Морской истребитель-гидроплан Kawanishi N1K Kyofu ("Сильный ветер")
Гидросамолет Японского Императорского флота Каwanishi N1К Кyofu (Порыв) представлял уже излет концепции поплавкового истребителя и практически не использовался в этой роли, но он послужил основой для одного из самых удачных сухопутных истребителей тихоокеанской войны. Разработка целой серии поплавковых истребителей, предназначенных для прикрытия десантных сил при отсутствии сухопутных аэродромов, началась в 1940 году. Hа Hакадзиме в качестве временного решения был создан поплавковый вариант палубного истребителя А6М2-N а на Каваниси приступили к созданию целевого самолета.

Поплавковый истребитель Kawanishi N1K Kyofu

истребитель-гидропланВ годы Второй мировой войны только одна страна - Япония - использовала в боях истребители-гидросамолеты. По мнению японцев, такой тип машины был необходим для прикрытия десантных операций до того момента, когда сухопутные войска возведут на захваченных территориях аэродромы, на которые можно было бы переправить самолеты берегового базирования. Развитие событий на первом этапе боевых действий на Тихом океане в целом подтвердило правильность такой точки зрения, но по иронии судьбы именно в это время японцам не хватало поплавковых истребителей, и их функции приходилось выполнять наблюдательным гидросамолетам Мицубиси F1M2. Специализированные истребители-гидропланы Каваниси N1K "Кефу" появились в войсках только в начале 1943 года, когда они, по большому счету, уже были не нужны. Японцы отступали, и поплавковые истребители становились легкой добычей для современных классических истребителей союзников.

История cамолета Kawanishi N1K Kyofu началась в 1940 году, когда, готовясь к войне на Тихом океане. Кайгун Коку Хомбу сформулировал конструктивные требования 15-Си к истребителю-гидросамолету. Они были переданы фирме использовать при разработке нового самолета опыт, полученный при создании скоростного разведывательного самолета Е15К1 "Сиюн". Проект получил фирменное обозначение К-20, а для его реализации был сформирован специальный конструкторский коллектив, в который вошли Тосихара Баба и Сизуо Кикахара. Хнроюки Иноуе и Елизабуро Адачи. По замыслу разработчиков, новый самолет должен был стать самой мощной в мире машиной такого типа, способной на равных вести бой с истребителями берегового базирования.

морской истребитель-гидроплан

Документальное фото Японского гидросамолета Kawanishi N1K

Чтобы добиться высоких характеристик, конструкторы решили использовать мощный 1500-сильный звездообразный двигатель Мицубиси MK4D Касей 14 с редуктором, передающим момент на пару вращающихся в противоположных направлениях двухлопастных воздушных винтов изменяемого шага. Сборка первого прототипа, которому военные присвоили индекс N1K, велась на заводе "Каваниси" в Наруо. Она была завершена во втором квартале 1942 года, а 6 мая самолет впервые поднялся в воздух. Он представлял собой цельнометаллический среднеплан с крылом ламинарного профиля, который был разработан профессором Императорского токийского университета Ичиро Тани. Основной поплавок крепился под фюзеляжем. Каплевидный фонарь обеспечивал ntnomy хороший обзор во всех направлениях. Конструкция фюзеляжа, как и крыла, цельна металлическая, с полотняной обшивкой рулевых поверхностей.

прототип самолет

Прототип летающей лодки Kawanishi N1K

Среднерасположенное крыло самолета Kawanishi N1K Kyofu имело ламинарный профиль. В крыле смонтирована 20-мм пушка, под ним - узел для подвески 60-кг бомбы. Стабилизирующий поплавок крепился к крылу жестко, от идеи использовать поднимаемые надувные поплавки, как на гидросамолете Е15К разработчики отказались. Основной поплавок крепился к фюзеляжу с помощью  Y-образной стойки и пилона на двух стойках: V-образной передней и I-образной задней. Стабилизирующие подкрыльевые поплавки планировалось выполнить убираемыми по типу поплавков разведчика Е15К1, но проблемы с их доводкой заставили отказаться от этого намерения.

боковая проекция самолета

Японский боевой гидроплан Kawanishi N1K Kyofu

На воде и в воздухе самолет вел себя неплохо, но с самого начала стало ясно, что винты с противоположными направлениями вращения - слишком сложное техническое решение. Поэтому на втором прототипе двигатель Касей 14 был заменен на Касей 13 с классическим трехлопастным винтом. Как и самолеты А6М, завоевавшие в первые месяцы войны на Тихом океане господство в воздухе, летающая лодка N1K была оснащена двумя установленными в крыле 20-мм пушками и двумя синхронизированными 7,7-мм пулеметами. Примерно одинаковыми были и летные данные этих двух самолетов.

верхняя проекция гидроплана

Истребитель-гидросамолет "Кефу"  Модель IN (N1K "Порыв")

В конце 1942 года заказчик, удовлетворенный результатами испытаний, направил самолет, получивший обозначение "Истребитель-гидросамолет "Кефу" (Порыв) Модель IN (N1K "Кефу")", в серийное производство. Серийные машины оснащались новым двигателем Касей 15 мощностью 1530 л.с. Поставки в войска начались весной 1943 года, однако производство разворачивалось очень медленно. Лишь в период с декабря 1943 года по март 1944 года, когда изготовление боевых летающих лодок N1K после постройки всего 97 машин было прекращено, удалось выйти на уровень выпуска 15 гидросамолетов в месяц. Такие небольшие объемы были обусловлены не качеством самолета и не низкими производственными возможностями завода, а изменившейся военной ситуацией. Обороняющийся императорский военно-морской флот уже не нуждался в поплавковых истребителях N1K. Часть самолетов была направлена в южный район Тихого океана, где они добились некоторых успехов в боях за Баликпапан и Борнео. На завершающем этапе Второй мировой войны дивизион гидросамолетов "Кефу", действуя с базы на озере Бнва, принимал участие в обороне Японских островов. Планы создания усовершенствованного варианта летающей лодки N1K2 с двигателем Касей 23 мощностью 1900 л.с., остались нереализованными.

вид спереди на гидросамолет

Kawanishi N1K  Kyofu ("Сильный ветер") морской гидроплан Японского Императорского флота

В целом японская летающая лодка Второй мировой войны N1K была очень неплохим самолетом, однако он попал в боевые части слишком поздно, когда потребности в такой машине уже не было. Тем не менее военные гидросамолеты N1K стали основой для разработки лучшего истребителя военно-морского флота Японии - N1K2-J "Сиден". У союзников машина N1K получила кодовое обозначение "Рекс".

Модель самолёта
N1K
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
12,0
Длина, м
10,56
Высота, м
4,75
Площадь крыла, м2
23,5
Силовая установка
Mitsubishi МК4Е Kasei15
Мощность, л.с, кВт
530 (993)
Масса пустого, кг
2752
Нормальная взлетная, кг
3500
Максимальная взлетная, кг
3712
Макс. скорость, км/час
480
Крейсерская скорость , км/час
365
Скороподъёмность, м/сек
15
Нагрузка на крыло, кг/м2
149
Тяговооружённость, Вт/кг
284
Практический потолок, м
10560
Практическая дальность, км
1650
Вооружение, пулеметы мм
2х7,7 Тип 97
Вооружение, пушки, мм
2х20  Тип 99
Вооружение, бомбы, кг
60

Источники:

  • А.Харук "Фиолетовые молнии".
  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
  • Евгений Аранов. Летающие лодки Японии.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме