Флотский авианосный ударный бомбардировщик Nakajima B6N
В 1939 году параллельно с разработкой улучшенной версии палубного бомбардировщика B5N на Hакадзиме началась работа над его потенциальным наследником. Работы возглавлял Кеничи Мацумура. Военные самолеты Японии Nakajima A6M2-N принимали участие во второй мировой войне, начиная с 1942 года. Этот Японский бомбардировщик являлся достаточно скоростным самолетом, и хотя не будучи достаточно знаменитым тем не менее внес свою лепту в борьбе с неприятельскими войсками.

Палубный бомбардировщик-торпедоносец Nakajima B6N Tenzan

небесная гора Летные испытания первого прототипа самолета B6N1 начались осенью 1941 года - незадолго до начала войны на Тихом океане. Они сразу же выявили недостаточную курсовую устойчивость самолета, что потребовало внесения в конструкцию вертикального оперения большого числа изменений. Много проблем доставлял недоработанный с конструктивной точки зрения двигатель Накадзима Мамору 11. Их удалось решить только к концу 1942 года, после чего начались испытания двух построенных к тому времени прототипов на авианосцах "Рюхо" и "Зуйкаку". И вновь не обошлось без неприятностей.

При посадке на палубу одни из самолетов потерял тормозной гак, кроме того, выяснилось, что взлет с небольших авианосцев без катапульты невозможен. Когда уже казалось, что B6N1 в производство не пойдет. Hакадзима к тому времени подготовила оснастку для массового производства B6N1 и уже к концу июля 1943 года поставила 65 Тензанов. Опять конструкторам пришлось дорабатывать машину. Лишь весной 1943 года Кайгун Коку Хомбу принял ее на вооружение под обозначением "Палубный бомбардировщик-торпедоносец "Тензан" (Божественная гора) Модель 11 (B6N1 "Тензан" Модель 11) и направил в серийное производство.

флотский авианосный ударный бомбардировщик тензан

Фото ударного бомбардировщика Японского Императорского флота Nakajima B6N Tenzan

Техническое описание самолета

японский флотский бомбардировщик

Японский ударный бомбардировщик Nakajima B6N Tenzan "Небесная гора" с торпедой вид сбоку

Фюзеляж.
Самолет получил фюзеляж цельнометаллической конструкции с работающей клепаной обшивкой. Фюзеляж начинался от противопожарной перегородки, к которой крепилась мотогондола, включавшая двигатель, кольцевую мотораму, выхлопные патрубки, маслобак, маслорадиатор и бак с водно-метаноловой смесью. Три члена экипажа располагались друг за другом пилот, штурман-бомбардир и стрелок, последний лицом назад.

Вооружение самолета.
Оборонительное вооружение включало 7, 7 мм пулемет тип 92 на подвижной установке в распоряжении стрелка-радиста в задней части кабины и такой же пулемет в нижнем люке.Под фюзеляжем находились бомбодержатели на одну 800 кг бомбу, одну 500 кг, две 250 кг или шесть 60 кг бомб, или одну 800 кг торпеду.

Крыло.
Крыло имело двухлонжеронную конструкцию с работающей обшивкой, с постоянным сужением от корня до округлых законцовок. Консоли складывались вверх, сначала правая, потом левая. Закрылки по типу Фаулера, элероны с тканевой обшивкой. Оперение цельнометаллической конструкции, с тканевой обшивкой рулевых поверхностей. Киль наклонен вперед. Шасси полностью убираемое, включая хвостовой костыль.

Топливная система самолета.
Топливная система включала шесть непротектированных баков емкостью 1540 л, один 85 л бак для водо-метаноловой смеси и 70 л маслобак. Идея запротектировать крыльевые баки не прошла их емкость пришлось бы уменьшить на треть.

бомбардировщик времен второй мировой войны

Японский ударный бомбардировщик Nakajima B6N Tenzan "Небесная гора" вид сбоку

Серийные самолеты отличались от опытных усиленными тормозным гаком и стойками шасси, и конструкцией выхлопных патрубков. В нижнем люке устанавливался подвижный 7,7-мм пулемет Тип 92 - в дополнение к такому же пулемету, размещенному в задней части кабины. Была предпринята попытка заменить обычные топливные бают протектированными, но поскольку при этом количество забираемого на борт топлива уменьшалось почти на 30%, данной от идеи отказались. Некоторые самолеты B6N1 оснащались вспомогательными ракетными ускорителями, позволявшими осуществлять старт с максимальным взлетным весом с палуб небольших авианосцев.

В боевой обстановке Тензаны показали себя неплохо, но высокая посадочная скорость ограничивала его использование только крупными авианосцами. Во время первой своей крупной операции сражении за Марианские острова Тензаны не смогли достигнуть сколько-нибудь серьезного успеха в первую очередь из-за неспособности Рейзенов прикрыть своих подопечных от атак американских палубных истребителей Хеллкэт.

военный самолет божественная гора

Авианосный ударный бомбардировщик Японского Императорского флота Nakajima B6N Tenzan "Божественная гора" верхняя проекция самолета

В ноябре 1944 года началось производство бомбардировщиков усовершенствованного варианта B5N2a Модель 12A. Изменения коснулись в основном вооружения, которое состояло теперь из 13-мм пулемета Тип 2 задней огневой точки и 7,9-мм пулемета Тип 1 в - нижней. Примерно треть от общего количества машин была оснащена радаром.
В конце Второй мировой войны два серийных самолета B6N2 Модель 12 были переоборудованы в прототипы B6N3 Модель 13 Они получили двигатели Мицубиси Касей 25 и усиленное шасси с колесами большего диаметра. Поскольку самолеты B6N3 предполагалось использовать исключительно с сухопутных аэродромов, от посадочного крюка отказались Однако организовать серийное производство машин этого варианта не успели.

В течение пооедних двух лет войны на Дальнем Востоке бомбарднровщнки-торпедоносцы "Тензан" (всего их было построено 1268 единиц) активно участвовали во всех основных сражениях, но добиться таких успехов, как их предшественники, не смогли. Несмотря на более высокие характеристики, боевая эффективность военных самолетов B6N по сравнению с бомбардировщиками B5N была существенно ниже. Дело в том, что к моменту поступления "Тензанов" на вооружение японская авиация уже утратила господство в воздухе, поэтому провести скоординированную воздушную атаку было чрезвычайно сложно. Лишь единичные самолеты могли прорваться к кораблям противника через плотную систему противовоздушной обороны. Кроме того, негативный отпечаток накладывало то обстоятельство, что к концу войны уровень подготовки японских летчиков существенно снизился. Все это не позволило безусловно удачному бомбардировщику-торпедоносцу проявить себя в полной мере. Американцы присвоили "Тензану" кодовое обозначение "Джилл".

Модель
B6N2
Экипаж, человек
3
Размах крыла, м
14,9
Длина, м
10,4
Высота, м
3,7
Площадь крыла, м2
37,25
Силовая установка
Мitsubishi МК4Т Каsei 25
Мощность, л.с (кВт)
1х1850 (1х1380)
Масса пустого, кг
3225
Нормальная взлетная, кг
5200
Максимальная взлетная, кг
нет данных
Макс. скорость, км/час
463
Крейсерская скорость , км/час
330
Время набора высоты 5000 м
11 минут
Практический потолок, м
8660
Практическая дальность, км
3500
Вооружение, пулеметы, мм
1х13тип 2 и 1х7,7 тип 97
Вооружение, торпеда, шт (или)
1
Вооружение, бомбы, кг
800

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Евгений Аранов. Палубный бомбардировщик-торпедоносец Nakajima В6N Tenzan.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме