|
Реактивный истребитель наземного базирования Nakajima Kikka
|
Nakajima JOY-1 Kikka (цветок апельсина) - первый японский реактивный самолет, созданный в годы Второй мировой войны на основе немецкого реактивного истребителя Me-262, однако с рядом серьезных конструктивных изменений, что позволяет считать этот самолет оригинальным произведением японской военной промышленности.
Реактивный бомбардировщик-штурмовик Nakajima JOY-1 Kikka
Осенью 1943 года представителям посольства Японии в Берлине предложили ознакомиться с секретными немецкими реактивными самолетами. Презентация произвела на японцев большое впечатление и они приступили к переговорам о покупке лицензии. Однако согласие на ее приобретение было получено только в марте 1944 года после визита японской делегации к Адольфу Гитлеру. Геринг распорядился предоставить союзникам комплект конструкторской и технологической документации на планеры и двигатели самолетов Мессершмитт Me-262 A-1a и Me-163 В-1a. Кроме того, в соответствии с заключенным соглашением в Японию в сопровождении группы немецких специалистов должны были отправить по одному готовому самолету и по два комплекта запасных частей.
Одна из двух подводных лодок, на которых в Японию перевозили людей и документацию, была потоплена вскоре после выхода в море, вторую такая же участь постигла в районе Филиппин, правда, до этого, в Сингапуре, небольшую часть документации перегрузили в самолет. На базе этой неполной информации фирмами "Исикавадзима-Сибаура", "Накадзима" и "Мицубиси" были разработаны проекты реактивных двигателей Ne-130, Ne-230 и Ne-330 соответственно. Специалисты 1-го авиационного арсенала флота в Йокосуке создали собственный вариант, которому было присвоено обозначение Ne-20. Последний оказался наиболее удачным и именно он был выбран для установки на самолет, проектирование которого проводилось на фирме "Накадзима" параллельно с разработкой двигателя. Создание реактивного истребителя, получившего кодовое обозначение "Мару-Тен". было признано приоритетным направлением. За проектные работы отвечал главный конструктор фирмы Кеничи Мацумура, а ассистировал ему Казуо Оно. Большую помощь разработчикам оказал также командор Экими Ивайя, выезжавший в Германию и имевший возможность познакомиться там с немецкими самолетами. У немецкого реактивного истребителя Второй мировой войны Me-262 японские специалисты позаимствовали только концепцию и компоновочную схему. Таким образом, если не считать внешнего сходства, "Мару-Тен" представлял собой оригинальную конструкцию, создававшуюся в соответствии с требованиями, сформулированными Кайгун Коку Хомбу в рамках программы "Кокуку Хейки Го 2".
Экспериментальный японский самолет Nakajima JOY-1 Kikka (Цветок апельсина) вид сбоку
Первоначально предполагалось, что "Мару-Тен" станет самолетом для камикадзе, в связи с чем шасси его было решено не оборудовать (он должен был стартовать со специальной пусковой установки с помощью дополнительных ракетных двигателей), но вскоре от таких планов отказались. Военные пришли к выводу, что в качестве скоростного истребителя-бомбардировщика реактивный самолет будет более полезен. Разработчикам пришлось пересмотреть проект, добавить шасси, которое было позаимствовано у истребителя Мицубиси А6М, усилить бронирование кабины пилота, модифицировать носовую часть фюзеляжа для установки стрелкового вооружения, а также отказаться от рада конструктивных упрощений, характерных для "одноразового" самолета. К этому времени самолет получил обозначение "специальный штурмовик "Кикка", но из-за недоведенности двигателей Nе-12 серии все еще не планировалось.
Японский реактивный самолет времен Второй мировой войны Nakajima JOY-1 Kikka (Цветок апельсина) вид спереди
К счастью, удалось получить фотографии немецкого осевого турбореактивного двигателя BMW 003, доставленные уже упомянутым флотским инженером Экими Ивайя. Это позволило японцам разработать уменьшенную копию этого двигателя - Nе-20 тягой в 475 кг. С установкой двух Nе-20 планировалось получить расчетные характеристики, и проект приобрел второе дыхание. 7 августа "Кикка" совершил свой первый полет продолжительностью всего 11 минут, во время которого шасси не убиралось. Во второй раз он должен был подняться в воздух 11 aвгycтa. Погода не благоприятствовала проведению полета, тем не менее отменять его не стали. После включения дополнительных стартовых двигателей летчик-испытатель Такаока потерял контроль над машиной. Подумав, что реактивные двигатели Ne-20 заглохли, он принял решение отказаться oт взлета, однако остановить самолет не успел - тот скапотировал и получил серьезные повреждения. Восстановить машину не успели. Война закончилась, и программа по созданию серии самолетов "Кикка" была закрыта.
Военный самолет Nakajima JOY-1 Kikka - первый японский реактивный самолет, созданный во время Второй мировой войны вид сверху
К этому времени был почти готов второй опытный самолет, а еще 18 машин установочной партии (по другим данным - 25) находились на различных стадиях сборки. Пять из них строились в двухместном учебно-тренировочном варианте. Планировалась разработка нескольких вариантов "Кикки", включая двухместный учебный вариант, который должен был стать третьим опытным самолетом Проектировался и невооруженный двухместный разведчик и одноместный истребитель, вооруженный двумя 30-мм пушками "тип 5" и оснащенный двумя двигателями Nе-130 тягой 900 кг или Nе-330 тягой 885 кг.
Модель
|
Nakajima JOY-1 Kikka
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
10,00
|
Длина, м
|
8,125
|
Высота, м
|
2,95
|
Площадь крыла, м2
|
13,20
|
Силовая установка
|
2хТРД He-20
|
Тяга, кгс
|
2х475
|
Масса пустого, кг
|
2300
|
Нормальная взлетная, кг
|
3500
|
Максимальная взлетная, кг
|
4080
|
Макс. скорость, км/час
|
700
|
Cкорость у земли, км/час
|
622
|
Скороподъёмность, м/мин
|
385
|
Практический потолок, м
|
12000
|
Практическая дальность, км
|
940
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
нет данных
|
Вооружение, пушки, мм
|
нет данных
|
Вооружение, бомбы, кг
|
500-800
|
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Edwin M. Dyer. Japanese secret project: experimental aircraft of the IJA and IJN 1939-1945.
- Kazuhiko Ishizawa, "KIKKA: The Technological Verification of the First Japanese Jet Engine Ne 20".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|