Бомбардировщик Виккерс "Уэллсли"
|
Британский средний бомбардировщик Vickers Wellesley
Виккерс "Уэллсли", "Уэллсли", "Веллингтон", "Уорвик" и "Виндзор" - прекрасная последовательность имен бомбардировщиков-монопланов, созданных между 1930 годом и 1945 годом авиационным филиалом фирмы "Виккерс Лимитед" в Уэйбридже. Не более чем по случайному совпадению, названия упомянутой четверки также были созвучны фамилии главного конструктора фирмы Б.Н.Уоллиса (названия всех четырех самолетов и фамилия конструктора в английском написании начинаются на W). Однако четыре бомбардировщика имели гораздо больше общего, чем первые буквы названий.
Не все они применялись одинаково успешно, но во всех них были применены конструкционные идеи Уоллиса, известные как геодетическая конструкция. Назвать геодетику "решающим скачком" в конструировании цельнометаллических самолетов значило бы переоценить ее важность. На самом деле система не получила всеобщего применения и бомбардировщики "Виккерс" остались единственными самолетами, в полной мере использовавшими геодетику и строившимися в больших количествах. В первые годы десятилетия, предшествовавшего Второй мировой войне, Уоллис разработал новаторский метод самолетостроения.
Впоследствии одна из этих инициативных конструкций и была избрана для производства как Виккерс "Уэллсли", создав определенный парадокс, поскольку Министерство авиации выбрало в качестве одного из официальных прототипов альтернативную конструкцию "Виккерс" - биплан, который был объявлен лучшей из представленных конструкций и достиг даже стадии размещения контрактов на него. Пирсон предложили как бипланный, так и монопланный варианты G.4/31. Биплан получил официальную поддержку и был заказан как тип 253 в апреле 1932 года.
Бомбардировщик Виккерс "Уэллсли" вид сбоку
Полагая, что в виде моноплана можно построить гораздо лучший самолет, Уоллис получил согласие Совета директоров "Виккерс" на создание типа 246, соответвствующего требованиям задания G.4/31h одновременно демонстрирующего преимущества геодетической конструкции. Фюзеляж типа 246 полностью совпадал с бипланом типа 253, как по очертаниям, так и по конструкции. Геодетическое крыло имело очень большое удлинение (8,85:1); было применено убирающееся шасси, главные стойки которого убирались (вручную), укладывая колеса в корневую часть крыла.
С тем же мотором "Пегасус" III М3, что и на биплане, моноплан "Виккерс" имел меньший вес и лучшие во всех отношениях характеристики, хотя нес большую полную нагрузку. Несущий заводское обозначение 0-9, прототип типа 246 впервые взлетел в Брукленде 19 июня 1935 году, через 10 месяцев после биплана. К тому времени, когда моноплан совершил первый полет, биплан уже испытывался в ААЕЕ в Мартлшем-Хис. Оба прототипа в июне 1935 года оказались в экспозиции новых самолетов на параде ВВС в Хендоне, но тип 246 разбился при посадке в результате поломки одной из стоек шасси.
Хотя значительный интерес был проявлен к моноплану "Уэстленд", который также разбился, Виккерс 253 был официально провозглашен конструкцией, наилучшим образом соответствующей требованиям, и был выдан заказ на 150 машин. Агрессивно настроенный председатель "Виккерс авиэйшн" сэр Р.Макслин добился аннулирования заказа на бипланы и решения купить 96 монопланов. Новость об этом контракте достигла "Виккерс" 10 сентября 1935 г., когда прототип был полностью перестроен. Одновременно контракт включил и покупку самого прототипа.
Было подготовлено задание 22/35 на серийную продукцию. К тому времени Министерство авиации значительно изменило точку зрения относительно G.4/31 с момента его опубликования, выбросив из него требования к самолету общего назначения и возможность несения топед. Теперь моноплан "Виккерс" был дневным и ночным бомбардировщиком, предназначенным для переоснащения бомбардировочной авиации бурно растущих английских ВВС как в метрополии, так и за рубежом. Перед тем как прототип вновь стал летать после аварии, он был в некоторых отношениях модифицирован так, чтобы более соответствовать серийному стандарту.
На бортах фюзеляжа сделали окна, чтобы в отсеке между кабинами стало светлее. В фюзеляже можно было изыскать место для внутреннего бомбоотсека, но создание большого выреза для этой цели было признано нежелательным для геодетической конструкции, и в качестве альтернативы наружной подвеске бомб под крылом "Виккерс" применила бомбовые контейнеры - по одному под каждым крылом, которые изготовлялись "Хестон эйркрафт" и вмещали по 454 кг бомб каждый. Взлетев в начале 1936 г., прототип типа 281 получил номер ВВС К7556. В марте он оказался в ААЕЕ с вооружением из одного 7,7-мм "Браунинга" в правом крыле и "Виккерса К" в задней кабине. По стандартам середины 30-х годов, производство "Уэллсли", как назвали новый бомбардировщик "Виккерс", оказалось длительным процессом.
Более года прошло от размещения заказа до первого полета серийного самолета 30 января 1937 года в Брукленде. Но, начавшись, производство быстро вошло в колею, и к марту 1938 года "Виккерс" поставила все первоначально заказанные 96 машин и еще 80, заказанных в 1936 году. Серийный самолет оснащался мотором "Пегасус" XX в 925 л.с., вращавшим двухшажный трехлопастной винт. Первые восемь машин были построены как Виккерс тип 287, а после проведения некоторого усиления конструкции крыла производство было продолжено как тип 294. Один "Уэллсли" раннего выпуска был переделан в качестве летающего стенда для испытания мотора Бристоль "Геркулес" HE.1S с гильзовым газораспределением, этот вариант соответствовал проекту типа 189.
"Уэллсли" I начал эксплуатироваться как дневной и ночной бомбардировщик в 76-й эскадрилье на базе Финнингли, где она была сформирована в апреле 1937 года на основе выделения звена "В" из 7-й эскадрильи. Последующие поставки позволили оснастить в течение 1937 года новыми машинами 148-го, 35-ю, 77-ю и 207-ю эскадрильи в метрополии и 14-ю, 45-ю и 223-ю на Ближнем Востоке. Применение "Уэллсли" в метрополии никогда не считалось более чем временнной мерой; первоначальное задание G.4/31 давалось на самолет для эксплуатации за границей и, хотя "Уэллсли" несколько ушел от конструкции G.4/31, его предназначением была служба на Ближнем Востоке и в Африке. К моменту начала войны все "Уэллсли" в метрополии были сняты с вооружения строевых частей. За рубежом 45-я также перевооружалась, передав свои "Уэллсли" 47-й.
При небольшой модификации бомбардировщик "Уэллсли" сможет установить новый абсолютный мировой рекорд дальности полета. Неся оборудование и 454 кг бомб, "Уэллсли" имел дальность около 4023 км при нормальных условиях. Для установления рекорда нужно было примерно втрое превысить эту характеристику. Для того, чтобы ее достигнуть, нужно было не только взять больше топлива и применить специальную тактику дальнего перелета, необходимо было также уменьшить аэродинамическое сопротивление насколько возможно.
Тактико-технические характеристики Wellesley Mk.1 |
Размах крыла, м 22,73 Длина, м 11,96 Высота, м 4,66 Площадь крыла, м2 54,53 Масса, кг пустого самолета 2889 нормальная взлетная 5035 макимальная взлетная 5700 Тип двигателя 1 ПД Bristol Pegasus XX Мощность, л.с. 1 х 925 Максимальная скорость , км/ч 425 Крейсерская скорость , км/ч 370 Перегоночная дальность, км 4175 Практическая дальность, км 1963 Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 7770 Экипаж 2 Вооружение: два 7,7-мм пулемета 900 кг бомб |
Источники:
- Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Бомбардировщики 1939-1945.
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
- Сергей Иванников. Рекордсмен и воин.
- Aircraft Profile. Norman Barfield. Vikers Wellesley variants.