Палубный бомбардировщик-торпедоносец Aichi B7 Rusei
|
Палубный бомбардировщик-торпедоносец Aichi B7A Ryusei
Палубный бомбардировщик Аичи В7А "Рюсей" по праву считается одним из лучших в мире самолетов Императорского флота Японии своего класса, принимавших участие во Второй мировой войне. Его история началась в октябре 1941 года, когда Кайгун Коку Хомбу представил требования 16-Си на новый многоцелевой палубный самолет, призванный заменить одновременно два типа машин: бомбардировщик-торпедоносец Накадзнма B6N "Тензан" и пикирующий бомбардировщик Йокосука D4Y "Сусeй". Требования спецификации 16-Си были чрезвычайно высоки и трудновыполнимы: максимальная скорость - 570 км/ч; дальность полета с полной боевой нагрузкой (500 кг бомб во внутреннем бомбоотсеке или торпеда массой 800 кг на внешней подвеске) - 1850 км; дальность полета без нагрузки - 3335 км: маневренность - сравнимая с маневренностью палубного истребителя Мицубиси A6M "Рейзeн"; стрелковое вооружение - две неподвижные 20-мм пушки (в передней части фюзеляжа или в крыле) и один подвижный 13-мм пулемет в задней части кабины В качестве силовой установки предписывалось использовать 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Накадзима Хомаре мощностью 1800-2200 л.с.
Создание новой машины было поручено фирме "Аичи". Работы над проектом AM-23 возглавил главный конструктор компании Норио Озаки и два его ассистента: Морисиге Мори и Ясуенро Озава. В мае 1942 года первый прототип, получивший войсковое обозначение В7А1 "Рюсей" (Падающая звезда, Метеор), был готов. Он представлял собой одномоторный цельнометаллический свободнонесущнй моноплан с закрытой кабиной и убираемым шасси. Чтобы оборудовать в фюзеляже бомбоотсек, проектировщикам пришлось выбрать схему среднеплана. что в свою очередь, для обеспечения необходимого просвета между винтом и палубой при сравнительно коротких стойках шасси, вынудило применить крыло типа "обратная чайка". Вооружение было представлено двумя установленными в крыльях 20-мм пушками Тип 99 Модель 2 и одним подвижным 7,92-мм пулеметом Тип I задней огневой точки.
Японский палубный бомбардировщик-торпедоносец Аичи В7А1 "Рюсей" вид сбоку
Во время первых полетов, которые начались в декабре 1942 года, В7А1 достиг скорости 90 км/ч, превысив на 20 км/ч требования спецификации. Однако этот японский самолет второй мировой войны обладал недостаточной маневренностью и был весьма сложен в пилотировании. Чтобы решить эти проблемы, а конструкцию последующих опытных образцов пришлось внести ряд изменений, в том числе усилить фюзеляж и изменить состав бортового оборудования. Сборку последнего, девятого прототипа завершили только в феврале 1944 года. Столь продолжительная доводка самолета во многом была обусловлена проблемами с недоработанным двигателем Накадзима Хомаре 11.
Японский палубный бомбардировщик-торпедоносец Аичи В7А1 "Рюсей" вид спереди
После проведения летных испытаний самолет с этой силовой установкой был направлен в серийный выпуск как "Палубный бомбардировщик-торпедоносец "Рюсей" Модель 12" (B7A2 "Рюсей" Модель 12). Производство осуществлялось на заводе фирмы "Аичи" в Фунакато и на 21-ом морском авиационном арсенале в Омура. Всего до конца войны было изготовлено 105 машин В7А2. На военных самолетах поздних серий 7,92-мм пулемет был заменен пулеметом Тип 2 калибра 13 мм. Такой вариант получил обозначение В7А2.
Японский палубный бомбардировщик-торпедоносец Аичи В7А1 "Рюсей" вид сверху
Один из самолетов В7А2 был оснащен 2000-сильным двигателем Хомаре 23, а проект B7A3 под 2200-сильный двигатель Мицубиси MK9A реализован не был. До конца войны велось также проектирование преемника "Рюсея".
Японский палубный бомбардировщик-торпедоносец Аичи В7А2 "Рюсей" вид сбоку
Самолет, получивший обозначение "Мокусeй" (Юпитер), должен был иметь меньшие размеры и большую скорость, однако был разработан лишь предварительный проект.
Обладавший высокой скоростью и хорошей маневренностью бомбардировщик оказался чрезвычайно грозным противником, но оказать существенного плияния на ход войны самолеты этого типа, конечно же, не могли в силу своей малочисленности.
Японский палубный бомбардировщик-торпедоносец Аичи В7А2 "Рюсей" вид сверху
Да и на поле боя они попали слишком поздно, когда изменить что-либо было уже невозможно. Тем более, что к этому времени японский флот потерял большую часть своих авианосцев и машинам "Рюсей", получившим у союзников кодовое обозначение "Грeйс" приходилось действовать с сухопутных баз.
Модель
|
Aichi B7A1 "Ryusei"
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, метров
|
11,5
|
Размах крыла, метров
|
14,4
|
Высота, метров
|
4,75
|
Площадь крыла, метров квадратных
|
35,0
|
Масса пустого, кг
|
3810
|
Нормальная взлётная масса, кг
|
5625
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
6500
|
Двигатель
|
1 х радиальный Nakajima NK9C Homare 12
|
Мощность двигателя, л.с., кВт
|
1 х 1825 (1 х 1360 )
|
Максимальная скорость, км/ч
|
565
|
Практическая дальность, км
|
3300
|
Практический потолок, метров
|
11250
|
Скороподъёмность, м/с
|
9,6
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
161
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
240
|
Вооружение, пушки, мм
|
2 х 20
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1 х 13
|
Вооружение, торпеды, кг
|
1 х 800
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Евгений Аранов. Aichi B7A Ryusei/Grace.
- В. Котельников. Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны.