Истребитель Уэстленд "Уирлуинд" ("Вихрь")
|
Британский истребитель Westland Whirlwind
Двухмоторный одноместный моноплан, созданный в соответствии со спецификацией F.37/35 на барражирующий "истребитель зональной обороны" с пушечным вооружением. Проект Р.9, разработанный под руководством А. Девонпорта, победил в конкурсе, в котором участвовали ещё четыре фирмы. Самолет, получивший название "Уирлуинд", был первым в истории фирмы цельнометаллическим монопланом с фюзеляжем полумонококовой конструкции. Он отличался характерной формой хвостового оперения со стабилизатором, установленным примерно посредине высоты киля.
Первым среди британских самолетов "Уирлуинд" получил каплевидный фонарь кабины, обеспечивавший отличный обзор. Оригинальной была и силовая установка - 12-цилиндровые двигатели "Роллс-Ройс" "Перегрин" (885 л.с.) с испарительной системой охлаждения. Испытания первого прототипа начались в октябре 1938 года, второго - в марте 1939 года.
Британский истребитель Westland Whirlwind
На дальнейшей судьбе самолета сказались два фактора. Первый из них - недоведенность двигателя "Перегрин", доработка которого была прекращена фирмой "Роллс-Ройс" в августе 1939 года в связи с загруженностью работами по "Мерлину", второй - прогресс средств радиолокации, обеспечивший возможность наводить на воздушные цели истребители-перехватчики и сделавший ненужными "истребители зональной обороны", способные подолгу барражировать над прикрываемым объектом.
Истребитель ВВС Великобритании Westland Whirlwind
Выданный в декабре 1938 году заказ на 200 "Уирлуиндов" был отменен в октябре 1939 года, но вскоре было решено, что такая машина может быть полезной для прикрытия британских экспедиционных войск во Франции.
В декабре 1939 года фирме заказали 114 "Уирлуиндов", поставки которых начались в мае 1940 года и затянулись до декабря 1941 года в связи с низкой приоритетностью программы и перебоями с поставками двигателей.
Основные модификации самолета Уэстленд "Уирлуинд" ("Вихрь"):
- "Уирлуинд" Mk.1 - двигатели "Перегрин" (885 л.c.). Вооружение - 4 20-мм пушки "Бритиш Испано" (боекомплект 60 снарядов на ствол), установленные в носовой части фюзеляжа.
- "Уирлбомбер" - самолеты, доработанные для применения в качестве истребителей-бомбардировщиков. Получили два подкрыльевых держателя для 113-кг или 227-кг бомб.
Служба и боевое применение истребителя Westland Whirlwind
К моменту поступления "Уирлуинда" на вооружение взгляды на его предназначение изменились: теперь Королевским ВВС требовался ночной истребитель с радаром. Установить РЛС на "Уирлуинд" не было никакой возможности, поэтому 25-я АЭ, которая уже начала переучивание на этот тип, получила самолеты "Бленхейм" IF.
Истребитель Второй мировой войны Westland Whirlwind
Первой частью, вооруженной "Уирлуиндами", стала 263-я АЭ, начавшая перевооружение в июле 1940 года, но до конца года так и не укомплектованная до штата, ни самолетами, ни пилотами. С января 1941 года эта часть привлекалась для патрулирования воздушного пространства над побережьем Корнуолла и прикрытия конвоев, добившись четырех побед.
Истребитель Westland Whirlwind
В сентябре 1941 года "Уирлуинды" получила 137-я АЭ, выполнявшая подобные задачи, а также привлекавшаяся к штурмовкам наземных целей на территории Франции, Бельгии и Нидерландов. На счету пилотов этой эскадрильи был лишь один сбитый вражеский самолет.
Британский истребитель Westland Whirlwind в сопровождении одномоторного истребителя Supermarine Spitfire
С сентября 1942 года "Уирлуинды", дооборудованные бомбодержателями, стали использоваться в качестве скоростных бомбардировщиков. 137-я АЭ с весны 1943 года стала специализироваться в ночных налетах на поезда, но в июне она была перевооружена "Харрикейнами". 263-я АЭ эксплуатировала "Уирлуинды" до декабря 1943 года.
Истребитель Второй мировой войны Westland Whirlwind
"Уирлуинд" оказался достаточно неважным истребителем, уступая в воздушном бою самолетам противника. А вот в качестве ударной машины он применялся довольно удачно - именно в эскадрильях "Уирлбомберов" были отработаны основные тактические приемы истребителей-бомбардировщиков, успешно использовавшиеся "Тайфунами" после высадки в Нормандии.
Westland Whirlwind Mk.I
Экипаж человек |
1 |
Размах крыла, м |
13,70 |
Длина, м |
9,83 |
Высота, м |
3,20 |
Площадь крыла, м2 |
23,20 |
Масса пустого, кг |
3770 |
Масса нормальная взлетная, кг |
4697 |
Масса максимальная взлетная, кг |
5165 |
Силовая установка |
2хRolls-Royсе Peregrine I |
Мощность, л.с (кВт) |
2х885 |
Крейсерская скорость , км/ч |
435 |
Максимальная скорость , км/ч (у земли) |
507 |
Максимальная скорость , км/ч (на высоте) |
579 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Боевой радиус действия, км |
240 |
Скороподъемность, м/мин |
409 |
Практический потолок, м |
9150 |
Вооружение пулеметы, мм |
отсутствуют |
Вооружение пушки, мм |
4х20 Hispano Mk.I |
Вооружение бомбы, кг |
2х113 или 2х 227 |
Источники:
- Авиация и Космонавтика. Всеволод Катков. Опоздавший "Вихрь".
- Derek N.James "Westland Aircraft Since 1915".
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
- М. Шарп. Самолёты Второй Мировой. Свыше 300 боевых самолётов всех стран мира.
- Alan W.Hall. Westland Whirlwind F.Mk.1.