Бомбардировщик наземного базирования Nakajima G8N1 Renzan
Экспериментальный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan представлял собой самолет, оборудованный четырьмя двигателями воздушного охлаждения Nakajima Homare-24 мощностью 2000 л.с., которые позволяли ему развивать максимальную скорость 592 км/час на высоте 8000 м. Максимальная дальность полета составляла 7465 км. Вооружение состояло из шести пушек и пулеметов.

Дальний бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan

бомбардировщик наземного базирования В конце 1930-х годов командование авиации императорского военно-морского флота Японии пришло к выводу о необходимости иметь на вооружении тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, способный решать задачи стратегического характера. Первая попытка создать самолет такого типа привела к появлению бомбардировщика Накадзима G5N "Синзан", но машина оказалась неудачной, и Кайгун Коку Хомбу на какое-то время вернулся к концепции двухмоторного бомбардировщика. В 1941 и 1942 годах были разработаны конструктивные требования 16-Си и 18-Си. На их базе фирмами "Мицубиси" и "Каваниси" были созданы проекты двухмоторных самолетов С7М1 и G9K1 Предполагалось, что они смогут развивать максимальную скорость около 580 км/ч и иметь дальность полета не менее 7400 км.

Однако к концу 1943 года после анализа предварительных проектов и расчетных параметров и разработчикам, и заказчику стало ясно, что двухмоторный самолет не в состоянии удовлетворить данные требования. Такой вывод был прогнозируемым, поэтому, не дожидаясь закрытия программ G7M1 и G9K1, еще в феврале 1943 года Кайгун Коку Хомбу передал фирме "Накадзима" предварительные конструктивные требования 18-Си на четырехмоторный бомбардировщик дальнего действия К этому командование флота подтолкнули также поступавшие с фронтов донесения о высокой эффективности американских четырехмоторных бомбардировщиков В-29 и В-24.

маленькая картина бомбардировщика

Бомбардировщик Японского Императорского флота Nakajima G8N1 Renzan

В окончательном виде задание на разработку нового бомбардировщика, получившего обозначение G8NI "Рензан" (Горная гряда), было оформлено 14 сентября 1943 года. Оно предусматривало создание обладающей мощным оборонительным вооружением и хорошо защищенной машины, которая развивала бы максимальную скорость 592 км/ч, набирала полной бомбовой нагрузкой (4000 кг).

боковая проекция бомбардировщика

Японский бомбардировщик наземного базирования Nakajima G8N1 Renzan

23 октября 1944 года первый полет совершил прототип самолета G8N1, представлявший собой цельнометаллический моноплан, конструкция которого была максимально упрощена для облегчения серийного производства, со среднерасположенным крылом, имеющим ламинарный профиль и большое удлинение при сравнительно малой площади поверхности. На нем были установлены четыре оснащенных турбокомпрессорами (Хитачи Тип 92) звездообразных двигателя Накадзима Хомаре 24 мощностью 2000 л.с., каждый. Беспрецедентно мощное вооружение боковых огневых точек состояло из двух 13-мм пулеметов Тип 2. Еще два таких пулемета устанавливались в носовой части фюзеляжа предсерийных машин. Но на практике все свелось к постройке еще трех прототипов, которые были завершены в октябре 1944 и частично марте и июне 1945 года. Такая задержка была вызвана постоянными налетами американской авиации и дефицитом легких сплавов.

верхняя проекция бомбардировщика

Самолет Второй мировой войны G8NI "Рензан" (Горная гряда)

К тому-же резко ухудшившаяся стратегическая ситуация Японии вынудила изменить приоритеты. Теперь уже было не до стратегических бомбардировщиков, и от серийного производства "Рензанов" пришлось отказаться. Незадолго до прекращения работ над проектом рассматривался вопрос о создании вариантов G8N2 с двигателями Мицубиси мощностью 2000 л.с., для использования в качестве носителей самолетов-снарядов. В случае успешного завершения испытании планировалось до сентября 1945 года выпустить 48 серийных бомбардировщиков G8N1, включая 16 опытных.

После Второй мировой войны четвертый прототип самолета G8N1 "Рензан" был перевезен в США, где его подвергли тщательным испытаниям. Их результаты удивили американцев. Продемонстрированные японским бомбардировщиком характеристики были гораздо выше, чем у американских "одноклассников" Боинг В-17 и Консолидейтед В-24 и лишь незначительно уступали показателям стратегического бомбардировщика Боинг В-29. Уже после завершения боевых действий союзники присвоит G8N1 кодовое имя "Rita".

Модель
G8N1
Экипаж, человек
10
Размах крыла, м
32,54
Длина, м
22,94
Высота, м
7,20
Площадь крыла, м2
112
Силовая установка
4хНакадзима Хомаре24
Мощность, л.с, кВт
2000 (1,491)
Масса пустого, кг
17,400
Нормальная взлетная, кг
26,800
Максимальная взлетная, кг
32,150
Макс. скорость, км/час
576
Крейсерская скорость , км/час
358
Скороподъёмность, м/мин
457
Практический потолок, м
10,200
Практическая дальность, км
7,250
Нагрузка на крыло, кг/м2
239
Тяговооружённость, Вт/кг
0,22
Вооружение, пулеметы, мм
4х13,2 Тип 2
Вооружение, пушки, мм
2х20 Тип 99
Вооружение, торпеда, кг
нет в наличии
Вооружение, бомбы, кг
4000

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Андрей Крумкач. Тяжелый дальний бомбардировщик Nakadjima G8N "Renzan".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме