ВВС России отказываются от триколорных звезд
|
Красные звезды на борту останутся без окантовки и уменьшатся в полтора раза, а в перспективе станут контурными
В мире пока отсутствует общепризнанное мнение об актуальности камуфляжа для боевых самолетов. Ведь бои чаще ведутся на таких расстояниях, где показания приборов важнее, нежели визуальное наблюдение. Разумеется, если самолеты камуфлируют, то демаскирующие признаки оставлять неразумно. Авиация западных стран давно перешла на контурные знаки госпринадлежности. Американские USAF отказались от звезды в белом круге еще в 1990-е годы, и в настоящее время их самолеты не имеют ни одного цветового выделения на общем сером фоне. Замену опознавательных знаков на военных летательных аппаратах согласовал Главкомат ВВС России с министром обороны Сергеем Шойгу. По сообщению газеты "Известия" со ссылкой на источник в военном ведомстве, вместо красных звезд с окантовкой в цветах российского флага появятся красные звезды, почти такие же как на самолетах ВВС СССР. С отличием - они будут меньше. В полтора раза.
Опознавательные знаки ВВС
|
|
|
Опознавательные знаки ВВС 1918-го, 1943-го и 2010 годов |
Яркие звезды с триколорной окантовкой по оценке Главкомата ВВС России демаскируют летательные аппараты в небе. Основная цель замены опознавательных знаков заключается в том, чтобы они не имели контраста с камуфляжной окраской самолетов и вертолетов, которая необходима, чтобы размывать контур ЛА, делая незаметным на большом расстоянии и затрудняя определение типа на малых дистанциях.
Размер звезд будет уменьшен в полтора раза. По решению министра обороны, на самолеты и вертолеты будут наноситься однотонные красные звезды не имеющие окантовки. Однако и такой вариант опознавательных знаков не является окончательным, так как красный цвет контрастирует с камуфляжем даже без окантовки. Контурные опознавательные знаки, которые уже разработаны и проходят проверку, в виде звезд планируется наносить на летательные аппараты в перспективе.
Только летные образцы перспективного истребителя пятого поколения Т-50 ПАК ФА имеют в настоящее время контурные опознавательные знаки ВВС России, которые нанесены на все построенные самолеты. Сейчас Научно-исследовательский центр маскировки 3-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны России занимается определением оптимальной толщины и размера контура. Не исключено также, что контурные знаки будут выполнены пунктиром. Так что вполне вероятно, что в одно время, на одном аэродроме окажутся самолеты и с советскими звездами, и триколорными, и новыми маленькими и контурными. Срок службы лакокрасочного покрытия составляет 3-5 лет.
С 1918-го по 1943 год на летательных аппаратах ВВС СССР использовались опознавательные знаки в виде однотонных красных звезд без окантовки, потом их заменили на красные звезды с белой окантовкой в красном тонком контуре, которые сохранились до марта 2010 года. После чего по решению министра обороны А. Сердюкова они были заменены на звезды с триколорной окантовкой в тонком красном контуре. После того, как распался СССР, некоторые военные и политики предлагали отказаться от использования опознавательных знаков в виде красной звезды, с целью заменить их, например, на государственный флаг России или даже на опознавательные знаки авиации Российской империи. Но в первой половине 1990-х годов было принято решение оставить на самолетах и вертолетах звезды, так как именно они являются узнаваемым знаком во всем мире.
Замена опознавательных знаков не является единственной переменой, которая ждет самолеты и вертолеты ВВС России. В конце декабря 2012 года министр обороны Шойгу принял решение отказаться от камуфляжа из серых оттенков. В 2013 году новые самолеты или поступающие в войска после ремонта и модернизации будут окрашиваться уже в цвета, характерные для места базирования.
Эволюция опознавательного знака ВВС СССР
Отличительным символом самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов, принадлежавших Военно-воздушным силам СССР, была красная звезда, которую наносили на крылья, борта и вертикальное оперение. Этот опознавательный знак претерпевал некоторые изменения за свою историю.
|
Красная звезда с черной круглой окантовкой внутри иногда использовалась в 20-30-е годы. |
|
Многие ВВС мира стали обводить свои опознавательные знаки белой каймой. В конце 1942 года красные звезды стали почти повсеместно обводить белой краской, в 1943 году такая звезда стала стандартным опознавательным знаком ВВС РККА |
|
Красная звезда с черной окантовкой применялась между 1941-м и 1943-м годами, но постепенно была выведена из использования. |
|
Красная пятиконечная звезда без окаймления использовалась вплоть до 1943 года. |
|
Красная звезда с желтым окаймлением использовалась крайне редко в течение 1942-1945 годов. |
|
Красная звезда с выпуклым затенением и бело-красной окантовкой известна как кремлевская. Использовалась редко в течение 1940-1945 годов |
|
Красная пятиконечная звезда с белой и красной каймой стала впервые появляться на советских самолетах с конца 1943 года. С 1945 года такая звезда использовалась почти повсеместно. |