В последние годы Беларусь все чаще выступает в роли поставщика высокотехнологичных изделий на мировом рынке. Это касается и беспилотных летательных аппаратов. Речь идет о БПЛА, как военного, так и гражданского назначения. В этом направлении работают некоторые белорусские предприятия и достигли значительного успеха.
Успехи предприятий Беларуси в разработке беспилотных летательных аппаратов
На мировом рынке вооружений Беларусь все чаще выступает в роли поставщика высокотехнологичных изделий военного и двойного назначения, как пример - производство беспилотных летательных аппаратов. За последние несколько лет организации и предприятия Беларуси показывают значительные успехи в разработке беспилотников различных типов и назначения. Поэтому для экспертов не стало сенсацией (что нельзя сказать о средствах массовой информации) недавнее заявление премьер-министра Михаила Мясниковича о том, что Вьетнам будет закупать белорусские беспилотные авиационные комплексы.
Частная компания "КБ 'Индела'" занимает одно из первых мест в ряду разработчиков и представляет модельный ряд из более чем десяти наименований БЛА. "КБ ИНДЕЛА" было основано в 1996 году, динамично развивается, имеет многолетний опыт в работе на рынке беспилотной авиации. Ведет разработку комплексов БПЛА, узлов и электронных систем для БПЛА. Сюда входят роботизированные беспилотные вертолеты, беспилотные комплексы воздушной разведки и роботизированные воздушные мишени.
Физико-технический институт Национальной академии наук Беларуси является еще одним крупным центром по созданию конструкций БПЛА. Именно Государственное научное учреждение Физико-технический институт НАН Беларуси назначено головным исполнителем государственной научно-технической подпрограммы "Создание и освоение производства гаммы технологий и элементов летательных аппаратов, целевых нагрузок и беспилотных авиационных комплексов многофункционального назначения". Результатом реализации подпрограммы должны стать разработка и организация к 2015 году серийного выпуска не только самих беспилотных авиационных комплексов, но и компонентов, необходимых для их производства в промышленных масштабах.
Многие созданные в ФТИ высокоэффективные ресурсо- и энергосберегающие технологии, оборудование и материалы освоены промышленностью Республики Беларусь и других стран. Развивается новое направление по разработке и организации производства беспилотных летательных аппаратов.
Видео: "Минск. Производство беспилотников":
Военная академия Республики Беларусь также имеет достаточно серьезные наработки в области создания БПЛА профильного назначения. Поскольку у Военной академии отсутствует необходимая производственная база, ее партнерами в изготовлении опытных образцов БПЛА выступают Научно-технический центр "ЛЭМТ" (вопросы целевой нагрузки) и предприятие "НТЛаб-ИС" (навигационные системы).
Научно-технический центр "ЛЭМТ" БелОМО был создан 2 июня 1992 года в результате структурной реорганизации одного из подразделений Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО) - одного из крупнейших предприятий промышленности Республики Беларусь и признанного лидера оптического приборостроения (предприятие называлось "научно-производственный центр 'ЛЭМТ'").
В марте 2013 года сообщалось, что в Минске готовят операторов беспилотных летательных аппаратов (газета "Во славу Родины"). В Минском государственном высшем авиационном колледже начата подготовка курсантов Вооруженных сил по специальности "беспилотные авиационные комплексы" по двум специализациям:
"технологическая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов" (операторы беспилотных летательных аппаратов и операторы целевой нагрузки) и
Выпускникам будет присваиваться звание лейтенанта и квалификация "Инженер. Специалист по управлению". Курс обучения - 5 лет. По окончании предусмотрена служба в Вооруженных силах на соответствующих должностях, связанных с эксплуатацией беспилотников. "Эксперты из мира авиации прогнозируют, что к 2015-2020 годам до одной трети мирового авиапарка военной авиации передовых стран станет беспилотной. А беспилотники будут выполнять те же функции, что и пилотируемая авиация, за исключением перевозки грузов и личного состава", - отмечает газета.
Госкомвоенпром Беларуси инициировал открытие государственной научно-технической программы "Многофункциональные беспилотные авиационные комплексы и технологии их производства" на 2011-2015 годы. Помимо этого, в 2008 году в командовании ВВС и войск ПВО Вооруженных сил Беларуси образовано управление применения и развития беспилотников. В 2010 году на аэродроме под Березой сформирован 927-й центр подготовки и применения беспилотных авиакомплексов, - отмечает БЕЛТА.
Также конструкции БПЛА, созданные белорусскими авиаремонтными заводами, многие эксперты считают весьма многообещающими.
Так, 558-й авиаремонтный завод разработал БПЛА "Гриф-1" для выполнения тактических и оперативных задач. В состав полезной нагрузки этого аппарата входят различные виды оптико-электронного и радиоэлектронного оборудования, обеспечивающие проведение фото- видеосъемки, радиотехнической и радиолокационной разведки. Особенности конструкции беспилотного летательного аппарата "Гриф-1" позволяют быстро изменять комплекс бортового оборудования, при необходимости в состав полезной нагрузки могут быть включены лазерный дальномер, целеуказатель, ретранслятор и т.д. При создании БПЛА использованы современные композитные материалы. Управление аппаратом может вестись с земли дистанционно или по данным, предварительно заложенным в бортовой пилотажно-навигационный комплекс. Беспилотник "Гриф-1" способен летать ночью и днем, в любых климатических условиях.
Минский авиаремонтный завод (МАРЗ) разработал и представил в августе 2012 года свою версию беспилотного авиационного комплекса самолетного типа "Филин" (не следует путать с БПЛА "Филин-2" для МЧС России), который включает в себя один или два БПЛА "Стерх-БМ", оснащенные автоматическим бортовым аппаратно-программным комплексом управления (БКУ). БКУ включает:
блок инерциальной навигационной системы,
приемник спутниковой навигационной системы,
блок автопилота,
накопитель летных данных,
датчик воздушной скорости.
Их работу обеспечивает бортовая цифровая вычислительная система. В составе комплекса находится:
БПЛА "Стерх-БМ".
Командный модуль БАК мишеней "Филин".
Модуль транспортировки и обслуживания беспилотного авиационного комплекса мишеней "Филин".
Виртуальный тренажер в составе ПО наземной станции.
Ожидается, что беспилотники "Стерхи" будут поставляться не только государственным ведомствам Беларуси по их заказам, но также в страны СНГ и ОДКБ. Данный БПЛА решено продвигать и на рынки Азии, Африки, Южной Америки, как путем продаж, так и за счет создания там сборочных производств. Поэтому нельзя исключать возможность того, что в числе моделей БПЛА, предлагаемых Вьетнаму, будет и "Стерх".