Во время испытания в открытом море истребителя пятого поколения F-35 происшествий не случилось. Однако, рост стоимости программы самолетов F-35 выглядит весьма неоднозначно.
Начались испытания в открытом море истребителя 5-го поколения F-35B в варианте короткого взлета и вертикальной посадки (STOVL). Первая посадка опытного самолета BF-2 на палубу корабля "Уосп" была выполнена 3 октября. Посадку осуществил подполковник Фред Шенк, сообщает компания "Локхид Мартин". В рамках общей программы испытаний продолжительностью в один год этот этап является самым критичным для модификации варианта STOVL с точки зрения продолжения реализации этого проекта. В течение 2-6 недель два опытных истребителя F-35В будут доказывать возможность стать приемником AV-8B "Хирриер-2" (AV-8B Harrier II), базируемых на борту относительно небольших десантных кораблей Корпуса морской пехоты США.
На видео, распространенном командованием авиационных систем ВМС США, не наблюдается каких-либо проблем при осуществлении первой посадки опытного самолета BF-2 на палубу корабля "Уосп". Однако руководство программой будет продолжать в ближайшие недели тщательно исследовать возможности F-35B на море. По мнению КМП, по крайней мере, минимальная доработка необходима при переходе от "Хариер-2", сухой вес которого составляет 6340 кг, к F-35B с сухим весом 13600 кг. Как надеются морские пехотинцы, они смогут найти такое решение. Вместе с тем в ходе реализации программы могут возникнуть неприятные неожиданности, поскольку в целях сокращения дефицита бюджета США все проекты находятся под давлением возможного изменения финансирования и графика работ.
Поскольку F-35B является наиболее технически амбициозным из трех вариантов JSF, он часто становился источником проблем, которые привели к задержке общей программы, по крайней мере, на пять лет. В 2004 г. чиновники продлили на два года период разработки всех трех вариантов с целью внести изменения в проект F-35B, который превышал требуемую массу более, чем на 1400 кг. Самые большие трудности у варианта F-35B возникли в 2010 г., когда замедлилась программа его летных испытаний из-за проблем в двигателе и приостановились ресурсные испытания из-за трещины в алюминиевой штамповке в конструкции крыла.
Видео по теме:
Примерно в то же время, Великобритания внесла изменение в свой заказ, заменив 138 F-35B на палубный вариант F-35C. Даже ВМС США в начале года изменили свои планы закупок, согласившись приобрести 80 истребителей F-35C вместо некоторого количества варианта STOVL. Это привело к тому, что вариант F-35B, на который по-прежнему сохраняются заказы от КМП США в количестве 360 единиц и от ВМС Италии на 60, получил испытательный срок. В феврале, Роберт Гейтс, - тогда министр обороны США, - заявил, что программа создания F-35B может быть отменена, если обнаружится какая-либо новая проблема. Однако почти так же внезапно, программа F-35B начала восстанавливаться. Временные решения по двигательной установке позволили возобновить летные испытания варианта STOVL. В рамках программы выполнено 180 вертикальных посадок, при этом 10 - в текущем году.
Три варианта истребителя F-35 (нажмите на изображение для увеличения)
Треснутые алюминиевые штамповки перепрофилировали, и найдено временное решение по трем из пяти проблем с двигательной установкой. Из двух оставшихся, одну планируется решить до конца года, а вторую - в феврале 2012 г. И хотя в августе на 16 дней был введен запрет на полеты F-35 из-за проблемы с электрической системой, она является общей для всех трех вариантов. Руководство, по-видимому, позволило оставить превышение массы F-35B на 90,7 кг для участка вертикального подъема, так как они расходуются в ходе бреющего полета и при возвращении на корабль массовая характеристика достигает требуемой величины. Производитель двигателя компания "Пратт энд Уитни" подтвердила информацию о повышении мощности двигательной установки примерно на 0,4 кН.
Руководство программой надеется на увеличение количества заказов на F-35B, причем в числе потенциальных покупателей рассматривается Испания. Кроме того, Сингапур инициировал исследование возможности приобретения варианта STOVL. Сохраняется неопределенность относительно того, являются ли последние достижения по программе F-35B достаточными, чтобы прекратить проблемы с неопределенностью бюджета. В сентябре руководство ВВС США спрогнозировало, что вопрос увеличения объемов выпуска F-35 может проясниться в феврале, когда министерство обороны опубликует свой следующий 6-летний план расходов. Сенат США проголосовал за замораживание объемов производства F-35 до 2014 г. Между тем внимание сторонников F-35B в ближайшие несколько недель будет сосредоточено на ходе корабельных испытаний. Вместе с тем, независимо от их результатов, очевидно, что будущее программы по-прежнему остается под вопросом.
F-35 строится в трёх основных ввариантах, предназначенных для выполнения различных боевых задач.
Рост стоимости истребителя F-35
Новый председатель Комитета начальников штабов (КНШ) вооруженных сил США генерал Мартин Демпси озабочен ростом стоимости истребителя F-35 и считает слишком дорогостоящим развертывание всех трех вариантов этого истребителя для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты. Об этом сообщается на сайте Сената США. Выступая на сенатском комитете по делам вооруженных сил председатель КНШ отметил, что "три варианта истребителя создают для нас финансовые проблемы". Если утвержденные планы по программе F-35 будут реализованы, то ВВС получат вариант истребителя с горизонтальными взлетом и посадкой на наземные взлетно-посадочные полосы, ВМС получат палубный вариант истребителя, а КМП получит вариант с вертикальными взлетом и посадкой на палубу десантных кораблей. Однако ситуация с программой F-35 сегодня такова, что существует вертоятность отказа министерства обороны от одного из вариантов самолета, либо на все три варианта будет сокращено финансирование в бюджете 2013 финансового года. Как отметила глава управления анализа и оценки стоимости программ министерства обороны США Кристин Фокс, стоимость одного F-35 может составить 103 млн дол, тогла как на более ранних этапах программы JSF министерство обороны рассчитывало приобретать эти машины за 69 млн дол. Эксперты Пентагона совместно с бюро по руководству программой F-35 и основным подрядчиком компанией "Локхид Мартин" работают над уменьшением расчетной стоимости программы, составляющей 385 млрд дол. Однако реальных результатов пока не видно. Более того, в середине июля этого года было объявлено, что стоимость первых 28 истребителей F-35 превышает расчетные стоимостные параметры на 771 млн дол.
Тренажер для отработки установки вооружения F-35
17 октября компания "Локхид Мартин" поставила первый тренажер для отработки установки вооружения на истребитель F-35. Тренажер поставлен в объединенный центр подготовки летчиков и техников истребителя F-35 ITC (integrated pilot-and-maintenance training center) 33-го истребительного крыла на базе ВВС Эглин (Eglin Air Force Base). Как сообщил представитель компании, тренажер позволяет обучать наземный персонал устанавливать вооружение на все три варианта F-35 "Лайтнинг II", вести рабтоту с топливными баками и ракетными системами самолета. Это первый из пяти возможных тренажеров установки оружия на F-35, которые будут поставлены в центр ITC. Тренажеры установки вооружения позволят вести обучение и тренировки наземного персонала без нарушения графика полетов истребителей.