Немецкий самолет-разведчик и высотный бомбардировщик Хеншель Hs 130
Интерес немцев к полетам на большой высоте привел к созданию нескольких необычных самолетов, не последнее место среди них занимал Hs 130. Разработка началась с Hs 128, два прототипа которого поднялись в воздух в 1939 году. Это были машины для испытания герметичных кабин и нагнетателей двигателя, характеризовавшиеся свободнонесущим крылом с размахом 26 м. На V-1 устанавливались двигатели DB 601, а на V2 - Jumo 210; на обоих самолетах шасси было неубирающимся. Испытания с различными нагнетателями оказались не особенно успешными, но теоретически возможная высота привлекла внимание командира специального разведывательного подразделения высшего командования люфтваффе Теодора Ровеля. Его идея об использовании самолета в разведывательных целях привела к тому, что Министерство авиации Германии выдало Хеншелю инструкции о модифицировании Hs 128 для этой роли под обозначением Hs 130А.
Были построены три прототипа, первый полет состоялся в конце 1940 года. Размах крыла уменьшили до 22,01 м, установили двигатели DB 601R с одноступенчатым нагнетателем и убирающееся шасси. В отсеке в задней части фюзеляжа могли монтироваться два дистанционно управляемых аэрофотоаппарата №75/30. После прототипов выпустили пять предсерийных Hs 130А-0 с увеличенным до 25,5 м размахом крыла. Они были закончены в начале 1941 года, прошли интенсивные испытания и многочисленные доработки, так как выявились серьезные проблемы с силовой установкой и несоответствием характеристик заявленным. Окончательной вариантом модели А стал Hs 130A-0/U6, получивший крыло еще большего размаха - 29 м и два двигателя DB 605В с нагнетателями Хирта и системой форсажа GM 1 для впрыска закиси азота. На этом самолете для увеличения количества топлива имелись подкрыльевые сбрасываемые топливные баки. Ни один из Hs 130А не показал удовлетворительных характеристик, поэтому на вооружение принят не был.
Hs 130В и Hs 130С представляли собой высотные бомбардировщики. Hs 130В - это Hs 130А с небольшими изменениями и возможностью нести бомбы в отсеке для аэрофотокамеры, он так и не был построен. Hs 130С стал практически новым самолетом, заказанным по программе "Бомбардировщик В". Размах его крыла составлял всего 24,7 м, он имел хорошо остекленную герметичную кабину. Прототипы V-1 и V-2 летали с звездообразными двигателями BMW 801, a V-3 - с DB 603А и оборонительным вооружением. Эти три машины так и остались единственными самолетами серии С.
Hs 130 документальное фото
Следующими разведывательными вариантами стали Hs 130D с двигателями DB 605 и сложными двухступенчатыми нагнетателями, который едва ли мог работать, и Hs 130Е - модернизированный Hs 130А с системой HZ (центральный агрегат наддува), которая позволила решить некоторые технические трудности, связанные с нагнетателями, за счет наддува воздуха от третьего двигателя, устанавливаемого в фюзеляже. Крыльевые двигатели DB 603В форсировались от центрального DB 605Т, имевшего ряд совковых воздухозаборников под фюзеляжем. Хотя герметичная кабина Hs 130А для экипажа из трех человек практически осталась без изменений, остальная конструкция самолета была перепроектирована.
Носовая часть была значительно вынесена вперед для создания необходимой центровки из-за установки HZ и обеспечения большей емкости топливной системы, а размах крыла сильно увеличился и стал как у варианта Hs 130С. Шасси также было взято с этой версии. Самолет мог нести сбрасываемые топливные баки, а отсек оборудования мог вмещать три аэрофотокамеры. Первый полет состоялся в сентябре 1942 года. Сначала на Hs 130Е V-1 агрегат центрального наддува не применялся, как и на V-2, который стал участвовать в программе испытаний с ноября того же года. После установки названной системы была покорена высота 12 500 м, V-2 разбился после пожара двигателя в полете, его заменил V-3.
Hs 130Е-0 вид сбоку
Затем выпустили партию из семи Hs 130Е-0, поднявшихся в воздух в мае 1943 года. После того как на испытательных самолетах начали возникать непрерывные неисправности в необычной силовой установке, заказ на серийное производство Hs 130Е-1 с оборонительным вооружением и бомбодержателями для подвески 1800-килограммовых бомб вместо сбрасываемых топливных баков был отменен. Модель с тяжелым противотанковым вооружением оказалась нереализованной, как и Hs 130F, версия Hs 130Е, в агрегате центрального наддува которой собирались использовать четыре BMW 801 с нагнетателями.
Тактико-технические характеристики Hs 130Е-0 |
"Хеншель" Hs 130Е-0 Тип: высотный самолет-разведчик.
Силовая установка: два 12-цилиндровых двигателя "Даймлер-Бенц" DB 603В с нагнетанием воздуха от DB 605Т, каждый мощностью 1305,5 кВт (1750 л.с.), для взлета и 1074 кВт (1440 л.с.), для полета на высоте 13 700 м.
Летно-технические характеристики: максимальная скорость 610 км/ч, максимальная крейсерская скорость 515 км/ч на высоте 12 000 м, практический потолок 1 5 090 м, дальность полета со сбрасываемыми топливными баками 2995 км.
Вес: при обычной нагрузке 16 650 кг, с максимальной нагрузкой 18 100 кг.
Размеры: размах крыла 33 м, длина 22 м, высота 5,6 м, площадь крыла 85 М2.
|
Источники:
- Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
- Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
- В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.