Тяжелый стратегический бомбардировщик дальнего действия Накадзима G5N "Синзан"
Накадзима G5N — японский дальний бомбардировщик периода Второй мировой войны. Кодовое имя союзников — Лиз (английское обозначение Liz). Спроектирован фирмой Накадзима в 1938 году на базе американского пассажирского самолёта DC-4E. G5N получился недоработанной конструкцией, из-за этого уже в 1941 году работы по нему были завершены после производства всего шести прототипов, четыре из которых впоследствии до конца войны использовались в роли транспортных самолётов.

Дальний бомбардировщик Nakajima G5N Shinzan

опытный бомбардировщик наземного базирования Во второй половине 1930-х годов императорский военно-морской флот Японии имел в своем распоряжении почти полную гамму современных самолетов, удовлетворявших самым высоким требованиям Единственным пробелом, так и не ликвидированным до конца войны, было отсутствие тяжелых стратегических бомбардировщиков дальнего действия берегового базирования. Понимая это, в 1938 году Кайгун Коку Хомбу сформулировал требования на новый бомбардировщик,предназначенный для авиации Японии второй мировой войны, дальность полета которого должна была составлять порядка 3000-3500 морских миль. Единственным способом достижения такой дальности - наряду с увеличенной по сравнению с G3M и G4M бомбовой нагрузкой (2000-4000 кг) - было использование четырехмоторной схемы. Однако на то время еще ни одна из японских авиастроительных компаний не имела опыта постройки таких больших самолетов, и это еще более усложняло и без того очень непростую задачу.

Выход из ситуации был найден в США, где двумя годами ранее специалисты компании "Дуглас" начали работать над большим четырехмоторным пассажирским самолетом дальнего действия DC-4E (не следует путать с более поздним проектом DC-4/C-54 "Скаймастер"). Эта машина, проигравшая в конкурентной борьбе самолету Боинг B-307 и построенная в единственном экземпляре, по распоряжению и за деньги флота была куплена гражданской авиакомпанией "Японские авиалинии" якобы для собственных нужд Посте сборки доставленного в Японию в разобранном виде американского самолета он прошел летные испытания и был тайно передан фирме "Накадзима", которой и было поручено разработать проект бомбардировщика в соответствии со спецификацией 13-Ot. В качестве базы предписывалось использовать конструкцию DC-4E.

тяжелый стратегический бомбардировщик

Тяжелый стратегический бомбардировщик дальнего действия Nakajima G5N Shinzan вид сбоку

Прототип G5N1, ставший первым четырехмоторным самолетом японского флота, поднялся в воздух в апреле 1941 года. У "американца" он позаимствовал крылья, мотогондолы, шасси с передней стойкой и ряд других, более мелких узлов и агрегатов. Полностью новыми были фюзеляж, более узкий, чем у оригинала, имевший остекленную носовую часть и обширный бомбовый отсек, а также двухкилевое разнесенное хвостовое оперение, которое заменило оригинальное с тремя стабилизаторами. В качестве силовых установок использовались четыре новых звездообразных двигателя Накадзима NK7A Мамору II мощностью 1870 л.с. Оборонительное вооружение включало две 20-мм пушки Тип 99 Модель I (по одной в надфюзеляжной и хвостовой башнях) и четыре 7,7-мм пулемета Тип 97 носовой, нижней и двух боковых стрелковых установок. Максимальная бомбовая нагрузка должна была достигать 4000 кг (при налетах на большие расстояния - 2000 кг). Экипаж состоял из семи человек.

бомбардировщик императорского военно-морского флота Японии

Тяжелый стратегический бомбардировщик дальнего действия Nakajima G5N Shinzan вид сверху

Результаты летных испытаний ожиданий заказчика не оправдали. С полным оснащением и вооружением японский самолет второй мировой войны "Синзан" оказался почти на 20% тяжелее, чем планировалось, его двигатели были ненадежными, характеристики - в первую очередь скорость и дальность полета -неудовлетворительными. Несмотря на это, было построено еще три опытных самолетов G5NI и два модифицированных G5N2 с проверенными, но еще менее мощными (1530 л.с.) двигателями Мицубиси Касей 12. Недостаток мощности был слишком явным, и в конце концов Кайгун Коку Хомбу отказался от планов дальнейшего развития самолета в качестве бомбардировщика. Два опытных G5NI были также оснащены двигателями Касей 12 и вместе с двумя G5N2 переделаны в транспортный вариант, получивший обозначение "Транспортный самолет "Синзан" KAI Модель 12" (G5N2-L Модель 12). Доработка состояла в демонтаже верхней стрелковой башни, хвостовой и нижней огневых позиций. Кроме того, бомбоотсек был переделан в грузовой отсек. Экипаж уменьшился до шести человек.

В роли транспортников самолеты второй мировой войны G5N2-L использовались почти до конца войны. Они летали на трассах, связывавших Японские острова с Гонконгом, Тайванем, Филиппинами. На рубеже 1944-1945 годов две машины были потеряны (одна по причине аварии, вторая - в результате налета американских бомбардировщиков Транспортные самолеты G5N2-L были обнаружены американской разведкой и квалифицированы - ошибочно - как бомбардировщики, в связи с чем они получили кодовое обозначение "Лиз" (женские имена присваивались только бомбардировщикам).

Модификации самолета

  • G5N1 - первоначальный вариант с двигателями "Накадзима"NK7A Мамору 11, построено 4 прототипа
  • G5N2 - вариант с двигателями "Мицубиси" Касей 12 меньшей мощности, построено 2 прототипа
  • G5N2-L - переоборудованные в транспортные самолеты G5N2 и переоснащенные двигателями "Мицубиси" Касей 12 G5N1, переоборудовано 4 самолета
  • Кi-68 - армейский вариант, не вышел за стадию проекта в связи с прекращением работ по основному самолету
  • Кi-85 - армейский вариант, спроектированный фирмой "Каваниси", также не вышел за стадию проекта

Несмотря на то, что проект G5N оказался неудачным, фирма "Накадзима" приобрела чрезвычайно важный опыт, который был использован позднее при разработке следующего четырехмоторного бомбардировщика G8N "Рензан".

Модель
G5N1
Экипаж, человек
7
Размах крыла, м
42,14
Длина, м
31,02
Высота, м
6,13
Максимальная скорость, км/ч 4100 м
420
Потолок, м
7450
Дальность полета, км
4260
Время подьема на высоту 2000 м, сек
17
Вес, бомб, кг
4000
Вес, максимальный, кг
32 000
Двигатели, мощность л.с
4 х "Накадзима" NK7A Мамору 11, 1 870 л.с.
Вооружение, пулеметы, мм
4 х 7,7
Вооружение, пушки, мм
2х 20

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Ph.D.Francillon, J.Rene "Japanese Aircraft of the Pacific War".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

В войска поступят МиГ–31БМ и МиГ–35
Свыше 130 модернизированных МиГ–31БМ и 30 МиГ–35 Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, посетивший Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", сообщил 9 апреля...
Создание единой компании "Сухой"
Завершена консолидация трех компаний По сообщению официального интернет-сайта ОАО "Компании "Сухой", завершены все этапы реорганизации в форме присоединения трех дочерних обществ...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме