Истребитель-перехватчик Мессершмитт Ме Р-1101
|
Истребители проекта Messerschmitt Ме P.1101
Разработка проекта P.1101, предусматривающего создание самолета с переменной геометрией крыла, началась еще в 1942 году. Но в тот период, очевидно, не было достаточного интереса, как, впрочем, и мощных (надежных) двигателей. В том числе и поэтому, лишь менее, чем за год до поражения Германии во второй мировой войне, был объявлен конкурс на создание одноместного одномоторного реактивного истребителя. Даже, несмотря на то, что Технический департамент в конце 44-го предпочел более перспективные немецкие реактивные самолеты, работы над истребителем проекта Messerschmitt P-1101 продолжались.
На середину июля 1945 года планировалось проведение испытаний (некоторые авторы убеждены, что опытный образец все же поднимался в воздух), но наступление союзников помешало созданию данного самолета, который в то время ожидал установки двигателя Jumo-004B. Самолет вывезли в Соединенные Штаты, где проводились испытания его отдельных узлов, затем все пустили на слом. На базе Р-1101 был создан американский самолет Bell X-5, который поднялся в воздух 20 июня 1951 года.
|
|
США: Первый прототип Bell X-5 |
Второй прототип X-5 |
Вернемся к немецкому самолету Messerschmitt P-1101, одноместному, однодвигательному истребителю, дизайн которого вполне соответствует нынешним понятиям о реактивном самолете: стреловидные крылья и хвостовое оперение, цельнометаллический фюзеляж с воздухозаборником турбореактивного двигателя в передней части, далее герметичная кабина летчика (пилот имел катапультируемое кресло) с прозрачным каплевидным фонарем, открывавшимся вправо, как и на других истребителях Мессершмитта, в хвостовой части фюзеляжа - турбореактивный двигатель.
У самолета было трехстоечное колесное шасси с носовой стойкой, все стойки убирались в фюзеляж в полете. Крыло имело стреловидность по передней кромке 45°, некоторые источники сообщают, что стреловидность крыла в полете можно было изменять в диапазоне 35-45°. Специальный механизм поворота консолей крыла на взлете и посадке мог устанавливать минимальную стреловидность, а на больших скоростях - максимальную. Потребность изменения стреловидности крыла была вызвана желанием обеспечить оптимальные характеристики крыла, как на малых скоростях, так и на больших скоростях. И все же мнение, что проектировался механизм изменения угла стреловидности в полете является легендой - в реальности крыло переставлялось только вручную и на земле.
Крыло было оборудовано предкрылками и посадочными щитками. На самолет должен был устанавливаться турбореактивный двигатель Jumo 004B, сопло которого выводилось под хвост фюзеляжа. Две 30-мм пушки МК 108 и четыре управляемые ракеты X 4 класса "воздух-воздух" должны были составлять вооружение немецкого самолета второй мировой войны Мессершмитт Ме Р.1101.
4 декабря 1944 года началась подготовка производства на заводе фирмы в Оберраммергау на юге Германии, о котором не знали союзники, поэтому он не подвергался массированным бомбардировкам. Работы над P.1101 продвинулись достаточно далеко, в апреле 45-го самолет был готов приблизительно на восемьдесят процентов, когда его 29 апреля 1945 года захватили войска США.
|
|
Messerschmitt Ме P.1101 в Оберраммергау |
Основные характеристики проекта Messerschmitt Ме P.1101
Длина, м |
9,17 |
Высота, м |
2,80 |
Размах крыла , м |
8,24 |
количество двигателей х тяга, кг |
1х890 |
Макс.скорость полета, км/ч |
981 |
Практический потолок, м |
13800 |
Дальность полета, км |
1500 |
Вооружение |
2 х 30-мм пушки МК 108, 4 х УР Х-4 |
Экипаж, чел. |
1 |
Самолеты проекта Messerschmitt Ме P.1101
Источники:
- В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
- Константин Кузнецов. Конкурс на краю пропасти.
- Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
- А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- М. Шарп. "Реактивные самолеты. Свыше 300 боевых самолетов всех стран мира."