Учебно-тренировочный самолет Майлс "Маджистер"
|
Британский учебный самолет Miles M.14 Magister
До начала второй мировой войны в школе резервистов достаточно успешно использовались самолеты Hawk Trainer. Министерство авиации, приняв решение эксплуатировать самолеты данного типа в интересах британских ВВС, предложила фирме произвести доработку машины в соответствии с требованиями спецификации Т.40/36. Была пересмотрена конструкция самолета, увеличена кабина, кроме этого машина отличалась наличием сиденьев под парашюты, а также оснащением комплектом приборов для обучения "слепым" полетам.
В апреле 1937 года Miles M.14 Magister впервые поднялся в небо. Через некоторое время, при проведении официальных испытаний, был выявлен ряд неисправностей, которые устранили, несколько изменив конструкцию, а самолет получил обозначение M.14A. В первой половине 1937 года было организовано серийное производство, а в мае 1937 года начались поставки британским ВВС (в летные школы Королевских ВВС). Также был создан М.14В, вариант под двигатель Блэкберн "Циррус Мэйджор" 135 л. с. Контракт с британскими ВВС предусматривал изготовление 1229 самолетов. Первоначально строили до 15 самолетов в неделю.
Это был первый тренировочный моноплан Королевских Военно-воздушных сил. "Мэджистер" хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации. Самолет с отличной управляемостью и устойчивостью, на котором разрешалось выполнять весь комплекс фигур высшего пилотажа без каких-либо ограничений. Самолетами Magister были оснащены 16 летных школ начального обучения и Центральная летная школа; последний экземпляр был списан в 1948 году. Эти самолеты использовали также Британская армия и Военно-морская авиация.
До начала второй мировой войны два самолета данного типа попали в СССР. Один, с заводским номером 480, в феврале 1937 года был закуплен через фирму "Аркос". В документах самолет проходил под наименованием "Хок", и по всем параметрам соответствовал серийному М.14. Летом машина прошла испытания в НИИ ВВС. Второй "Мэджистер", ранее принадлежавший эстонским ВВС, попал в ВВС РККА в 1940 году после присоединения прибалтийских республик.
К началу второй мировой войны Miles M.14 Magister уже были основными самолетами в летных школах. Их применяли непосредственно в строевых частях - для поддержания летной формы, выработки навыков "слепого" полета и как связные. Самолет также применялся для подготовки пилотов самолетов Спитфайр и Харрикейн. Кроме этого, Miles Magister поставлялись не только в ВВС, но и в аэроклубы, а также за рубеж. После окончания второй мировой войны, еще рабочие самолеты были сняты с вооружения и проданы в аэроклубы, частным владельцам и Военно-воздушным силам нескольких стран.
Некоторые самолеты переоборудовали в одноместные или устанавливали закрытые фонари кабин. После проведения капитального ремонта, компания "Miles" поставляла самолеты под обозначением Hawk Trainer Мк.III. В общей сложности "Miles" изготовила 1293 самолета, еще 100 машин построили в Турции по лицензии после испытаний четырех M.18, созданных "Miles". Такие самолеты экспортировались в такие страны, как:
- Египет (42 самолета),
- Ирландия (15 машин),
- Новая Зеландия (2 единицы).
Основные характеристики самолета Miles M.14 Magister
Экипаж, чел. |
2 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
583 |
максимальная взлетная |
862 |
Размах крыла, м |
10,31 |
Длина, м |
7,51 |
Высота, м |
2,03 |
Площадь крыла, м2 |
16,35 |
Двигатель |
1 ПД De Havilland Gipsy Major 1 |
Мощность, л.с. |
1 х 130 |
Макс. скорость, км/ч |
212 |
Крейсерская скорость, км/ч |
186 |
Практическая дальность, км |
610 |
Практический потолок, м |
5500 |
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Владимир Котельников. "Хок" для командарма Алксниса.
- Виктор Нескороженный. Его года - его богатство...
- Miles Aircraft. M.14 Magister and M.14 Hawk Trainer III.