Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Гидросамолет Шорт "Сандерленд"
Самолет-амфибия Short Sunderland Гидросамолет с четырьмя двигателями, моноплан свободнонесущей конструкции изготовленный цельнометалличесским способом. Создан в КБ фирмы "Шорт бразерс" под руководством О.Шорта и А.Джоджа с применением узлов пассажирской лодки

Самолет-амфибия Short Sunderland

сандерлендГидросамолет с четырьмя двигателями, моноплан свободнонесущей конструкции изготовленный цельнометалличесским способом. Создан в КБ фирмы "Шорт бразерс" под руководством О.Шорта и А.Джоджа с применением узлов пассажирской лодки S.23 (Шорт С, "Эмпайр", 1936 год). Летающая лодка имела необычное размещение части бомбовой нагрузки в фюзеляже с выдвижением бомбодержателей через люки под крыло по направляющим.

Опытный образец под обозначением S.25 первый раз полетел 16 октября 1937 года. Серийное производство началось в апреле 1938 года. Лодка строилась на заводах "Шорт" (Рочестер, Лэйк Уиндермир), "Шорт энд Гарланд" (Белфаст), "Блэкберн эйркрафт" (Дамбартон). Всего изготовлен 741 (по другим данным - 749) экземпляров. Экипаж - 7-10 человек. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.

"Сандерленд" состоял на вооружении:

  • в Великобритании с июня 1938 года,
  • в Австралии - с марта 1944 года,
  • во Франции - с июля 1943 года (французская эскадрилья в Англии, собственно французская морская авиация - с ноября 1945 года),
  • в Новой Зеландии - с декабря 1944 года,
  • в ЮАС - с апреля 1945 года, а также в Канаде.

Основные серийные модификации гидросамолета:

  • "Сандерленд" I с моторами "Пегасус" XXII, вооружение 7x7,69 (в частях доводилось до 10x7,69), бомбы до 908 кг;
  • "Сандерленд" II с моторами "Пегасус" XVIII, вооружение 8x7,69 (введена верхняя турель вместо бортовых установок), поздние серии - с РПС;
  • "Сандерленд" III с измененным реданом, вооружение 10x7,69, позднее 12x7,69 и 4x12,7+ 4x7,69; РЛС на всех самолетах, у модификации IIIA - в обтекателе под крылом;
  • "Сандерленд" V с моторами R-1830-90B, вооружение 4x12,7+8x7,69, бомбы до 225 кг, РЛС в обтекателе под крылом, под стандарт типа V дорабатывались машины более ранних модификаций (88 экземпляров).

британский гидросамолет

Гидросамолет "Сандерленд" II, вид сбоку

С весны 1938 года летные экипажи стали принимать самолеты в Рочестере и перегонять их в Сингапур. Базировавшаяся там эскадрилья была полностью укомплектована к концу сентября. С июля "Сандерленды" получили части, базировавшиеся в метрополии. В сентябре 1939 года "Сандерленды" базировались в метрополии, в Сингапуре, Александрии и на Мальте. Они производили поиск подводных лодок, сопровождали конвои и применялись в спасательных операциях. Огромный радиус действия позволял этим самолетам производить разведку на большом удалении от места дислокации. Во время Норвежской кампании они вели разведку за кораблями немцев, транспортировали в Северную Норвегию грузы и людей. В это время с баз в Англии действовали пять эскадрилий "Сандерлендов".

английский гидросамолет

Гидросамолет "Сандерленд" I, вид сбоку

В 1941 году эскадрильи гидросамолетов размещались в Исландии и временно - в Сингапуре, с апреля 1941 года - в Сьерра-Леоне. В июле 1940 года "Сандерленд" уничтожил первую фашистскую подводную лодку, в январе 1941 года - итальянскую субмарину "Марчелло". Осенью 1941 года основная часть самолетов этой модели применялась в районе Атлантики. В ПЛО эти самолеты весьма успешно использовались до конца войны. Эти летающие лодки использовались и в качестве транспортных самолетов: например, в апреле 1940 года при переброске войск и грузов в Норвегию, в апреле 1941 года при эвакуации из Югославии и Греции.

С декабря 1943 года авиакомпания ВОАС использовала разоруженные "Сандерленды" на линиях в Западную Африку и Индию. В конце зимы 1944 года "Сандерленды" перебазировали в Индию, откуда они осуществляли транспортировку материалов для войск, бившимися в джунглях Бирмы. Позже гидросамолеты прикрывали высадку десанта в Рангуне. В конце войны английские ВВС имели 28 эскадрилий "Сандерлендов".

британская летающая лодка

Гидросамолет "Сандерленд" III, вид сбоку

Австралийские и новозеландские самолеты служили в основном как транспортные на Тихом океане. Французские самолеты в конце войны патрулировали Атлантику из Дакара.
После войны английские "Сандерленды" применялись для спасательных работ (при этом их частично разоружили), участвовали в Корейской войне как морские разведчики и транспортные самолеты, летая с баз в Японии. С июня 1948 года самолеты использовались в операциях против партизан в Малайе.

английский гидросамолет

Гидросамолет "Сандерленд" III, вид сверху

Они искали малые корабли, транспортирующих грузы для повстанцев и бомбили цели на суше. В июле-декабре 1948 года летающие лодки стали частью "воздушного моста" в Берлин, летая из Гамбурга. В апреле 1949 года гидросамолеты эвакуировали раненых с фрегата "Аметист", поврежденного огнем китайской артиллерии на реке Янцзы у Шанхая. В 1955 году британские "Сандерленды" охотились на морских пиратов у берегов Юго-Восточной Азии.

британсий самолет

Гидросамолет "Сандерленд" III, вид спереди

Французские самолеты доживали свой век как спасательные на островах Фиджи. Никакого вооружения они не несли. В конце 1945 года началась переделка боевых "Сандерлендов" в пассажирский вариант под обозначением "Сандрингэм". Такие машины продавали в Аргентину, Новую Зеландию, Норвегию, Уругвай. Один самолет эксплуатировался во Французской Полинезии.

самолет амфибия

Гидросамолет "Сандерленд" V, вид сбоку

Выпуск "Сандерлендов" завершили в июне 1946 года. Данную летающую лодку сняли с вооружения в Британии в июле 1957 году. Последний самолет, применявшийся для разных экспериментов, утилизировали в мае 1959 года. Во Франции эксплуатацию самолетов этого типа завершили в январе 1962 году, в Новой Зеландии - в апреле 1967 году, в Австралии - в 1947 году, в ЮАС - в октябре 1957 году.

Тактико-технические характеристики "Сандерленд" V

Размах: 34,38 м.
Длина: 26,0 м.
Моторы, количество х мощность: 4х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 29 545 кг.
Максимальная скорость: 343 км/ч.
Практический потолок: 5460 м.
Дальность: 4350 км.

Источники:

  • Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
  • Андрей Харук. "Летающий отель" с глубинными бомбами.
  • Иван Кудишин. "Дикообраз", он же "Усталая пчела".
  • Сергей Колов. Последний гидро королевских ВВС.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме