Бомбардировщик наземного базирования Mitsubishi G3M Nell
Дальний морской бомбардировщик и торпедоносец, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Создан в КБ фирмы Мицубиси дзюкоге под руководством С. Хондзе. Опытный образец G3M, самолет Ка-15, впервые поднялся в воздух в июле 1935 года. Строился серийно с июня 1936 года. Всего выпущено 1048 экземпляров. Состоял на вооружении до капитуляции Японии. Уязвимость в воздушных боях стала причиной очень высоких потерь, и все уцелевшие самолеты были выведены из первой линии, а их заменили более современные бомбардировщики Мицубиси G4M.

Дальний бомбардировщик Мitsubishi G3M Nell

японский самолетВозглавив в 1933 году технический отдел Кайгун Коку Хомбу, Koнтp-адмирал Исороку Ямамото сумел убедить командование в необходимости создать в дополнение к палубной авиации дальнюю авиацию берегового базирования, призванную компенсировать британское и американское превосходство на море. В результате фирма "Мицубиси" получила задание разработать в соответствии с требованиями 8-Си двухмоторный разведчик дальнего радиуса действия, на базе которого можно было бы в дальнейшем создать бомбардировщик-торпедоносец. Самолет, получивший фирменное обозначение Ка-9 и войсковое G1М1, поднялся в воздух в апреле 1934 года. Он был оснащен двумя двигателями жидкостного охлаждения Хиро, Тип 91 Модель 22 мощностью 750 л.с., и отличался чистотой аэродинамических форм. Самолет обладал хорошей управляемостью и маневренностью, а дальность полета достигала 4400 км.

Результаты испытаний выглядели многообещающе, и несмотря на то, что спроектированный как разведывательный самолет, С1М1 не мог достаточно эффективно выполнять задачи бомбардировщика-торпедоносца, машина могла быть использована для дальнейшего развития. На основании полученного в ходе испытаний опыта Кайгуи Коку Хомбу разработал конструктивные требования 9-Си на двухмоторный бомбардировщик. Характеристики новою самолета задавались на уровне G1М1, а вооружение было усилено до трех 7,7-мм пулеметов на подвижных установках. Груз бомб массой 800 кг или торпеда должны были размещаться под фюзеляжем на внешней подвеске, поэтому бомбовый отсек не предусматривался.

морской бомбардировщик

Mitsubishi G3M "Nell" бомбардировщик морской Тип 96 в полете нажмите, чтобы увеличить

Спецификация 9-Си была передана фирме "Мицубиси", где задача создания нового бомбардировщика, который получил фирменное обозначение Ка-15, была поручена конструкторскому коллективу под руководством Киро Хоне - автора проекта Ка-9. Ему помогали Томио Кубо и Нобуинко Хисабаке. Конструкция новой машины была разработана на базе Ка-9. У прототипа, у которого позаимствовали крыло и разнесенное хвостовое оперение, площадь которого немного увеличили - для повышения устойчивости самолета в момент сброса бомб. Фюзеляж спроектировали заново. По сравнению с предшественником Ка-15 стал больше и получил три выдвижные стрелковые башни - две верхние и одну нижнюю.

вторая модификация самолета


Mitsubishi G3M2 Модель 21 - первая по-настоящему массовая модификация, в период с 1937 по 1939 год изготовлено 343 экземпляра

В каждой из них установили по одному 7,7-мм пулемету Тип 92. Для улучшения аэродинамики верхняя поверхность крыла была обшита гладким листовым металлом - вместо гофрированного на Ка-9. Кроме того, была упрощена и усилена конструкция шасси Первый прототип Ка-15, оснащенный двумя двигателями жидкостного охлаждения Хиро, Тип 91 Модель 1 мощностью 750 л.с, был закончен в июне 1935 года. В июле он впервые поднялся в воздух. Особенно обрадовал разработчиков тот факт, что G5M1 по своим характеристикам превзошел большинство существовавших в мире на тот момент самолетов такого же класса.

верхняя проекция самолета

Mitsubishi G3M2 "Nell" Модель 21 бомбардировщик морской Тип 96

В течение следующего года на фирме "Мицубиси" было построено двадцать дополнительных опытных образцов, которые использовались для проверки различных конструктивных решений и двигателей Так. второй, пятый и шестой опытные самолеты, как и прототип, были оснащены двигателями Хиро (впоследствии они получили обозначение G3M1a Модель 11А). остальные - 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей различных моделей. На четвертый и одиннадцатый установили моторы Кинсей 3 (910 л.с.) с металлическими трехлопастными винтами изменяемого шага, на оставшиеся - 830-сильные Кинсей 2, с деревянными четырехлопастными винтами фиксированного шага. Первые шесть G3M1 отличались неостекленной носовой частью с иллюминатором для бомбоприцела под кабиной, не выступающей из обводов фюзеляжа, последующие - остекленной носовой частью с рабочим местом штурмана-бомбардира и кабиной с выступающим фонарем. Позднее машины с остекленной носовой частью фюзеляжа получили обозначение G3M1c Модель 11С, с неостекленной - G3M1b.

Опытные самолеты прошли интенсивные испытания в частях морской авиации. Отзывы о них были благоприятные, и Кайгон Коку Хомбу принял решение направить машину в серийное производство под обозначением "Базовый бомбардировщик-торпедоносец флота Тип 91 Модель II" (G3M1 Модель 11). При изготовлении серийных самолетов за основу был принят четвертый опытный образец с двигателями Кинсей 3, неостекленной носовой частью и модифицированным фонарем кабины пилотов.

Модификации Mitsubishi G3M

  • G3M1 Модель 11 - первая серийная модификация, выпускавшаяся в 1936-1937 годах. Было построено 34 экземпляра. Самолеты развивали максимальную скорость 348 км/ч.

первая серийная модификация самолета

Mitsubishi G3M1 Модель 11 - первая серийная модификация бомбардировщика

  • G3M2 Модель 21 - первая по-настоящему массовая модификация, в период с 1937 по 1939 год изготовлено 343 экземпляра. Машины этого варианта оснащались двигателями Мицубиси Кинсей 41 или 42 мощностью 1075 л.с., благодаря которым максимальная скорость выросла до 376 км/ч. Кроме того, самолеты отличались от предшественников увеличенным с 3805 до 3874 л запасом топлива и более обтекаемой формой надфюзеляжных стрелковых башен. После вывода из частей первой линии некоторое количество машин этой модификации было переоборудовано в учебно-тренировочные и разведывательные, им присвоили обозначения G3M2-K и G3M2-KAI соответственно.
  • G3M2 Модель 22 - модификация, разработанная с учетом опыта боевых действий в Китае. Выпускалась на заводе фирмы "Мицубиси" (с 1939 по 1941 год - произведено 238 машин), а затем на заводе фирмы "Накадзима" (с 1941 по 1942 год). На самолеты этой модификации устанавливались обладавшие лучшими высотными характеристиками двигатели Кинсей 45 той же мощности (1075 л.с.). Вооружение было усилено и состояло из 20-мм пушки Tип 99 Модель 1, которая размещалась в неубираемой надфюэеляжной башне удлиненной формы, и трех 7,7-мм пулеметов Tип 92 (один в передней верхней выдвижной башне и два в выпуклых боковых блистерах за задней кромкой крыла). На самолетах поздних выпусков монтировался дополнительный четвертый пулемет, огонь из которого можно было вести из боковых окон кабины штурмана. Остальные изменения касались в основном вспомогательного оборудования и на характеристиках машины не отразились. Некоторое количество бомбардировщиков G3M2 Модель 22 было переоборудовано в своего рода "огневые точки", предназначенные для сопровождения обычных G3M. Они не несли бомбовой нагрузки, зато имели усиленное за счeт установки четырех дополнительных 7,7-мм пулеметов стрелковое вооружение.
  • G3M3 Модель 23 - последняя серийная модификация, выпускавшаяся на заводе "Накадзима" с июня 1942 по февраль 1943 года. Самолеты этого варианта имели самую высокую среди машин серии G3M максимальную скорость (416 км/ч) и наибольшую дальность полета (4680 км, с дополнительными баками - 6230 км). Такие показатели были достигнуты за счет установки 1300-сильных двигателей Мицубиси Кинсей 51 и увеличения объема топливных баков (с 3874 до 5182 л). Примерно двадцать машин было переделано в патрульные самолеты G3M3-Q. Они были оснащены магнитным детектором и добились немалых успехов в борьбе с подводными лодками противника, записав на свой счет 20 потопленных субмарин. На базе бомбардировщиков G3M специалистами 1-го авиационного арсенала в Йокогаме был разработан транспортный вариант L2Y.

последняя модификация бомбардировщика

Mitsubishi G3M3 Модель 23 - последняя серийная модификация бомбардировщика

Боевое крещение бомбардировщиков G3M состоялось в 1937 году во время японско-китайского конфликта. Они наносили бомбовые удары по "объектам в глубине территории противника. В середине июля 1937 года соединение G3M осуществило первую в истории военной авиации трансокеанскую бомбардировочную операцию, нанеся удар по Ханьгоу и Кванчжоу и преодолев при этом около 2000 км над водой. Хотя бомбардировщики и достигли немалых успехов, они несли большие потери из-за установки непротектированных топливных баков и слабого оборонительного вооружения. Участием в боевых действиях область применения G3M не ограничивалась. Переделанные в пассажирские самолеты бомбардировщики несли гражданскую службу на авиалиниях компании "Великая Япония" и использовались для совершения рекордных перелетов. Наиболее известным стал кругосветный перелет 328-го серийного самолета G3M2 Модель 21, состоявшийся в августе-сентябре 1939 года. За 194 летных часа он преодолел 52860 км, что стало еще одним подтверждением высоких качеств японского бомбардировщика.

В то время, когда японские гражданские самолеты совершали полеты доброй воли, военные G3M летали над чужими территориями без рекламы и огласки. В апреле-июне 1941 года разведывательные самолеты этого типа, действуя с островов Формоза, Трук и Тиниан, вели фотосъемку объектов союзников на Филиппинах. Вскоре G3M проявили себя и как бомбардировщики. В декабре 1941 года, в течение менее чем 14 часов с момента начала войны на Тихом океане, их ударам подверглись Гавайи, Таиланд, Филиппины, ГyaМ, Гонг-конг и остров Уэйк. А 10 декабря G3M2 одержали свою самую яркую победу. Соединение из двадцати шести бомбардировщиков G4M1 и шестидесяти G3M2 потопило британские линкоры "Рипалз" и "Ирине оф Узле", которые под командованием вице-адмирала сэра Тома Филиппса вышли из Сингапура для удара по захваченным японцами в Восточной Малайе плацдармам. Один сбитый G3M2 и два G4M1 были небольшой ценой за доказательство правильности выбранного пути в развитии авиации берегового базирования. Эта атака японских бомбардировщиков произвела даже большее впечатление, чем налет на Перл-Харбор, ведь впервые в истории мощнейшие корабли были потоплены авиацией в открытом море, а не в гавани, застигнутые врасплох.

Однако постепенно бомбардировщики G3M стали сдавать свои позиции. Их уязвимость в схватках с грозным противником стала причиной очень высоких потерь, и вскоре все уцелевшие самолеты этого типа были выведены из первой линии, где их заменили более современные бомбардировщики Мицубиси G4M, в учебные, транспортные, связные и патрульные подразделения. Американцы присвоили G3M - безусловно очень удачному на момент своего создания бомбардировщику - кодовое обозначение "Нэлл". Всего до 1943 года было построено 1048 самолетов этого типа.

Модель
G3M3
Экипаж, человек
5
Размах крыла, м
25,0
Длина, м
16,5
Высота, м
3,7
Площадь крыла, м2
75,1
Силовая установка
2хMitsubishi Kinsei 51
Мощность, л.с, кВт
2х1300 (2х956)
Масса пустого, кг
5250
Нормальная взлетная, кг
8000
Максимальная взлетная, кг
нет данных
Макс. скорость, км/час
415
Крейсерская скорость , км/час
295
Скороподъёмность, м/сек
9
Практический потолок, м
10300
Практическая дальность, км
6200
Нагрузка на крыло, кг/м2
107
Тяговооружённость, Вт/кг
239
Вооружение, пулеметы, мм
4х7,7 Тип 92
Вооружение, пушки, мм
1х20 Тип 99
Вооружение, торпеда, кг (или)
1х800
Вооружение, бомбы, кг
800

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Евгений Аранов. Бомбардировщик Mitsubishi G3M1/2/3.
  • А.Демин. Воздушные драконы Поднебесной.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

На базе Як-130 создадут штурмовик
Штурмовик Як-130 скоро появится на авиасалонах На базе учебно-тренировочного самолета Як-130 разрабатывается высокотехнологичный штурмовик. Это объясняется высоким стабильным спросом на легкие...
Перспективный китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20: новые фото
В Интернете появились новые фотографии китайского истребителя пятого поколения Chengdu J-20 с бортовым номером "2001", сделанные в начале...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме