Палубный истребитель Фэйри "Файрфлай"
|
Британский палубный истребитель Fairey Firefly
Британский Fairey Firefly был двухместным палубным истребителем периода второй мировой войны. Являлся одномоторным цельнометаллическим свободнонесущим монопланом с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Под руководством Г. Чаплина был спроектирован в конструкторском бюро фирмы "Фэйри авиэйшн". 22 декабря 1941 года совершил первый полет опытный образец Fairey Firefly. Серийное производство было организовано в январе 1943 года на заводах "Фэйри" в Хэйсе и "Дженерал эйркрафт" в Фэлтхэме. За время второй мировой было выпущено с учетом разведчиков - 706 самолетов "Файрфлай", а общее количество построенных самолетов составляет 1702 единиц. Выпуск был прекращен в апреле 1956 года.
Фото самолетов Fairey Firefly
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Палубный истребитель Фэйри "Файрфлай" во время второй мировой войны (с 1943 года) находился на вооружении только английского флота. В послевоенный период поставлялся в такие страны, как Австралия, Канада, Нидерланды, Швеция, Индия, Таиланд и Эфиопия. Снят с вооружения в Великобритании в 1958 году, как боевой перестал использоваться с 1955 года.
В военные годы выпускались основные серийные модификации:
- "Файрфлай" F. I - основной серийный вариант, дневной истребитель;
- "Файрфлай" FR.I - истребитель-разведчик с фотоаппаратурой, поздние серии оснащались РЛС в подфюзеляжном контейнере, самый массовый вариант, второй мировой войны;
- "Файрфлай" NF.II - ночной истребитель с удлиненной носовой частью фюзеляжа и антенной РЛС в обтекателе на крыле.
Некоторое количество F. Mk I было переоборудовано в стандарт FR. Mk I с обозначением F. Mk IA, но они не эксплуатировались, поэтому самолеты списали после прекращения боевых действий.
Fairey Firefly Mk.IA, февраль 1946 год
Фюзеляж монококовой конструкции состоял из 21 шпангоута U-образной формы, к которым крепилась обшивка из легкого сплава. Стрингеров не было, фюзеляж "Файрфлая" строился в виде двух половин, соединявшихся затем в вертикальной плоскости. Кабина пилота находилась в носовой части, а сразу за задней кромкой крыла размещалась кабина наблюдателя. Фонарь кабины пилота был из трех прозрачных панелей и открываясь сдвигался назад по направляющим. Наблюдатель попадал на свое место через откидывающуюся прозрачную панель по левому борту, которая крепилась на шарнирах к фюзеляжу.
Для запуска с катапульты в передней части фюзеляжа были установлены два убирающихся ролика. Пара задних роликов тоже убиралась, если в них не было нужды. Однако, в случае взлета с катапульты, их невозможно было убрать. Посадочный крюк имел А-образную форму и крепился снизу к фюзеляжу в районе 19-го шпангоута. В убранном положении крюк крепился с помощью быстродействующего замка, открывавшегося пилотом при посадке с помощью ручки в кабине. В фюзеляже, между кабинами пилота и наблюдателя, был размещен топливный бак емкостью 549 литров. В передней кромке центроплана находились еще два бака емкостью по 174 литров.
Цельнометаллическое двухлонжеронное крыло состояло из трех секций - центроплана и пары складывающихся консолей. Кроме топливных баков в центроплане были размещены маслорадиаторы и колодцы основных стоек шасси, складывающиеся по направлению к фюзеляжу, полностью убираясь в крыло, и закрываясь щитками.
20-мм пушки Бритиш Испано были установлены в консолях. Перезарядка пушек осуществлялась с помощью пневмоэлектрической системы. Боезапас пушек состоял из: 175 снарядов внутренней пушки и 145 - внешней. Механизация крыла состояла из элеронов и закрылков Фейри-Юнгмена, имевших гидравлический привод. В полете закрылки как правило убирались, но их можно было выдвинуть в промежуточное положение с целью увеличения маневренности самолета. Консоль крепилась к центроплану с помощью универсального шарнира, располагавшегося в районе 7-й нервюры, и складывалась, поворачиваясь назад вверх. Уборка осуществлялась вручную, и в сложенном положении консоли крепились с помощью фиксаторов в хвостовой части фюзеляжа.
Узлы подвески давали возможность нести под крылом 150 или 340 - литровые подвесные топливные баки или до 907 кг бомб. На каждой консоли имелись также по четыре узла подвески 76-мм НУРСов.
Кроме четырех 20-мм пушек в крыле, самолет мог нести пару 454-кг бомб. Позднее появились узлы для подвески восьми НУРСов калибром 76-мм.
Мотор Роллc-Ройс "Грифон" IIВ мощностью 1735 л.с. на уровне моря и 1495 л.с. на высоте 4267 м, вращал трехлопастной винт изменяемого шага диаметром 3,96 м. Начиная с 470-го серийного "Файрфлая" I, начали устанавливать мотор "Грифон" XII, аналогичной мощности, но с более производительным турбокомпрессором и редуктором усиленной конструкции.
Основные характеристики самолета Фэйри "Файрфлай" Mk. I
Экипаж, чел |
2 |
Размах крыла |
13,56 м |
Площадь крыла |
30,47 м2 |
Длина |
11,45 м |
Высота |
4,15 м |
Двигатель |
Один 1,730 л.с. Rolls-Royce Griffon IIB или 1,990 л.с. Griffon XII 1730 л.с. ( 1,290 kW) |
Массы |
|
Пустого |
4048 кг |
Максимальная |
6481 кг |
Максимальная скорость на высоте 5,180 м |
513 км/ч |
Практический потолок: |
8840 м |
Дальность (со сбрасываемыми баками) со скоростью 328 км/ч |
2195 км |
Firefly Mk.V:
С октября 1943 года начали получать Фэйри "Файрфлай" строевые части британской морской авиации. Авианосец "Индефатигэйбл" впервые их принял в феврале 1944 года. В апреле 1944 года было первое боевое применение. В Альтен-фьорде в Норвегии самолеты с авианосцев прикрывали удар палубных бомбардировщиков по немецкому линкору "Тирпиц". С октября 1944 года у берегов Норвегии нес службу авианосец "Имплекэйбл" с эскадрильей "файрфлаев". В конце декабря 1944 года новые истребители появились на Тихоокеанском театре. 1 января 1945 года самолеты с авианосца "Индефатигэйб" нанесли ракетный удар по нефтеперегонным заводам на о. Суматра.
С самолетами Японии второй мировой войны первый воздушный бой произошел 4 января, когда английские истребители сбили два Ки.43. "Файрфлаи" принимали участие в боях за Окинаву, штурмовали аэродром Мияко. Они также атаковали цели на Тайване и о-вах Рюкю. В июле 1945 года Фэйри "Файрфлай" стали первыми английскими самолетами, которые атаковали саму Японию. Они работали и против объектов на суше, и против судов в прибрежных водах. На Тихом океане с "Имплекэйбла" с января 1945 года начали действовать ночные перехватчики NF.II. "Файрфлаи" совершали вылеты с некоторых эскортных авианосцев, в частности с "Виндекса".
В 1949 году британские самолеты с авианосца "Триумф" действовали против партизан в джунглях Малайи. В 1950-1952 гг. с английских авианосцев "Глори", "Океан" и "Триумф", а также австралийского авианосца "Сидней" атаковали ракетами и бомбами цели в Северной Корее. Голландские самолеты принимали участие в боевых действиях против повстанцев в Ост-Индии (Индонезии). С июля 1947 года по апрель 1949 года они воевали на о. Ява. Позже они находились в самих Нидерландах и на Антильских о-вах.
Источники:
- Владимир Котельников. Уникальный "Сетлячок".
- Иван Кудишин. Палубные истребители Второй мировой войны.
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
- М. Шарп. Самолёты Второй Мировой. Свыше 300 боевых самолётов всех стран мира.
- H.A.Taylor "Fairey Aircraft Since 1915".