производства (1938-1945) конструкция Е-13А существенных изменений не претерпела. Самолеты появившихся в ноябре 1944 года модификаций отличались только более совершенным радиооборудованием (Е-13А1а Модель 11А) или наличием примитивного поискового радара (Е-13А1b Модель 11 В). Для ночных полетов на машины устанавливали пламегасители, а для обстрела морских целей в кабине некоторых самолетов монтировались 20-мм пушки. Часть самолетов Е-13А1 были оснащены магнитным детектором для обнаружения подводных лодок, но он был эффективен только в том случае, если самолет летел не выше 10 м от поверхности воды.

7 декабря 1941 года два Е-13А1 с тяжелых крейсеров "Тоне" и "Тикуна" совершили разведывательные полеты над якорной стоянкой Лахайна и военно-морской базой американских ВМС в Перл-Харборе. Результаты разведки помогли японской палубной авиации успешно выполнить свою задачу. С этого времени гидросамолеты Е-13А, действующие с кораблей и морских баз, участвовали в боевых действиях практически везде, где появлялся японский флот. Несмотря на непротектированные топливные баки, отсутствие бронезащиты экипажа и слабое оборонительное вооружение, Е-13А благодаря неплохим характеристикам и внушительной дальности полета оказался весьма удачным разведывательным и патрульным самолетом. В случае необходимости он мог использоваться также в качестве бомбардировщика, правда, при условии слабого противодействия со стороны авиации противника. Кроме того, E-13А1 использовался для проведения спасательных операций, сопровождения конвоев, а в конце войны и как самолет-камикадзе.

японская летающая лодка

Японский гидросамолет Aichi E-13A Reisy вид снизу

Гидросамолеты Е-13А1 получили у союзников кодовое обозначение "Джeйк". Они имели также официальное японское название "Рейсу" (сокращение от японского "Гидросамолет 0"). Всего было изготовлено 1423 машины Аичи Е-13А1, которые таким образом стали самыми многочисленными из всех японских гидросамолетов второй мировой войны.

Боевое крещение Е-13А состоялось в Китае, куда были отправлены первые серийные машины. Стартуя с катапульт тяжелых военных кораблей и плавучих баз гидросамолетов, они осуществляли прикрытие своих кораблей, а также наносили удары по различным объектам, в том числе по железнодорожной линии, связывающей Кантон с Ханкоу. Важной вехой в боевой биографии самолетов этого типа стала Гавайская операция. Все три члена экипажа Е-13А размещались в общей кабине, закрытой длинным фонарем со сдвижными секциями и большой площадью остекления, 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Мицубиси MK-8D Кинсей 43 развивал на взлете мощность 1000 л.с, а на высоте 2000 м - 1080 л.с. Он вращал металлический трехлопастный воздушный винт диаметром 3,1 м. Хвостовое оперение классической конструкции Обшивка рулей направления и высоты - полотняная. Цельнометаллический фюзеляж самолета имел монококовую конструкцию и овальное поперечное сечение Консоли крыла А-13А были выполнены складывающимися. Конструкция крыла - двухлонжеронная цельнометалчическая, за исключением полотняной обшивки элеронов.

Модель
Е-13А1
Экипаж, человек
3
Размах крыла, м
14,50
Длина, м
11,30
Высота, м
4,70
Максимальная скорость полета
на высоте 2200 м
376
Потолок, м
8730
Дальность полета, км
2089
Время подьема на высоту 3000 м, мин
6,1
Двигатели
1
Мощность л.с
1000
Вес, максимальный, кг
4000
Вес, бомб, кг
250
Вооружение, пулеметы, мм
1 х 7,7
Вооружение, пушки, мм
нет

Источники:

  • Rene J.Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
  • Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Самолет Бристоль Бофорт
Британский патрульный бомбардировщик-торпедоносец Bristol Beaufort Бристоль Бофорт заслуживает большей известности, а его вклад в победу Союзников - более высокой оценки....
Чем ВС России шокируют Запад?
Война в Сирии: российская "ржавая" военная машина обеспечивает высокотехнологичный шок Западу и Израилю Вооружение и стратегия их армии "устаревшие"; бомбы и...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме