Гидроистребитель морской тип 2 Nakajima A6M2-N
Японскому Императорскому флоту потребовался истребитель, который не зависит от взлетно-посадочных полос, то есть истребитель-гидросамолет. Первый полет состоялся 7 декабря 1941 года. Несмотря на громоздкую, на первый взгляд, конструкцию, самолет не потерял маневренности и скорости полета. Истребитель A6M2-N во время войны на Тихом океане не стал таким же знаменитым, как его прародитель военный самолет Зеро. У союзников поплавковые гидросамолеты этого типа получили кодовое обозначение Руфь.

Японский поплавковый истребитель Nakajima A6M2-N

летающая лодка Командование императорского военно-морского флота, планируя проведение крупных десантных операций по захвату Филиппин, Явы, Борнео, Суматры и множества других, более мелких островов, пришло к выводу, что важнейшим условием для их успешного завершения будет эффективная поддержка с воздуха. Поскольку возможность использовать для этих целей авиацию берегового или палубного базирования представлялась не всегда, было решено принять на вооружение морской авиации новый тип самолета - поплавковый истребитель. Такие машины должны были обеспечить истребительное прикрытие десантных операций до момента захвата сухопутных аэродромов и переброски на них самолетов с колесным шасси. Планировалось также, что поплавковые истребители будут базироваться на небольших островах, где строительство аэродромов было невозможно или нецелесообразно.

Осенью 1940 года Кайгун Коку Хомбу сформулировал конструктивные требования 15-Си к новому истребителю-гидроплану. Они были переданы фирме "Каваниси", специалисты которой достаточно быстро разработали предварительный проект N1K1. Но чтобы довести самолет до стадии серийного производства, необходимо было еще не менее двух лет. Учитывая возможный вооруженный конфликт с США и планы многочисленных десантных операций, ждать так долго было нельзя. Поэтому штаб авиации японского флота поручил фирме "Накадзима" перепроектировать выпускавшийся на ее заводе палубный истребитель Второй мировой войны Мицубиси АбМ2 в поплавковый гидросамолет. Для этого были составлены соответствующие требования 16-Си.

военный самолет

Фото Японской летающей лодки Nakajima A6M2-N

Конструкция цельнометаллических фюзеляжа и крыльев поплавкового истребителя A6S12-N практически никаких изменений по сравнению с базовым палубным истребителем А6М2. Небольшой подфюзеляжный гребень был введен для обеспечения устойчивости самолета в полете, 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Накадзима NK1B Сакае 12 мощностью 940 л.с. (на высоте 4200 м - 950 л.с.) вращал трехлопастный воздушный винт изменяемого шага, диаметр которого составлял 9 метров. Основной поплавок крепился к фюзеляжу с помощью V-образной стойки и пилона. Основную огневую мощь Японскому истребителю Второй мировой войны АбМ2-N обеспечивали смонтированные в крыльях 20-мм пушки Тип 99.

японский истребитель

Военный самолет Японского Императорского флота Nakajima A6M2-N

В феврале 1941 года инженеры Нитаке и Тадзима, взяв за основу планер самолета А6М2 Модель 11 без складывающихся законцовок крыла, приступили к созданию нового самолета, получившего заводское обозначение AS-1 и войсковое A6M2-N. Стандартное вооружение и силовая установка А6М были сохранены, а вместо колесного шасси установили три поплавка: один основной, который был позаимствован у военного разведчика E8N1 и крепился к фюзеляжу с помощью пилона и V-образной стойки, и два небольших стабилизирующих - под крыльями. Для сохранения устойчивости при возросшем аэродинамическом сопротивлении самолета под фюзеляжем был размещен небольшой гребень. Подвеска дополнительных топливных баков не предусматривалась - для этого планировалось использовать центральный поплавок.

боевой гидросамолет

Истребитель-гидросамолет тип 2 Модель 1 (A6M2-N Модель 11)

Первый из четырех заказанных прототипов поднялся в воздух 7 декабря 1941 года - в день, когда начались боевые действия на Тихом океане. После завершения продолжавшихся полгода испытаний 2 июля 1942 года самолет был направлен в серийное производство. Он получил официальное обозначение "Истребитель-гидросамолет Тип 2 Модель 1" (A6M2-N Модель 11).

фюзеляж морского истребителя

Вид на нижнюю часть морского истребителя Nakajima A6M2-N

Несмотря на заметно возросшую массу и большое аэродинамическое сопротивление, японская летающая лодка A6M2-N оказался довольно скоростным и маневренным самолетом. В результате машины этого типа уничтожали не только разведывательные самолеты противника, но и записали на свой счет ряд побед над классическими истребителями и даже тяжелыми Американскими бомбардировщиками Второй мировой войны В-17 и В-24. Начиная с августа 1942 года, по мере введения американцами в бой все большего числа современных самолетов, A6M2-N стали переводиться во вторую линию и на менее важные участки. К концу войны они использовались в основном для подготовки пилотов на поплавковый истребитель Каваниси N1K1, но иногда им приходилось действовать с базы на озере Бива в качестве перехватчиков, защищавших центральную часть острова Хонсю.

В целом истребитель A6M2-N во время войны на Тихом океане не стал таким же знаменитым, как его прародитель знаменитый военный самолет "Зеро". В немалой степени причиной этому стало то обстоятельство, что предназначенным для поддержки наступательных десантных операций самолетам пришлось выполнять несвойственные им задачи по защите захваченной добычи в крайне неблагоприятных и постоянно ухудшавшихся условиях. В оборонительных боях самолет периода Второй мировой войны A6M2-N себя не оправдали, хотя иногда и добивались успехов. У союзников поплавковые гидросамолеты этого типа получили кодовое обозначение "Руфь". Всего на заводе "Накадзима" в Коизуми было построено 327 серийных cамолетов A6M2-N.

Модель
A6M2-N
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
12,0
Длина, м
10,1
Высота, м
4,3
Площадь крыла, м2
22,44
Силовая установка
Nakajima NK1F Sakae12
Мощность, л.с, кВт
950  (970)
Масса пустого, кг
1912
Нормальная взлетная, кг
нет данных
Максимальная взлетная, кг
2460
Макс. скорость, км/час
435
Крейсерская скорость , км/час
300
Скороподъёмность, м/сек
12,3
Практический потолок, м
10000
Практическая дальность, км
1780
Вооружение, пулеметы мм
1х7,7 Тип-97
Вооружение, пушки, мм
2х20 Тип-99
Вооружение, бомбы, кг
2х30

Источники:

  • "Война в воздухе". A6M Zero. История создания и применения.
  • Андрей Харук. "Зеро" - лучший палубный истребитель.
  • Сергей Колов. "Зеро" Мицубиси.
  • Aircraft Profile 129. Rene J. Francillon. Mitsubishi A6M2 Zero-Sen.
  • Виктор Бакурский. "Зеро", "Зеро-сен", "Зек".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

В войска поступят МиГ–31БМ и МиГ–35
Свыше 130 модернизированных МиГ–31БМ и 30 МиГ–35 Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, посетивший Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", сообщил 9 апреля...
Создание единой компании "Сухой"
Завершена консолидация трех компаний По сообщению официального интернет-сайта ОАО "Компании "Сухой", завершены все этапы реорганизации в форме присоединения трех дочерних обществ...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме