Разведывательный гидросамолет Е-13 "Рейсу"
|
Поплавковый гидросамолет-разведчик Аichi Е-13А Reisy
В начале 1937 года Кайгун Коку Хомбу сформулировал конструктивные требования к новому двухместному разведывательному гидросамолету второй мировой войны, который должен был заменить устаревший Каваниси Е-7К. Они были переданы компаниям "Аичи", "Каваниси" и "Накадзима", подготовившим предварительные проекты Е-12А1, Е-12К1 и E-12N1 соответственно. В конце 1937 года военные решили пересмотреть технические требования увеличив дальность полета и максимальную скорость самолета. Кроме того, возросла численность экипажа - с двух до трех человек. После изменения условий конкурса фирма "Накадзима" отказалась от дальнейшего в нем участия, а "Аичи" и "Каваниси" приступили к разработке новых конструкций, которым были присвоены флотские обозначения Е-13А1 и Е-13К1.
Проектированием нового самолета, получившего фирменное обозначение AM-19 на фирме "Аичи" занимался коллектив под руководством Кисиро Мацуо. Он же возглавлял работы по созданию Е-12А1. поэтому нет ничего удивительного в том, что Е-13А1 был очень похож на своего предшественника с тем различием, что обладал несколько большими размерами и усиленной конструкцией. В качестве силовой установки, учитывая возросшую массу, был использован звездообразный двигатель Мицубисн MK-8D Кинсей 43 мощностью 1000 л.с.
Японский гидросамолет Aichi E-13A Reisy вид сбоку
Первый прототип был готов в конце 1938 года, почти одновременно со вторым опытным образцом Е-12А1, на котором был установлен 870-сильный мотор Мицубиси Зуйсей 11. В ходе заводских испытаний Е-13А1 продемонстрировал высокие летные характеристики, что стало еще одним аргументом в пользу отказа от дальнейшего развития двухместного варианта. Он обладал более высокими скоростью, устойчивостью и маневренностью.
После завершения заводских испытаний прототип Е-13А1 был отправлен на сравнительное тестирование с самолетом Каваниси Е-13К1. Результаты оказались благоприятными дня фирмы "Аичи" - в декабре 1940 года разработанный фирмой самолет получил официальное обозначение "Разведывательный гидросамолет Тип 0 Модель 1" (Е-13А1 Модель II) и был направлен в серийное производство. Первоначально оно было развернуто на заводе "Аичи" в городе Фунуката, где до 1942 года было изготовлено 133 самолета Е-13А1. После того как фирма получила указание сосредоточиться на выпуске пикирующих бомбардировщиков D-3A и D-4Y, главным производителем Е-13А стала компания "Ватанабе Теккосо" (позднее переименованная в "Кюсю Хикоки КК". Одновременно небольшими партиями самолет выпускался на заводе "Даи-Юичи Кайгун Кокусо" (11-й арсенал морской авиации) в Хиро.
Японский гидросамолет Aichi E-13A Reisy вид сверху
За годы производства (1938-1945) конструкция Е-13А существенных изменений не претерпела. Самолеты появившихся в ноябре 1944 года модификаций отличались только более совершенным радиооборудованием (Е-13А1а Модель 11А) или наличием примитивного поискового радара (Е-13А1b Модель 11 В). Для ночных полетов на машины устанавливали пламегасители, а для обстрела морских целей в кабине некоторых самолетов монтировались 20-мм пушки. Часть самолетов Е-13А1 были оснащены магнитным детектором для обнаружения подводных лодок, но он был эффективен только в том случае, если самолет летел не выше 10 м от поверхности воды.
7 декабря 1941 года два Е-13А1 с тяжелых крейсеров "Тоне" и "Тикуна" совершили разведывательные полеты над якорной стоянкой Лахайна и военно-морской базой американских ВМС в Перл-Харборе. Результаты разведки помогли японской палубной авиации успешно выполнить свою задачу. С этого времени гидросамолеты Е-13А, действующие с кораблей и морских баз, участвовали в боевых действиях практически везде, где появлялся японский флот. Несмотря на непротектированные топливные баки, отсутствие бронезащиты экипажа и слабое оборонительное вооружение, Е-13А благодаря неплохим характеристикам и внушительной дальности полета оказался весьма удачным разведывательным и патрульным самолетом. В случае необходимости он мог использоваться также в качестве бомбардировщика, правда, при условии слабого противодействия со стороны авиации противника. Кроме того, E-13А1 использовался для проведения спасательных операций, сопровождения конвоев, а в конце войны и как самолет-камикадзе.
Японский гидросамолет Aichi E-13A Reisy вид снизу
Гидросамолеты Е-13А1 получили у союзников кодовое обозначение "Джeйк". Они имели также официальное японское название "Рейсу" (сокращение от японского "Гидросамолет 0"). Всего было изготовлено 1423 машины Аичи Е-13А1, которые таким образом стали самыми многочисленными из всех японских гидросамолетов второй мировой войны.
Боевое крещение Е-13А состоялось в Китае, куда были отправлены первые серийные машины. Стартуя с катапульт тяжелых военных кораблей и плавучих баз гидросамолетов, они осуществляли прикрытие своих кораблей, а также наносили удары по различным объектам, в том числе по железнодорожной линии, связывающей Кантон с Ханкоу. Важной вехой в боевой биографии самолетов этого типа стала Гавайская операция. Все три члена экипажа Е-13А размещались в общей кабине, закрытой длинным фонарем со сдвижными секциями и большой площадью остекления, 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Мицубиси MK-8D Кинсей 43 развивал на взлете мощность 1000 л.с, а на высоте 2000 м - 1080 л.с. Он вращал металлический трехлопастный воздушный винт диаметром 3,1 м. Хвостовое оперение классической конструкции Обшивка рулей направления и высоты - полотняная. Цельнометаллический фюзеляж самолета имел монококовую конструкцию и овальное поперечное сечение Консоли крыла А-13А были выполнены складывающимися. Конструкция крыла - двухлонжеронная цельнометалчическая, за исключением полотняной обшивки элеронов.
Модель
|
Е-13А1
|
Экипаж, человек
|
3
|
Размах крыла, м
|
14,50
|
Длина, м
|
11,30
|
Высота, м
|
4,70
|
Максимальная скорость полета на высоте 2200 м
|
376
|
Потолок, м
|
8730
|
Дальность полета, км
|
2089
|
Время подьема на высоту 3000 м, мин
|
6,1
|
Двигатели
|
1
|
Мощность л.с
|
1000
|
Вес, максимальный, кг
|
4000
|
Вес, бомб, кг
|
250
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1 х 7,7
|
Вооружение, пушки, мм
|
нет
|
Источники:
- Rene J.Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии.