Истребитель наземного базирования J7W1 "Синден" (Яркая молния)
Самый необычный самолет императорского флота Японии, построенный по аэродинамической схеме утка в годы Второй мировой войны при участии технического отдела Кайгун Коку Хомбу. Этот истребитель получил название J7W Синден(Яркая молния). Перед самым окончанием войны был изготовлен второй прототип J7W1, но взлететь он не успел, как и J7W2 Синден KAI с турбореактивным двигателем Ne-130.

Истребитель Kyushu J7W Shinden

японский военный самолет История "Синдена", самого необычного самолета, построенного в Японии в годы Второй мировой войны, тесно связана с деятельностью технического отдела Кайгун Коку Хомбу, специалисты которого, как правило, занимались анализом новейших тенденций мирового авиастроения, обобщением опыта боевого использования авиации и разработкой на базе этого тактико-технических требований к новым японским самолетам. Работы над проектом самолета, который получил войсковое обозначение J7WI "Синден" (Яркая молния), начались в марте 1944 года. В апреле 1945 года был готов первый прототип. Он представлял собой цельнометаллический низкоплан, построенный по схеме "утка", то есть стабилизаторы горизонтального оперения и шестилопастный толкающий воздушный винт изменяемого шага диаметром 3,4 были призваны обеспечить максимально эффективное использование большого вращающего момента. Он был оборудован системой аварийного сброса, которая задействовалась пилотами в случае необходимости покинуть самолет с парашютом.

После составления в конце 1943 года новой спецификации - 18-Си "В" - к проектированию решили подключить инженеров технического отдела Кайгун Коку Хомбу: группу из трех человек во главе с летчиком-инженером капитаном Масаоки Цуруно. Ими был разработан предварительный проект истребителя-перехватчика Х-18, построенного по аэродинамической схеме "утка". Такое необычное решение стало возможным благодаря тому, что спецификация 18-Си "В" была общей и предоставляла разработчикам свободу действий. Требовалось только обеспечить на больших высотах скорость не ниже 665 км/ч и время подъема на высоту 8000 м не более 9 мин. Еще одной интересной чертой проекта Х-18 было то, что уже изначально предусматривалась возможность установки на новый самолет двух типов двигателей: поршневого или реактивного. Собственно это обстоятельство и обусловило выбор аэродинамической схемы.

документальное фото

Японский самолет J7W1 "Синден" (Яркая молния) документальное фото

Для проверки жизнеспособности схемы "утка" 1-му авиационному арсеналу флота в Йокосукe было поручено задание спроектировать опытный планер такой же схемы. Он получил обозначение MXY6. Начавшиеся в январе 1944 года летные испытания трех построенных планеров подтвердили обоснованность принятой концепции, и Кайгун Коку Хомбу выдал заказ на разработку и изготовление двух прототипов нового истребителя-перехватчика фирме "Кюсю". Поскольку компания не обладала опытом проектирования скоростных самолeтов - 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси MK9D КА1 мощностью 2130 л.с. находился за кабиной пилота Воздух для его охлаждения поступал через расположенные по бокам фюзеляжа узкие воздухозаборники.

боковая проекция самолета

Японский самолет J7W1"Синден" вид сбоку

Стабилизаторы горизонтального оперения на самолете Кюсю J7W "Синден" были вынесены вперед. Крыло J7W, как и фюзеляж, имею цельнометаллическую конструкцию (за исключением полотняной обшивки на нем были установлены два стабилизатора вертикального оперения).

проекции самолета

Проекции самолета J7W1"Синден"

Применение трехопорного колесного шасси с передней стойкой - еще одна отличительная особенность японского самолета второй мировой войны J7W. В носовой части фюзеляжа было размещено необычно мощное вооружение из четырех 30-мм пушек Тип 5.

военный самолет

Японский самолет J7W2 "Синден" с турбореактивной установкой вид сбоку

Самолет также отличался трехстоечной схемой шасси с носовым колесом. Кроме того, на размещенных на крыле вертикальных плоскостях имелись дополнительные опоры с убираемыми колесами. В качестве силовой установки был выбран 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси MK9D KAI мощностью 2130 л.с, который располагался за кабиной пилота и приводил во вращение через удлиненный вал толкающий шестилопастный воздушный винт. Воздух для охлаждения двигателя поступал через два узких воздухозаборника, размещенных по бокам фюзеляжа.

верхняя проекция самолета

Японский самолет J7W1 "Синден" вид сверху

Новый самолет казался перспективным, и в мае 1944 года, еще до того, как первый прототип истребителя J7W1 поднялся в воздух, Кайгун Коку Хомбу оформил заказ на постройку самолетов информационной серии. В сентябре начались приготовления к серийному выпуску сразу на двух заводах: фирм "Кюсю" и "Накадзима". Предполагалось, что темпы производства составят 150 самолетов в месяц, а в период с апреля 1946 по март 1947 года в войска поступит 1086 "Синденов". Однако эти планы реализованы не были из-за капитуляции Японии.

Тем временем уже во время наземных испытаний выявились проблемы с системой охлаждения двигателя. По этой причине первый полет пришлось отложить. Он состоялся только 3 июля 1945 года - через три месяца после постройки первого прототипа. Затем были выполнены еще два полета общей продолжительностью 30-45 минут, во время которых наблюдалась сильная вибрация и тенденция к сваливанию в правую сторону. В остальном самолет вел себя в воздухе неплохо. После установки щитков, уравновешивающих реактивный момент винта, а также модификации систем охлаждения двигателя и отклонения закрылков, J7W1 вполне мог стать полноценным истребителем. Но на доработку машины времени уже не хватило.

японский истребитель

Японский истребитель J7WI "Синден" в полете

Перед самым окончанием войны был изготовлен второй прототип японского самолета второй мировой войны J7W1, но взлететь он не успел. Следующий вариант - J7W2 "Синден" KAI - в качестве силовой установки на котором предполагалось использовать турбореактивный двигатель Ne-130 тягой 900 кг, также остался нереализованным.

Модель
J7W1
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
11,11
Длина, м
9,76
Высота, м
3,92
Максимальная скорость, км/ч 8400 м
741
Потолок, м
12 000
Дальность полета, км
1820
Время подьема на высоту 8000 м, мин
10,7
Вес, бомб, кг
120
Вес, максимальный, кг
5272
Двигатели, мощность л.с
1 х 2130
Вооружение, пулеметы, мм
4 х 7,92
Вооружение, пушки, мм
4 х 30

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Лидия Хюппенен. Сверкающая "утка".
  • Соболев Д.А. "Самолеты особых схем".
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме