Бомбардировщик наземного базирования Nakajima G10N "Fugaku"
Проект фирмы Nakajima получил и новое обозначение - Морской Экспериментальный Тяжелый Бомбардировщик Fugaku, к которому позднее прибавилось и чисто флотское G10N1. Забегая вперед скажем, что двигатели На-54-01 ещё только находились в стадии проектирования и реально могли быть подготовлены к серийному выпуску ближе к 1946 году. Сам прототип, по предварительным оценкам мог быть полностью достроен к зиме 1945 года. Бодро начатое строительство огромных стапелей и элементов конструкции бомбардировщика было внезапно прекращено весной 1944 года.

Nakajima G10N "Fugaku"

японский бомбардировщикВ 1944-1945 годах для японцев стали шоковой терапией удары авиации США. Американцы собирали в одну ударную группу даже не десятки, а целые сотни боевых самолётов. Последствия от таких ударов были просто катастрофическими, хотя японцы дрались с исключительной храбростью, временами нанося чувствительные потери эскадрильям американских бомбардировщиков В-17 и В-24, в худшую сторону положение поменялось с началом массового применения дальних бомбардировщиков В-29, которые без бомбовой нагрузки могли уйти на скорости от большинства японских перехватчиков. Однако не стоит думать, что ВВС Японии не желали иметь на вооружении подобные самолёты. Скорее наоборот, если вспомнить, то именно JIAF одними из первых перешли к эксплуатации тяжелых дальних бомбардировщиков-монопланов, купив в Германии лицензию на производство самолёта Junkers G.38. Его бомбардировочный вариант выпускался на заводах фирмы Mitsubishi под обозначением Ki-20, и до 1940 года составлял основу авиации дальнего действия армии.

К началу японской агрессии против США и их союзников Ki-20 уже вывели в резерв. На смену ему готовили несколько перспективных проектов, по своим расчетным характеристикам не уступающим американскому В-17В. Бесспорным лидером в этом направлении была фирма Nakajima.

полет бомбардировщиков

Полет Японских бомбардировщиков Nakajima G10N "Fugaku"

В апреле 1941 года начались испытания бомбардировщика G5N1 "Shinzan", построенного на базе многоцелевого американского самолёта Douglas DC-4Е. Как оказалось позднее, переделка не пошла на пользу DC-4 японский самолёт мало подходил для боевого использования и все его прототипы остались для тылового использования. Через два года был построен более мощный самолёт - G8N1 "Renzan" - на это раз японцы только использовали опыт американцев в конструировании тяжелых машин.

боковая проекция бомбардировщика

Бомбардировщик Японского Императорского флота Nakajima G10N "Fugaku"

Немногим ранее инженеры Nakajima, при участии офицеров из авиации флота, приступили к проектированию нового самолёта, разрабатываемого в рамках "программы Z". По замыслу создателей бомбардировщик должен был оснащаться шестью двигателями Nakajima Ha-54-01 (5000 л.с.), нести мощное оборонительное вооружение и бомбовую нагрузку порядка 20 тонн. Геометрические размеры самолёта поражали - 40-44 метра в длину и 65-72 метра в размахе крыла. Взлетная масса оценивалась в 125-160 тонн.  Морскую авиацию этот самолёт весьма заинтересовал. В середине 1943 года руководство ВМФ выдало официальные требования на машину подобного класса, подкорректировав потолок до 15000 метров.

верхняя проекция бомбардировщика

Морской Экспериментальный Тяжелый Бомбардировщик "Fugaku"

Проект фирмы Nakajima получил и новое обозначение - Морской Экспериментальный Тяжелый Бомбардировщик "Fugaku", к которому позднее прибавилось и чисто флотское G10N1. Забегая вперед скажем, что двигатели На-54-01 ещё только находились в стадии проектирования и реально могли быть подготовлены к серийному выпуску ближе к 1946 году. Сам прототип, по предварительным оценкам мог быть полностью достроен к зиме 1945 года. Бодро начатое строительство огромных стапелей и элементов конструкции бомбардировщика было внезапно прекращено весной 1944 года.

передняя проекция бомбардировщика

Японский бомбардировщик наземного базирования Nakajima G10N "Fugaku"

Руководству Японского Императорского флота срочно понадобились производственные мощности под строительство истребителей, благодаря чему " программа Z" была закрыта. Примерно такая же картина наблюдалась и в Германии, где в течении 1944-1945 годах были отвергнуты десятки проектов реактивных бомбардировщиков, часть из которых находилась на стадии изготовления рабочих чертежей. Немцы, правда, спохватились весной 1945 года, развернув постройку сразу нескольких прототипов разных фирм, однако время было безнадежно упущено и ни один из самолётов не был готов даже наполовину.

над фудзиямой

Полет над Фудзиямой

Японцы поступили похожим образом, демонтировав стапели и отправив готовые агрегаты G10N1 на слом. Ошибочность этого решения стала очевидной летом 1945 года, когда американцы заняли часть японских островов вблизи метрополии. Здесь здорово могли пригодиться G10N1 с их огромной бомбовой нагрузкой и большим потолком, одна эскадрилья которых могла бы запросто сравнять с землей любую базу противника.

Модель
G10N1
Экипаж, человек
6-8
Размах крыла, м
63,00
Длина, м
40,00
Высота, м
8,80
Площадь крыла, м2
330,00
Силовая установка
6хNakajima Ha-54-01
Мощность, л.с
6х5000
Масса пустого, кг
42000
Нормальная взлетная, кг
нет данных
Максимальная взлетная, кг
122000
Макс. скорость, км/час
780
Крейсерская скорость , км/час
620
Практический потолок, м
15000
Практическая дальность, км
19400
Вооружение, пулеметы, мм
нет данных
Вооружение, пушки, мм
10х20 Type 99 model 2
Вооружение, бомбы, кг
20000
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Ближний разведчик и легкий бомбардировщик Хейнкель He 45
Легкий разведчик-бомбардировщик Heinkel He 45 Немецкий самолет Хейнкель He 45 под началом Э. Хейнкеля был создан в конструкторском бюро фирмы...
Сократят ли Нидерланды заказ на F-35?
Возможно, заказ Нидерландов на истребители F-35 будет сокращен по разным причинам Как сообщает Defense Aerospace со ссылкой на Reuters (статья...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме