Фронтовой бомбардировщик Су-24 российских Военно-воздушных сил потерпел катастрофу в шесть утра 20 октября 2011 года на аэродроме базы Украинка в Амурской области. При посадке для дозаправки самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. Экипаж Су-24, состоявший из двух человек, погиб. Как сообщил официальный представитель Минобороны РФ по ВВС полковник Владимир Дрик, разбившийся бомбардировщик совершал перелет Воронеж-Воздвиженка. По его словам, ЧП произошло в 06:02 мск. Военным следственным отделом Следственного комитета РФ по Белогорскому гарнизону по факту крушения самолета Су-24 возбуждено уголовное дело по ст.351 УК РФ – "Нарушение правил полетов или подготовки к ним", сообщили в пресс-службе Главного военного следственного управления СК России. В Минобороны пообещали проверить Су-24 по всей России и сообщили, что в причинах очередной авиакатастрофы разберется специальная комиссия, однако решение о прекращении полетов бомбардировщиков этого типа пока не принято.
Экипаж не сообщал о неисправностях Су-24
Руководитель полетов воинской части сообщил, что экипаж Су-24, который в четверг разбился в Амурской области, не жаловался на неполадки машины. Фронтовой бомбардировщик Су-24 российских ВВС потерпел катастрофу в шесть утра в четверг на аэродроме базы Украинка в Амурской области. При посадке для дозаправки самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся, оба летчика погибли. Ведомство сообщает, что самолет мог загореться из-за обломившейся при посадке стойки переднего шасси, которая возможно, пробила топливный бак. Следователи допросили военнослужащих, ставших очевидцами авиационной катастрофы.
"Руководитель полетов войсковой части 62266, в частности, показал, что от экипажа самолета сообщений о неисправностях не поступало. Взлетно-посадочная полоса была подготовлена к производству полетов и лично им осмотрена. Все средства работали в штатном режиме", - говорится в сообщении. Следователи осмотрели взлетно-посадочную полосу и обнаружили многочисленные фрагменты самолета. Изъят бортовой самописец бомбардировщика. После осмотра следователем, он будет направлен на исследование. Помимо следов торможения и юза колес самолета, на ней имеются следы краски такого же цвета, как и фюзеляж самолета. Изъята техническая документация на самолет и образцы топлива, которым он был заправлен. С командно-технического пункта изъяты магнитофонные записи, содержащие переговоры между руководителем полетов и членами экипажа.
"Из-за опасности срабатывания катапультируемых кресел дальнейший осмотр самолета, извлечение тел пилотов, а также "черного ящика" продолжен 21 октября, с наступлением светлого времени суток и с участием членов комиссии по расследованию авиационных происшествий ВВС", - говорится в релизе.
Экипаж
Су-24 ВВС РФ, потерпевший крушение в четверг в Приамурье, совершал перелет из Воронежа на авиазавод "Воздвиженка" в Приморье для планового ремонта. Машиной управляли опытные пилоты, которые, по словам командующего 1-го командования ВВС и ПВО генерал-майора Игоря Макушева, были высококвалифицированными профессионалами. "Летчики имели высокий налет в этом году. Предположительная причина катастрофы - отказ авиационной техники. Точную причину установит комиссия, которая вылетела на место происшествия", - сообщил Макушев.
Военные обещают помочь семьям погибших пилотов деньгами и обеспечить их жильем. "Семьям погибших летчиков будет оказана помощь, они будут обеспечены жильем, будет выплачена компенсация, и они не останутся без внимания", - заявил Макушев.
Каковы причины катастрофы?
Военные говорят о нескольких возможных версиях причин катастрофы. По мнению Макушева, ЧП могло произойти из-за "отказа авиационной техники". У военных есть и другая, похожая версия. "По предварительным данным, причиной катастрофы стал отказ одного из узлов самолета", - сообщил источник в Минобороны России.
Позже военные официально сообщили о жесткой посадке бомбардировщика и последующем подломе стойки шасси. "Сломанная стойка шасси и авария - это был результат жесткой посадки самолета на аэродром дозаправки", - пояснил официальный представитель Минобороны РФ по ВВС полковник Владимир Дрик. По его данным, именно в результате жесткой посадки Су-24 вынесло за пределы взлетно-посадочной полосы, где самолет загорелся и перевернулся. Однако о том, что же послужило причиной жесткой посадки, пока неизвестно. Дополнительным фактором, осложнившим посадку бомбардировщика, могли стать метеоусловия. Южные районы Амурской области в первой половине дня в четверг были окутаны дымкой, которая могла создать неблагоприятные условия для полетов, сообщила дежурная метеослужбы аэропорта в Благовещенске. "После обеда дымка осталась, но видимость увеличилась до двух километров. Это не туман, так как влажность очень низкая, это мгла в атмосфере. Своего рода смесь дыма с остатками пыльных бурь, идущих со стороны Китая", - пояснила она.
Официальный представитель российского военного ведомства сообщил журналистам, что по указанию министра обороны Анатолия Сердюкова к месту ЧП вылетает комиссия службы безопасности полетов Минобороны РФ, которая и установит точные причины происшествия.
Минобороны проверит Су-24 по всей стране
По факту инцидента в Приамурье следователи возбудили уголовное дело по статье "нарушение правил полетов или подготовки к ним". "Сейчас из войсковой части изымается документация, имеющая отношение к организации полетов", - пояснил представитель главного военного следственного управления СК РФ. Прокурор Воронежского гарнизона Сергей Заряев, в свою очередь, сообщил, что военная прокуратура проводит проверку и выясняет, сколько часов налетал экипаж и сколько сам Су-24 пролетал после последнего планового ремонта. Кроме того, по указанию главкома ВВС России самолеты этого типа будут проверены по всей стране.
Об этом журналистам заявил начальник управления пресс-службы и информации Минобороны РФ полковник Игорь Конашенков. По его словам, предписание провести осмотры самолетов выданы командному составу всех авиабаз ВВС, содержащих данный тип самолетов. Однако вопреки обычному в подобных случаях порядку действий, решение о прекращении полетов Су-24 пока не принималось. По словам источника в российском военном ведомстве, бортовые самописцы бомбардировщика уже обнаружены. "Средства объективного контроля уцелели в результате пожара, возникшего на воздушном судне, и никаких повреждений не получили".
ВВС РФ могут ускорить модернизацию Су-24
Военно-воздушные силы России готовят решение об ускорении программы модернизации и обновления парка бомбардировщиков Су-24, решение будет принято, если расследование катастрофы Су-24 на авиабазе Украинка в Амурской области в четверг 20.10.2011 г. придет к выводу о неисправности самолета. "Пока основная версия - ошибка экипажа при посадке. Но не исключается и отказ техники. Если неполадки обнаружатся, будем решать вопрос об ускоренной модернизации этого типа", - сказал представитель ВВС РФ.
"Если ускоренный вариант программы модернизации Су-24 утвердят, к 2020 году 60-70% этих самолетов будут заменены новейшими Су-34, а остальные - модернизированы до варианта Су-24М2", - газета "Известия".