Вертолет Флеттнер FI 282 "Колибри"
|
Легкий разведывательный вертолет Flettner FI 282 Kolibri
Вертолет Флеттнер FI 282 "Колибри" являлся ближним разведчиком и аппаратом связи. Под началом Антони Флеттнера разработан в конструкторском бюро фирмы "Антон Флеттнер" в 1940 году. В 1941 году проходил испытания опытный экземпляр одноместного FI 282V1. С 1942 года вертолет FI 282В производился малыми сериями на заводе "Флеттнер" в Иоганништале. Всего построено 45 единиц, однако полностью завершены были 24 вертолета. После окончания второй мировой войны сохранились лишь три опытных образца (Fl.282-V15 и V23), два из которых достались США, а один - СССР, который некоторое время использовался как учебное пособие в МАИ.
Вертолет Флеттнер FI 282 "Колибри" цельнометаллической конструкции, в лопастях винтов также применялось дерево, с перекрещивающимися винтами противоположного вращения. Оснащен трехколесным шасси с носовой стойкой.
Экипаж вертолета второй мировой войны Flettner FI 282 Kolibri состоял из 2 человек. Устанавливался двигатель Sh 14А, который имел ресурс между переборкой в 400 часов. Вооружения не было. Вертолет был очень маневренным и устойчивым в полете, хотя на малых скоростях присутствовала некоторая продольная неустойчивость. К недостаткам вертолета FI.282 можно отнести небольшую вибрацию на земле, правда, исчезающую после взлета. Несмотря на то, что конструкция ряда узлов была излишне сложной и тяжелой, она была хорошо продуманной, в качестве примера можно привести тот факт, что во время испытаний один вертолет налетал 95 часов без замены каких-либо узлов.
Основные характеристики вертолета Флеттнер FI 282b "Колибри"
Экипаж, чел |
2 |
Масса, кг |
|
пустого |
760 |
максимальная взлетная |
1000 |
Диаметр главного винта, м |
11,96 |
Длина, м |
6,56 |
Высота, м |
2,20 |
Тип двигателя |
1 ПД BMW-Bramo Sh 14A |
Мощность, л.с. |
1 х 160 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
горизонтальная |
150 |
пикирование |
175 |
полет боком |
24 |
Крейсерская скорость, км/ч |
135 |
Практическая дальность, км |
|
с одним пилотом |
300 |
с двумя пилотами |
180 |
Скорость снижения на авторотации, м/мин |
480 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
90 |
Практический потолок, м |
4100 |
Вертолет Флеттнер FI 282 "Колибри был самым доведенным и летающим вертолетом Германии второй мировой войны и прошел полную программу испытаний.
Вертолет FI.282-V5 активно проходил испытания на флоте, включая штормовые условия, в начале 1942 года. С этой целью на одной из башен крейсера "Кельн" смонтировали вертолетную площадку; было произведено много посадок, в том числе и в плохих погодных условиях.
Вертолет Flettner FI 282 Kolibri использовался в качестве патрульного и спасательного на Балтике, в Средиземном и Эгейском морях, где обеспечивал сопровождение конвоев судов. Также применялся в Белоруссии в роли связного. О боевом применении вертолета FI 282 "Колибри" сведений немного, однако есть точная информация, что не менее трех единиц FI.282 служили в 40-й авиатранспортной эскадрилье в апреле 1945 года.
Источники:
- Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
- Сергей Соколов "Колибри" в Подмосковье.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- Coates, Steve and Jean-Christophe Carbonel. Helicopters of the Third Reich.