Реактивный истребитель наземного базирования Nakajima Kikka
Nakajima JOY-1 Kikka (цветок апельсина) - первый японский реактивный самолет, созданный в годы Второй мировой войны на основе немецкого реактивного истребителя Me-262, однако с рядом серьезных конструктивных изменений, что позволяет считать этот самолет оригинальным произведением японской военной промышленности.

Реактивный бомбардировщик-штурмовик Nakajima JOY-1 Kikka

японский реактивный самолет Осенью 1943 года представителям посольства Японии в Берлине предложили ознакомиться с секретными немецкими реактивными самолетами. Презентация произвела на японцев большое впечатление и они приступили к переговорам о покупке лицензии. Однако согласие на ее приобретение было получено только в марте 1944 года после визита японской делегации к Адольфу Гитлеру. Геринг распорядился предоставить союзникам комплект конструкторской и технологической документации на планеры и двигатели самолетов Мессершмитт Me-262 A-1a и Me-163 В-1a. Кроме того, в соответствии с заключенным соглашением в Японию в сопровождении группы немецких специалистов должны были отправить по одному готовому самолету и по два комплекта запасных частей.

Одна из двух подводных лодок, на которых в Японию перевозили людей и документацию, была потоплена вскоре после выхода в море, вторую такая же участь постигла в районе Филиппин, правда, до этого, в Сингапуре, небольшую часть документации перегрузили в самолет. На базе этой неполной информации фирмами "Исикавадзима-Сибаура", "Накадзима" и "Мицубиси" были разработаны проекты реактивных двигателей Ne-130, Ne-230 и Ne-330 соответственно. Специалисты 1-го авиационного арсенала флота в Йокосуке создали собственный вариант, которому было присвоено обозначение Ne-20. Последний оказался наиболее удачным и именно он был выбран для установки на самолет, проектирование которого проводилось на фирме "Накадзима" параллельно с разработкой двигателя. Создание реактивного истребителя, получившего кодовое обозначение "Мару-Тен". было признано приоритетным направлением. За проектные работы отвечал главный конструктор фирмы Кеничи Мацумура, а ассистировал ему Казуо Оно. Большую помощь разработчикам оказал также командор Экими Ивайя, выезжавший в Германию и имевший возможность познакомиться там с немецкими самолетами. У немецкого реактивного истребителя Второй мировой войны Me-262 японские специалисты позаимствовали только концепцию и компоновочную схему. Таким образом, если не считать внешнего сходства, "Мару-Тен" представлял собой оригинальную конструкцию, создававшуюся в соответствии с требованиями, сформулированными Кайгун Коку Хомбу в рамках программы "Кокуку Хейки Го 2".

японский военный самолет

Экспериментальный японский самолет Nakajima JOY-1 Kikka (Цветок апельсина) вид сбоку

Первоначально предполагалось, что "Мару-Тен" станет самолетом для камикадзе, в связи с чем шасси его было решено не оборудовать (он должен был стартовать со специальной пусковой установки с помощью дополнительных ракетных двигателей), но вскоре от таких планов отказались. Военные пришли к выводу, что в качестве скоростного истребителя-бомбардировщика реактивный самолет будет более полезен. Разработчикам пришлось пересмотреть проект, добавить шасси, которое было позаимствовано у истребителя Мицубиси А6М, усилить бронирование кабины пилота, модифицировать носовую часть фюзеляжа для установки стрелкового вооружения, а также отказаться от рада конструктивных упрощений, характерных для "одноразового" самолета. К этому времени самолет получил обозначение "специальный штурмовик "Кикка", но из-за недоведенности двигателей Nе-12 серии все еще не планировалось.

реактивный самолет периода второй мировой войны

Японский реактивный самолет времен Второй мировой войны Nakajima JOY-1 Kikka (Цветок апельсина) вид спереди

К счастью, удалось получить фотографии немецкого осевого турбореактивного двигателя BMW 003, доставленные уже упомянутым флотским инженером Экими Ивайя. Это позволило японцам разработать уменьшенную копию этого двигателя - Nе-20 тягой в 475 кг. С установкой двух Nе-20 планировалось получить расчетные характеристики, и проект приобрел второе дыхание. 7 августа "Кикка" совершил свой первый полет продолжительностью всего 11 минут, во время которого шасси не убиралось. Во второй раз он должен был подняться в воздух 11 aвгycтa. Погода не благоприятствовала проведению полета, тем не менее отменять его не стали. После включения дополнительных стартовых двигателей летчик-испытатель Такаока потерял контроль над машиной. Подумав, что реактивные двигатели Ne-20 заглохли, он принял решение отказаться oт взлета, однако остановить самолет не успел - тот скапотировал и получил серьезные повреждения. Восстановить машину не успели. Война закончилась, и программа по созданию серии самолетов "Кикка" была закрыта.

реактивный самолет времен второй мировой войны

Военный самолет Nakajima JOY-1 Kikka - первый японский реактивный самолет, созданный во время Второй мировой войны вид сверху

К этому времени был почти готов второй опытный самолет, а еще 18 машин установочной партии (по другим данным - 25) находились на различных стадиях сборки. Пять из них строились в двухместном учебно-тренировочном варианте. Планировалась разработка нескольких вариантов "Кикки", включая двухместный учебный вариант, который должен был стать третьим опытным самолетом Проектировался и невооруженный двухместный разведчик и одноместный истребитель, вооруженный двумя 30-мм пушками "тип 5" и оснащенный двумя двигателями Nе-130 тягой 900 кг или Nе-330 тягой 885 кг.

Модель
Nakajima JOY-1 Kikka
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
10,00
Длина, м
8,125
Высота, м
2,95
Площадь крыла, м2
13,20
Силовая установка
2хТРД He-20
Тяга, кгс
2х475
Масса пустого, кг
2300
Нормальная взлетная, кг
3500
Максимальная взлетная, кг
4080
Макс. скорость, км/час
700
Cкорость у земли, км/час
622
Скороподъёмность, м/мин
385
Практический потолок, м
12000
Практическая дальность, км
940
Вооружение, пулеметы, мм
нет данных
Вооружение, пушки, мм
нет данных
Вооружение, бомбы, кг
500-800

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Edwin M. Dyer. Japanese secret project: experimental aircraft of the IJA and IJN 1939-1945.
  • Kazuhiko Ishizawa, "KIKKA: The Technological Verification of the First Japanese Jet Engine Ne 20".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

На "Курск-Восточный" возвращаются истребители МиГ-29СМТ
Самолет МиГ-29СМТ - это глубокая модернизация МиГ-29, представляющая собой многофункциональный истребитель поколения "4+" с открытой архитектурой авионики и постоянно расширяемым...
ООО М.А.К. и Garmin International подписали соглашение о поставке оригинального оборудования Garmin1000 для пилотажных тренажеров Cessna 172
ООО М.А.К. и Garmin договорились об оснащении тренажеров Cessna 172 оборудованием Garmin1000 Комплексные тренажеры для самолетов Cessna 172S, созданные конструкторами московского...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме