Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам
Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:
Самолеты военной авиации
Учебно-тренировочный самолет Де Хэвилленд "Тайгер Мот"
Английский самолет DH.82 Tiger Moth фирмы de Havilland стал следствием разработки гражданской модификации до начала Второй мировой войны. Самолеты данного типа выпускались в больших количествах, с основным применением в роли учебного самолета, хотя разрабатывалась и боевая модификация. Удивительно, но самолет Tiger Moth явился настоящим долгожителем, т.к. являлся основным УТС в британских ВВС до начала 50-х годов.
Легкий многоцелевой самолет de Havilland DH.82 Tiger Moth
Примечательно, что британский биплан DH.82 Tiger Moth, созданный фирмой de Havilland в 30-х годах, являлся основным тренировочным самолетом Королевских ВВС до 1952 года. Для того, чтобы устранить возможную путаницу, связанную с названиями британских самолетов, надо уточнить, что два одноместных моноплана с обозначением DH.71 Tiger Moth фирма de Havilland построила в 1927 году. Эти самолеты, разработанные под летчика-испытателя Хуберта Брода, должны были принять участие в авиационной гонке на Королевский кубок. В августе 1927 года D.H.71 Tiger Moth все же установил рекорд скорости для самолетов данного типа - 300,09 км/ч. Однако, самолеты D.H.71 постигла печальная участь: первый разбился во время подготовки к авиационной гонке, второй был уничтожен в октябре 1940 года во время авиационного налета.
Ниже на фото DH.60T Tiger Moth:
Успех гражданского самолета Tiger Moth вызвал появление военного варианта. Самолет DH.60T Moth Trainer поставлялся в больших количествах за границу, например, в Бразилию, Китай, Египет, Ирак и Швецию. Самолет DH.60T был усилен для полетов с бо́льшим весом и возможности нести четыре 9-кг бомбы под фюзеляжем. Кроме того, машина оснащалась фотопулеметом или разведывательной аэрофотокамерой и была способна выполнять различные тренировочные задания. Несущие подкосы были наклонены вперед к переднему узлу крепления крыла, двери кабины увеличены - для обеспечения экстренного выхода из передней части кабины в случае возникновения опасности. Но стойки центроплана все также окружали переднюю часть кабины, поэтому на новом тренировочном самолете, спроектированном в соответствии с техническим заданием 15/31, их сдвинули вперед для облегчения выхода. На самолете был установлен двигатель de Havilland Gipsy III мощностью 120 л. с., а его капот со скошенными обводами обеспечивал улучшенный обзор из кабины.
Самолеты, имевшие обозначение D.H. 60Т, но с именем Tiger Moth, были выпущены в количестве восьми единиц.
DH.82A Tiger Moth
Информация по основным вариантам британского самолета:
De Havilland DH.60 Moth - военная учебная версия.
DH.82 Tiger Moth (Tiger Moth I) - двухместный самолет с поршневым двигателем мощностью 120 л.с. (89 кВт).
DH.82C Tiger Moth - с лыжами и подогревом кабины для полетов в холодных условиях.
PT-24 Moth
DH.82B Queen Bee - беспилотный радиоуправляемый самолет-мишень. Выпущено 380 самолетов. Имел фюзеляж самолета Moth Major, крылья самолета Tiger Moth, двигатель Gipsy Major, генератор электроэнергии, приводимый в движение воздухом, и топливный бак с увеличенным объемом.
Далее (после DH.60T Moth Trainer) появился самолет с увеличенным поперечным V и стреловидностью нижнего крыла - он и получил обозначение de Havilland DH. 82 Tiger Moth, а 26 октября 1931 года он впервые совершил полет. Было заказано 35 машин, в ноябре 1931 года были совершены первые поставки.
Tiger Moth
Согласно техническому заданию T.6/33 с целью оценки Королевскими ВВС Великобритании были созданы два самолета с двумя поплавками братьев Шорт. Затем Де Хэвилленд разработала улучшенную модификацию данного самолета с двигателем Gipsy Major (130 л.с.) и обшивкой из клееной фанеры вместо полотна в задней части фюзеляжа. Самолет обозначили DH.82A, и полученное от Королевских ВВС имя - Tiger Moth II, поступил заказ на 50 машин, над задней кабиной которых устанавливались колпаки для обучения "слепым" полетам.
Перед началом Второй мировой войны самолеты Tiger Moth производили по лицензии в Норвегии, Португалии и Швеции, а также в Канаде компанией de Havilland Aircraft, которая позже произвела 1520 самолетов DH.82C (зимняя версия) с двигателем Gipsy Major мощностью 145 л.с., с измененным капотом, со скользящим фонарем и подогревом кабины, колесными тормозами и хвостовым колесом вместо тормозного костыля на стандартных версиях. 200 самолетов DH.82C были заказаны для ВВС Армии США, получив обозначение PT-24. Надо отметить, что на некоторых самолетах устанавливались двигатель Menasco Pirate из-за нехватки Gipsy Major.
После того, как началась Вторая мировая война, на самолеты Де Хэвилленд "Тайгер Мот" поступали более крупные заказы, кроме того гражданские самолеты привлекались в Королевские ВВС в качестве связных и учебно-тренировочных. Было построено:
795 самолетов в Хэтфилде;
3500 самолетов созданы на производственных площадях компании Morris Motors Ltd в Коули;
345 самолетов построила de Havilland Aircraft в Новой Зеландии;
1085 самолетов произвела австралийская компания de Havilland Aircraft Ptay.
Через две недели после начала войны (17 сентября 1939 года) было объявлено о создании связной эскадрильи Британского экспедиционного корпуса - подразделение "А" (позже 81-я эскадрилья), направленной во Францию. Зимой и следующей весной подразделения "Tiger Moth" работали в Северной Франции, выполняя до дюнкеркской эвакуации различные связные обязанности, затем вспомогательные самолеты были перебазированы в Британию. В декабре 1939 года пять береговых патрульных эскадрилий, из шести формировавшихся, были оснащены самолетами Tiger Moth. Но это было не эффективно, так как при звуке двигателя подводные лодки уходили на глубину.
Самолеты Tiger Moth готовили к роли боевого самолета для противодействия наступающим немецким войскам. Специально сконструированные держатели на восемь 9-кг бомб должны были устанавливаться в нижней части кабины или под крыльями, которых изготовили около 1500 единиц и разослали в летные школы. Но применить их так и не пришлось. Небольшое количество самолетов Tiger Moth в 224-й группе эскадрилий связи на Дальнем Востоке переоборудовали в санитарные самолеты. Отделение, закрытое крышкой, для носилок 183 см находилось за кабиной в задней части фюзеляжа.
И, конечно, основная роль самолетов Tiger Moth - учебно-тренировочная. Ими были оснащены:
более 28 британских летных школ первоначального обучения,
25 - в Канаде (а также 4 школы радистов),
12 - в Австралии,
4 - в Родезии (а также летная инструкторская школа),
7 - в Южной Африке,
2 - в Индии.
После Второй мировой войны
К концу Второй мировой войны было выпущено более 8000 самолетов Де Хэвилленд "Тайгер Мот", многие из которых перевели из Королевских ВВС для гражданских и военных целей в Бельгию, Францию и Нидерланды. На гражданском рынке самолеты данного типа стали доступны, как в Великобритании, так и в других странах мира. Tiger Moth эксплуатировались, как тренировочные и спортивные самолеты, так и в сельскохозяйственной авиации.
После Второй мировой войны 22 резервные летные школы и 18 университетских воздушных эскадрилий летали на Де Хэвилленд "Тайгер Мот", но до 1953 года большая часть этих самолетов заменили de Havilland Chipmunk.
Много самолетов Tiger Moth были переделаны, чаще это было связано с закрытыми кабинами. А, например, британская компания Jackaroo Aircraft Ltd разработала самолет с использованием более широкого фюзеляжа на четыре пассажира, размещавшихся попарно бок о бок. Самолетов, получивших обозначение Thruxton Jackaroo, было создано 19 экземпляров (и с открытой, и с закрытой кабиной) в период с 1957 по 1959 годы.
Источники:
Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".