Бомбардировщик наземного базирования Nakajima G10N1 Fugaku
Проект фирмы Nakajima получил и новое обозначение - Морской Экспериментальный Тяжелый Бомбардировщик Fugaku, к которому позднее прибавилось и чисто флотское G10N1. Забегая вперед скажем, что двигатели На-54-01 ещё только находились в стадии проектирования и реально могли быть подготовлены к серийному выпуску ближе к 1946 году. Сам прототип, по предварительным оценкам мог быть полностью достроен к зиме 1945 года. Бодро начатое строительство огромных стапелей и элементов конструкции бомбардировщика было внезапно прекращено весной 1944 года.

Тяжелый бомбардировщик Nakajima G10N Fugaku

японский бомбардировщикВ 1944-1945 годах для японцев стали шоковой терапией удары авиации США. Американцы собирали в одну ударную группу даже не десятки, а целые сотни боевых самолетов. Последствия от таких ударов были просто катастрофическими, хотя японцы дрались с исключительной храбростью, временами нанося чувствительные потери эскадрильям американских бомбардировщиков B-17 и B-24, в худшую сторону положение поменялось с началом массового применения дальних бомбардировщиков B-29, которые без бомбовой нагрузки могли уйти на скорости от большинства японских перехватчиков.

К началу японской агрессии против США и их союзников Ki-20 уже вывели в резерв. На смену ему готовили несколько перспективных проектов, по своим расчетным характеристикам не уступающим американскому В-17В. Бесспорным лидером в этом направлении была фирма Nakajima.

полет бомбардировщиков

Полет Японских бомбардировщиков Nakajima G10N Fugaku

В апреле 1941 года начались испытания бомбардировщика G5N1 "Shinzan", построенного на базе многоцелевого американского самолета Douglas DC-4Е. Как оказалось позднее, переделка не пошла на пользу DC-4 японский самолет мало подходил для боевого использования и все его прототипы остались для тылового использования. Через два года был построен более мощный самолет - G8N1 "Renzan" - на это раз японцы только использовали опыт американцев в конструировании тяжелых машин.

боковая проекция бомбардировщика

Бомбардировщик Японского Императорского флота Nakajima G10N Fugaku

Немногим ранее инженеры Nakajima, при участии офицеров из авиации флота, приступили к проектированию нового самолета, разрабатываемого в рамках "программы Z". По замыслу создателей бомбардировщик должен был оснащаться шестью двигателями Nakajima Ha-54-01 (5000 л.с.), нести мощное оборонительное вооружение и бомбовую нагрузку порядка 20 тонн. Геометрические размеры самолета поражали - 40-44 метра в длину и 65-72 метра в размахе крыла. Взлетная масса оценивалась в 125-160 тонн.  Морскую авиацию этот самолет весьма заинтересовал. В середине 1943 года руководство ВМФ выдало официальные требования на машину подобного класса, подкорректировав потолок до 15000 метров.

верхняя проекция бомбардировщика

Морской Экспериментальный Тяжелый Бомбардировщик Fugaku

Проект фирмы Nakajima получил и новое обозначение - Морской Экспериментальный Тяжелый Бомбардировщик Fugaku, к которому позднее прибавилось и чисто флотское G10N1. Забегая вперед скажем, что двигатели На-54-01 еще только находились в стадии проектирования и реально могли быть подготовлены к серийному выпуску ближе к 1946 году. Сам прототип, по предварительным оценкам мог быть полностью достроен к зиме 1945 года. Бодро начатое строительство огромных стапелей и элементов конструкции бомбардировщика было внезапно прекращено весной 1944 года.

передняя проекция бомбардировщика

Японский бомбардировщик наземного базирования Nakajima G10N Fugaku

Руководству Японского Императорского флота срочно понадобились производственные мощности под строительство истребителей, благодаря чему " программа Z" была закрыта. Примерно такая же картина наблюдалась и в Германии, где в течении 1944-1945 годах были отвергнуты десятки проектов реактивных бомбардировщиков, часть из которых находилась на стадии изготовления рабочих чертежей. Немцы, правда, спохватились весной 1945 года, развернув постройку сразу нескольких прототипов разных фирм, однако время было безнадежно упущено и ни один из самолетов не был готов даже наполовину.

над фудзиямой

Полет над Фудзиямой

Японцы поступили похожим образом, демонтировав стапели и отправив готовые агрегаты G10N1 на слом. Ошибочность этого решения стала очевидной летом 1945 года, когда американцы заняли часть японских островов вблизи метрополии. Здесь здорово могли пригодиться G10N1 с их огромной бомбовой нагрузкой и большим потолком, одна эскадрилья которых могла бы запросто сравнять с землей любую базу противника.

Модель
G10N1
Экипаж, человек
6-8
Размах крыла, м
63,00
Длина, м
40,00
Высота, м
8,80
Площадь крыла, м2
330,00
Силовая установка
6хNakajima Ha-54-01
Мощность, л.с
6х5000
Масса пустого, кг
42000
Нормальная взлетная, кг
нет данных
Максимальная взлетная, кг
122000
Макс. скорость, км/час
780
Крейсерская скорость , км/час
620
Практический потолок, м
15000
Практическая дальность, км
19400
Вооружение, пулеметы, мм
нет данных
Вооружение, пушки, мм
10х20 Type 99 model 2
Вооружение, бомбы, кг
20000

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Андрей Крумкач. Тяжелый дальний бомбардировщик Nakadjima G10N1 Fugaku.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме