Истребитель наземного базирования J7W1 "Синден" (Яркая молния)
|
Истребитель Kyushu J7W Shinden
История "Синдена", самого необычного самолета, построенного в Японии в годы Второй мировой войны, тесно связана с деятельностью технического отдела Кайгун Коку Хомбу, специалисты которого, как правило, занимались анализом новейших тенденций мирового авиастроения, обобщением опыта боевого использования авиации и разработкой на базе этого тактико-технических требований к новым японским самолетам. Работы над проектом самолета, который получил войсковое обозначение J7WI "Синден" (Яркая молния), начались в марте 1944 года. В апреле 1945 года был готов первый прототип. Он представлял собой цельнометаллический низкоплан, построенный по схеме "утка", то есть стабилизаторы горизонтального оперения и шестилопастный толкающий воздушный винт изменяемого шага диаметром 3,4 были призваны обеспечить максимально эффективное использование большого вращающего момента. Он был оборудован системой аварийного сброса, которая задействовалась пилотами в случае необходимости покинуть самолет с парашютом.
После составления в конце 1943 года новой спецификации - 18-Си "В" - к проектированию решили подключить инженеров технического отдела Кайгун Коку Хомбу: группу из трех человек во главе с летчиком-инженером капитаном Масаоки Цуруно. Ими был разработан предварительный проект истребителя-перехватчика Х-18, построенного по аэродинамической схеме "утка". Такое необычное решение стало возможным благодаря тому, что спецификация 18-Си "В" была общей и предоставляла разработчикам свободу действий. Требовалось только обеспечить на больших высотах скорость не ниже 665 км/ч и время подъема на высоту 8000 м не более 9 мин. Еще одной интересной чертой проекта Х-18 было то, что уже изначально предусматривалась возможность установки на новый самолет двух типов двигателей: поршневого или реактивного. Собственно это обстоятельство и обусловило выбор аэродинамической схемы.
![Документальное фото японского истребителя Яркая молния документальное фото](/images/stories/ww2/japan/j7w/j7w-1dok.jpg)
Японский самолет J7W1 "Синден" (Яркая молния) документальное фото
Для проверки жизнеспособности схемы "утка" 1-му авиационному арсеналу флота в Йокосукe было поручено задание спроектировать опытный планер такой же схемы. Он получил обозначение MXY6. Начавшиеся в январе 1944 года летные испытания трех построенных планеров подтвердили обоснованность принятой концепции, и Кайгун Коку Хомбу выдал заказ на разработку и изготовление двух прототипов нового истребителя-перехватчика фирме "Кюсю". Поскольку компания не обладала опытом проектирования скоростных самолeтов - 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси MK9D КА1 мощностью 2130 л.с. находился за кабиной пилота Воздух для его охлаждения поступал через расположенные по бокам фюзеляжа узкие воздухозаборники.
![Японский самолет J7W1 Синден-Яркая молния вид сбоку боковая проекция самолета](/images/stories/ww2/japan/j7w/j7w1_01.jpg)
Японский самолет J7W1"Синден" вид сбоку
Стабилизаторы горизонтального оперения на самолете Кюсю J7W "Синден" были вынесены вперед. Крыло J7W, как и фюзеляж, имею цельнометаллическую конструкцию (за исключением полотняной обшивки на нем были установлены два стабилизатора вертикального оперения).
![Японский самолет J7W1 Синден-Яркая молния проекции проекции самолета](/images/stories/ww2/japan/j7w/J7w_smoll.jpg)
Проекции самолета J7W1"Синден"
Применение трехопорного колесного шасси с передней стойкой - еще одна отличительная особенность японского самолета второй мировой войны J7W. В носовой части фюзеляжа было размещено необычно мощное вооружение из четырех 30-мм пушек Тип 5.
![Японский самолет J7W2 Синден-Яркая молния с турбореактивной установкой вид сбоку военный самолет](/images/stories/ww2/japan/j7w/j7w2_01.jpg)
Японский самолет J7W2 "Синден" с турбореактивной установкой вид сбоку
Самолет также отличался трехстоечной схемой шасси с носовым колесом. Кроме того, на размещенных на крыле вертикальных плоскостях имелись дополнительные опоры с убираемыми колесами. В качестве силовой установки был выбран 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси MK9D KAI мощностью 2130 л.с, который располагался за кабиной пилота и приводил во вращение через удлиненный вал толкающий шестилопастный воздушный винт. Воздух для охлаждения двигателя поступал через два узких воздухозаборника, размещенных по бокам фюзеляжа.
![Японский самолет J7W1Синден-Яркая молния вид сверху верхняя проекция самолета](/images/stories/ww2/japan/j7w/j7w1_02.jpg)
Японский самолет J7W1 "Синден" вид сверху
Новый самолет казался перспективным, и в мае 1944 года, еще до того, как первый прототип истребителя J7W1 поднялся в воздух, Кайгун Коку Хомбу оформил заказ на постройку самолетов информационной серии. В сентябре начались приготовления к серийному выпуску сразу на двух заводах: фирм "Кюсю" и "Накадзима". Предполагалось, что темпы производства составят 150 самолетов в месяц, а в период с апреля 1946 по март 1947 года в войска поступит 1086 "Синденов". Однако эти планы реализованы не были из-за капитуляции Японии.
Тем временем уже во время наземных испытаний выявились проблемы с системой охлаждения двигателя. По этой причине первый полет пришлось отложить. Он состоялся только 3 июля 1945 года - через три месяца после постройки первого прототипа. Затем были выполнены еще два полета общей продолжительностью 30-45 минут, во время которых наблюдалась сильная вибрация и тенденция к сваливанию в правую сторону. В остальном самолет вел себя в воздухе неплохо. После установки щитков, уравновешивающих реактивный момент винта, а также модификации систем охлаждения двигателя и отклонения закрылков, J7W1 вполне мог стать полноценным истребителем. Но на доработку машины времени уже не хватило.
![Японский самолет J7WI в полете японский истребитель](/images/stories/ww2/japan/j7w/j7w_02.jpg)
Японский истребитель J7WI "Синден" в полете
Перед самым окончанием войны был изготовлен второй прототип японского самолета второй мировой войны J7W1, но взлететь он не успел. Следующий вариант - J7W2 "Синден" KAI - в качестве силовой установки на котором предполагалось использовать турбореактивный двигатель Ne-130 тягой 900 кг, также остался нереализованным.
Модель
|
J7W1
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
11,11
|
Длина, м
|
9,76
|
Высота, м
|
3,92
|
Максимальная скорость, км/ч 8400 м
|
741
|
Потолок, м
|
12 000
|
Дальность полета, км
|
1820
|
Время подьема на высоту 8000 м, мин
|
10,7
|
Вес, бомб, кг
|
120
|
Вес, максимальный, кг
|
5272
|
Двигатели, мощность л.с
|
1 х 2130
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
4 х 7,92
|
Вооружение, пушки, мм
|
4 х 30
|
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Лидия Хюппенен. Сверкающая "утка".
- Соболев Д.А. "Самолеты особых схем".
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.