Гидроистребитель морской тип 2 Nakajima A6M2-N
|
Японский поплавковый истребитель Nakajima A6M2-N
Командование императорского военно-морского флота, планируя проведение крупных десантных операций по захвату Филиппин, Явы, Борнео, Суматры и множества других, более мелких островов, пришло к выводу, что важнейшим условием для их успешного завершения будет эффективная поддержка с воздуха. Поскольку возможность использовать для этих целей авиацию берегового или палубного базирования представлялась не всегда, было решено принять на вооружение морской авиации новый тип самолета - поплавковый истребитель. Такие машины должны были обеспечить истребительное прикрытие десантных операций до момента захвата сухопутных аэродромов и переброски на них самолетов с колесным шасси. Планировалось также, что поплавковые истребители будут базироваться на небольших островах, где строительство аэродромов было невозможно или нецелесообразно.
Осенью 1940 года Кайгун Коку Хомбу сформулировал конструктивные требования 15-Си к новому истребителю-гидроплану. Они были переданы фирме "Каваниси", специалисты которой достаточно быстро разработали предварительный проект N1K1. Но чтобы довести самолет до стадии серийного производства, необходимо было еще не менее двух лет. Учитывая возможный вооруженный конфликт с США и планы многочисленных десантных операций, ждать так долго было нельзя. Поэтому штаб авиации японского флота поручил фирме "Накадзима" перепроектировать выпускавшийся на ее заводе палубный истребитель Второй мировой войны Мицубиси АбМ2 в поплавковый гидросамолет. Для этого были составлены соответствующие требования 16-Си.
Фото Японской летающей лодки Nakajima A6M2-N
Конструкция цельнометаллических фюзеляжа и крыльев поплавкового истребителя A6S12-N практически никаких изменений по сравнению с базовым палубным истребителем А6М2. Небольшой подфюзеляжный гребень был введен для обеспечения устойчивости самолета в полете, 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Накадзима NK1B Сакае 12 мощностью 940 л.с. (на высоте 4200 м - 950 л.с.) вращал трехлопастный воздушный винт изменяемого шага, диаметр которого составлял 9 метров. Основной поплавок крепился к фюзеляжу с помощью V-образной стойки и пилона. Основную огневую мощь Японскому истребителю Второй мировой войны АбМ2-N обеспечивали смонтированные в крыльях 20-мм пушки Тип 99.
Военный самолет Японского Императорского флота Nakajima A6M2-N
В феврале 1941 года инженеры Нитаке и Тадзима, взяв за основу планер самолета А6М2 Модель 11 без складывающихся законцовок крыла, приступили к созданию нового самолета, получившего заводское обозначение AS-1 и войсковое A6M2-N. Стандартное вооружение и силовая установка А6М были сохранены, а вместо колесного шасси установили три поплавка: один основной, который был позаимствован у военного разведчика E8N1 и крепился к фюзеляжу с помощью пилона и V-образной стойки, и два небольших стабилизирующих - под крыльями. Для сохранения устойчивости при возросшем аэродинамическом сопротивлении самолета под фюзеляжем был размещен небольшой гребень. Подвеска дополнительных топливных баков не предусматривалась - для этого планировалось использовать центральный поплавок.
Истребитель-гидросамолет тип 2 Модель 1 (A6M2-N Модель 11)
Первый из четырех заказанных прототипов поднялся в воздух 7 декабря 1941 года - в день, когда начались боевые действия на Тихом океане. После завершения продолжавшихся полгода испытаний 2 июля 1942 года самолет был направлен в серийное производство. Он получил официальное обозначение "Истребитель-гидросамолет Тип 2 Модель 1" (A6M2-N Модель 11).
Вид на нижнюю часть морского истребителя Nakajima A6M2-N
Несмотря на заметно возросшую массу и большое аэродинамическое сопротивление, японская летающая лодка A6M2-N оказался довольно скоростным и маневренным самолетом. В результате машины этого типа уничтожали не только разведывательные самолеты противника, но и записали на свой счет ряд побед над классическими истребителями и даже тяжелыми Американскими бомбардировщиками Второй мировой войны В-17 и В-24. Начиная с августа 1942 года, по мере введения американцами в бой все большего числа современных самолетов, A6M2-N стали переводиться во вторую линию и на менее важные участки. К концу войны они использовались в основном для подготовки пилотов на поплавковый истребитель Каваниси N1K1, но иногда им приходилось действовать с базы на озере Бива в качестве перехватчиков, защищавших центральную часть острова Хонсю.
В целом истребитель A6M2-N во время войны на Тихом океане не стал таким же знаменитым, как его прародитель знаменитый военный самолет "Зеро". В немалой степени причиной этому стало то обстоятельство, что предназначенным для поддержки наступательных десантных операций самолетам пришлось выполнять несвойственные им задачи по защите захваченной добычи в крайне неблагоприятных и постоянно ухудшавшихся условиях. В оборонительных боях самолет периода Второй мировой войны A6M2-N себя не оправдали, хотя иногда и добивались успехов. У союзников поплавковые гидросамолеты этого типа получили кодовое обозначение "Руфь". Всего на заводе "Накадзима" в Коизуми было построено 327 серийных cамолетов A6M2-N.
Модель
|
A6M2-N
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
12,0
|
Длина, м
|
10,1
|
Высота, м
|
4,3
|
Площадь крыла, м2
|
22,44
|
Силовая установка
|
Nakajima NK1F Sakae12
|
Мощность, л.с, кВт
|
950 (970)
|
Масса пустого, кг
|
1912
|
Нормальная взлетная, кг
|
нет данных
|
Максимальная взлетная, кг
|
2460
|
Макс. скорость, км/час
|
435
|
Крейсерская скорость , км/час
|
300
|
Скороподъёмность, м/сек
|
12,3
|
Практический потолок, м
|
10000
|
Практическая дальность, км
|
1780
|
Вооружение, пулеметы мм
|
1х7,7 Тип-97
|
Вооружение, пушки, мм
|
2х20 Тип-99
|
Вооружение, бомбы, кг
|
2х30
|
Источники:
- "Война в воздухе". A6M Zero. История создания и применения.
- Андрей Харук. "Зеро" - лучший палубный истребитель.
- Сергей Колов. "Зеро" Мицубиси.
- Aircraft Profile 129. Rene J. Francillon. Mitsubishi A6M2 Zero-Sen.
- Виктор Бакурский. "Зеро", "Зеро-сен", "Зек".