Палубный истребитель Фэйри "Фульмар"
|
Британский палубный истребитель Fairey Fulmar
Фэйри "Фульмар" был одномоторным палубным истребителем и разведчиком. Цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Создан на базе опытного легкого бомбардировщика Р.4/34 под руководством М. Лобеля в конструкторском бюро фирмы "Фэйри авиэйшн". 5 мая 1938 года впервые поднялся в небо второй опытный образец бомбардировщика, переоборудованный в истребитель. А 4 января 1940 года совершил полет первый, головной серийный Fairey Fulmar. С июня 1940 года началось серийное производство, "Фульмар" создавался на завода "Фэйри" в Хэйсе и Хэмбле. Палубный истребитель Fairey Fulmar снят с производства в феврале 1943 года. Всего за данный период было выпущено 602 этих британских самолетов второй мировой войны.
Палубный истребитель Fairey Fulmar, фото
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Основные серийные модификации палубного истребителя Фэйри "Фульмар":
- "Фульмар" I с мотором "Мерлин" VIII;
- "Фульмар" II с мотором "Мерлин" 30 и противопыльными фильтрами.
Экипаж истребителя состоял из 2 человек (пилот и штурман), изначальное вооружение было 8x7,69, которое с установкой пулемета в задней кабине дорабатывалось до 9x7,69; а также - бомбовая нагрузка. Fairey Fulmar Mk.I являлся цельнометаллическим свободнонесущим низкопланом, с обычным оперением, убирающимся шасси. Крыло двухлонженронной конструкции с дюралевой обшивкой состояло из трапецевидного центроплана, выполненного зацело с фюзеляжем, и консолей. Элероны имели металлический силовой набор и полотняную обшивку. Гидравлически отклоняемые посадочные щитки были цельнометаллическими. Фюзеляж состоял из двух частей, передняя, расположенная вперед от шпангоута, составлявшего одно целое с главным лонжероном, была свинчена из металлических труб и покрыта дюралевыми панелями. Задняя часть была изготовлена как дюралевый полумонокок со вспомогательными шпангоутами, при этом листы обшивки имели один отогнутый край, образующие после клепки своеобразные стрингеры, повышающие прочность фюзеляжа.
Двухместная кабина экипажа имела длинный общий фонарь со сдвижными частями. За кабиной летчика находился главный фюзеляжный топливный бак емкостью 705 л и гидравлический бак. Под фюзеляжем, на уровне задней кромки крыла, крепился подвесной топливный бак на 270 л. Оперение - цельнометаллическое свободнонесущее, рули имели полотняную обшивку. Главные стойки шасси гидравлически складывались в крыло по направлению к фюзеляжу. В убранном положении колеса полностью закрывались створками. Хвостовое колесо - неубирающееся. Тормозной крюк навешен на сдвоенном шпангоуте и убирается в углубление в обшивке нижней части фюзеляжа. Мотор Роллс-Ройс Мерлин VIII, поршневой V-образный 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения. Трехлопастный винт изменяемого шага диаметром 3,5 м. Реактивные выхлопные патрубки - сдвоенные на каждую пару соседних цилиндров создавали небольшую дополнительную тягу.
Fairey Fulmar Mk.II отличался двумя самостоятельными воздухозаборниками карбюратора, в которых находились большие противопылевые фильтры, позволяющие эксплуатировать самолеты в тропиках. Некоторые из Mk.II, приспособленные для ночных полетов, были оборудованы экранами против ослепления пламенем выхлопов. Главный топливный бак размещался в фюзеляже, маслобак - за двигателем.
Вооружение состояло из восьми пулеметов Браунинг калибра 7,7-мм в крыльях. Боекомплект состоял из 750 патронов на ствол. Внешние пулеметы находились чуть выше. У некоторых самолетов в отсеке штурмана был импровизированно смонтирован пулемет Викерс К на складном лафете. Его применение было очень сложным, да и сектор обстрела был сильно ограничен. На узлах подвески под консолями крыла можно было подвесить восемь бомб типа AP, в фюзеляже, за зализами крыла размещалась пусковая шахта осветительных ракет.
Основные характеристики Fulmar Mk I
Экипаж, чел |
2 |
Тип двигателя |
1 ПД Rolls-Royce Merlin VIII |
Мощность, л.с. |
1 х 1080 |
Максимальная скорость, км/ч |
398 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
366 |
Практический потолок, м |
6555 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3955 |
нормальная взлетная |
4853 |
Размах крыла, м |
14,14 |
Длина, м |
12,24 |
Высота, м |
4,27 |
Площадь крыла, м2 |
31,77 |
Более подробные ТТХ
Более подробные, а возможно, более точные характеристики самолета Fairey Fulmar Mk I.
Технические характеристики:
- Экипаж: 2
- Длина: 12,243 м
- Размах крыла: 14,135 м
- Высота: 3,505 м (на стоянке)
- Площадь крыла: 31,773 м²
- Масса пустого: 3924 кг
- Нормальная взлетная масса: 4695 кг (с торпедой Mk.XII)
- Максимальная взлетная масса: 4944 кг (с ПТБ)
- Объем топливных баков: 705 л
- Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения Rolls-Royce Merlin 30
- Мощность двигателей: 1 × 1300 л. с. (1 × 970 кВт)
Лётные характеристики:
- Максимальная скорость:
• на испытаниях: 428 км/ч на высоте 2926 м
• при эксплуатации:
— 383 км/ч у земли
— 417 км/ч на высоте 2740 м
— 394 км/ч на высоте 4572 м
- Боевой радиус:
• при патрулировании: 515 км (с ПТБ)
• при ударе по наземной цели: 354 км (с 1×227 кг бомбой)
- Продолжительность полета: 5 ч 30 мин (с ПТБ)
- Практический потолок:
• на испытаниях: 7285 м
• при эксплуатации: 4877 м
- Время набора высоты:
• 1524 м за 3 мин 15 с
• 3048 м за 7 мин 10 с
• 4572 м за 12 мин
Вооружение:
- Стрелково-пушечное:
• 8 × 7,7 мм пулемётов с 1000 патр. каждый или
• 4 × 12,7 мм пулемётов с 370 патр. каждый
- Бомбы:
• 8 × 11 кг бомб под крылом или
• 1 × 113 кг или 227 кг под фюзеляжем
- Подвесной топливный бак: 1 × 273 л под фюзеляжем
Более подробные ТТХ
Британские самолеты Fairey Fulmar, исходя из конструкции, отлично подходили под установку радара. Радар AI Mk.VI был установлен на "Фульмар" Mk.II в опытном подразделении в Лион-Солент, "усы" антенной системы размещались под внешними частями крыльев. На одном из "Фульмаров" Mk.II в начале 1943 года был испытан и сантиметровый радар AI Mk.X в самостоятельных контейнерах под крыльями. Такая модификация получила обозначение NF Mk.II, в которую переоборудовали около ста самолетов, половина из которых применялась для обучения. Летом 1941 года на "Фульмары" Mk.II были установлены четыре крупнокалиберных пулемета Браунинг 12,7-мм с боезапасом по 370 патронов на ствол.
Самолетов Fairey Fulmar Mk.II построили 350 единиц, в связи с тем, что увеличение мощности не дало предполагаемого улучшения результатов. На оптимальной высоте максимальная скорость увеличилась лишь на 12 км/ч (до 424 км/ч), скороподъемность у земли до 7,8 м/с, максимальная дальность при более высокой крейсерской скорости 313 км/ч упала до 1248 км. Производство "Фульмаров" Mk.I и Mk.II, после постройки 600 самолетов было завершено в феврале 1943 года.
Fairey Fulmar находился на вооружении британского флота с июля 1940 года.
Авианосец "Илластриэс" в июле 1940 года первым получил новые самолеты. В Средиземном море "фульмары" применялись с сентября. С авианосцев британские самолеты Fairey Fulmar прикрывали конвои, которые шли на Мальту. В это время они уничтожили заметное количество итальянских бомбардировщиков. В ноябре "фульмары" сопровождали торпедоносцы в налете на Таранто. В конце года они были размещены на втором авианосце - "Арк Ройял". В апреле 1941 года "фульмары" дислоцировались на о. Крит, где позднее участвовали в отражении немецкого десанта.
В мае истребители Fairey Fulmar были привлечены в Атлантике к поискам линкора "Бисмарк", совершая в том числе и ночные полеты. В июле 1941 года принимали участие в налете на Петсамо, в мае-ноябре обороняли Мальту. С Мальты тяжелые истребители производили ночные рейды на итальянские аэродромы. Восемь эскадрилий палубных истребителей Фэйри "Фульмар" было в морской авиации Великобритании к концу 1941 года.
Эти самолеты с конца 1940 года стали устанавливать на катапульты, которые монтировались на торговых судах. В августе 1941 года первый Fairey Fulmar стартовал с такой катапульты, взлетев в Атлантике с судна "Ариквани" на перехват дальнего разведчика люфтваффе. Истребителей Фэйри "Фульмар" базировались на суше в Суэце и на Цейлоне с февраля 1942 года. В качестве самолетов ПВО летали без второго члена экипажа. Морские летчики очень симпатизировали истребителю Fulmar за свои пилотажные характеристики. Несмотря на длинную носовую часть, обзор вперед для пилота был хороший. Пилот находился непосредственно по передней кромке крыла и имел особенно хороший обзор вниз.
На Коломбо и Тринкомали в апреле участвовали в отражении атак японской палубной авиации. Фэйри "Фульмар" с авианосцев "Викториэс" и "Формидэйбл" в ноябре 1942 года прикрывали высадку войск союзников в Северной Африке. Поддерживали высадку на Сицилии в 1943 году. С середины 1943 года стали вытесняться с больших авианосцев "сифайрами". В 1944-1945 гг. использовались на эскортных авианосцах, в частности, сопровождавших конвои в СССР, как дневные и ночные истребители. В разное время Фэйри "Фульмар" работали на восьми больших и пяти эскортных авианосцах. Британские палубные истребители Fairey Fulmar были сняты с вооружения в марте 1945 года.
Источники:
- М.Жирохов, Ж.Рандриананда "Операция "Броненосец": авиация в боях за Мадагаскар".
- Иван Кудишин. Палубные истребители Второй мировой войны.
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
- М. Шарп. Самолёты Второй Мировой. Свыше 300 боевых самолётов всех стран мира.