Штурмовик армейский тип 99 Mitsubishi Ki-51
Под тактико-технические требования от 1937 года на самолет-штурмовик построили два опытных образца Мицубиси Ki-51, оснащенных двигателями Мицубиси На-26-II, и прошедших испытания летом 1939 года. За опытными самолетами последовало изготовление 11 самолетов для эксплуатационных испытаний, которые обладали броневой защитой двигателя и экипажа. В серийном производстве получили обозначение Армейский Тип 99 Ударный Самолет (Army Type 99 Assault Plane), позднее названные союзниками Соня (Sonia). Общий серийный выпуск составил более 2 тысяч самолетов. Они эксплуатировались длительное время, но были весьма уязвимы при атаках истребителей союзников.

Японский штурмовик-разведчик Mitsubishi Ki-51

армейский штурмовикВ декабре 1937 году воздушный штаб армии по предложению одного из ведущих пилотов армии капитана Юзо Фуджита подготовил спецификации на штурмовик, призванный заменить легкий бомбардировщик Ki-30. По сравнению с последним новый самолет, названный Ки 51, был меньше, главный упор был сделан на маневренность, живучесть и возможность применения с передовых фронтовых аэродромов. В феврале 1938 года задание было пересмотрено: максимальная скорость требовалась в 420 км/ч на высоте 2000 м, взлетный вес 2700 кг, двигатель Мицубиси Ha 26-II воздушного охлаждения, бомбовая нагрузка в двенадцать 15 кг или четыре 50 кг бомбы, вооружение из двух пулеметов для стрельбы вперед и одного оборонительного назад.

Самолет Кi-51 создавался теми же конструкторами, что и Кi-30, и очень напоминал предшественника, только была несколько сокращена по длине кабина, что обеспечило более тесное взаимодействие членов экипажа. У второго члена экипажа было двойное управление и минимально необходимое приборное оборудование. Небольшая бомбовая нагрузка позволила отказаться от бомбоотсека. В результате самолет получил конфигурацию низкоплана, сократив тем самым длину неубираемых стоек шасси. Капотирование двигателя Ha 26-II стало более плотным, трехлопастный винт изменяемого шага получил большой кок. Два пулемета калибра 7,7 мм были установлены в крыльях, а третий в задней части кабины обеспечивал защиту хвоста.

штурмовик периода второй мировой войны

Японский штурмовик армейский тип 99 Ki-51 вид сбоку

Первый опытный самолет был готов в июне 1939 года, второй в августе. Вслед за ними последовала установочная партия из 11 машин, выпущенных с сентября по декабрь 1939 года. В процессе эксплуатации машины получили несколько доработок: откидной фонарь был заменен на сдвижной назад, на крыле появился фиксированный предкрылок, улучшивший управляемость на малых скоростях, а под кабиной были установлены 6 мм бронеплиты. Одна из этих машин была доработана по требованию армии в разведчик оборудование задней кабины было заменено фотокамерами. Этот самолет планировался в качестве тактического разведчика армейский тип 99 Кi-51а, но испытания позволили заключить, что проще использовать серийные самолеты Кi-51 доработанные в полевых условиях. Так что специального обозначения не потребовалось самолеты использовались и в качестве разведчиков, и в качестве штурмовиков. Всего под обозначением штурмовик армейский тип 99 с 1940 по 1944 г Мицубиси выпустила 1459 Кi-51. Во время производства в самолет внесли только две доработки: в передней кромке крыльев установили два 68-литровых бака, а 7,7 мм пулемет тип 89 в задней части кабины был заменен на спарку 12,7 мм пулеметов тип 1.

японский военный самолет

Mitsubishi Ki-51 армейский штурмовик тип 99 вид спереди

Самолет сначала использовался в небе Китая, а потом по всему Тихому океану, и везде действовал отлично. Несмотря на небольшую скорость, не позволявшую уйти от истребителя, самолет полюбился экипажам за живучесть, маневренность, легкость в управлении и обслуживании, за способность действовать с неподготовленных аэродромов. Самолет был настолько удачным, что в 1944 г на первом армейском воздушном арсенале в Тачикаве даже пустили новую сборочную линию. Всего армейский арсенал с 1941 года по 1945 год поставил 913 Кi-51. В последние месяцы войны Ки 51 использовались как самолеты для камикадзе с одной 250 кг бомбой под фюзеляжем. После поражения Японии несколько Кi-51, брошенных на Яве и в Суматре некоторое время использовались против голландских войск индонейзийскими повстанцами.

самолет армейский

Штурмовик Японской императорской армии Mitsubishi Ki-51 тип 99 вид сверху

В 1941 году инженеры с Мансю Хикоки сейзо КК были переведены в Тачикава на армейский арсенал для создания на базе самолета специального тактического разведчика Кi-71. Самолет был оснащен двигателем Мицубиси Ha 112-II мощностью 1500 л.с, в крыло были установлены две 20 мм пушки Ho 5, шасси стало убираемым. Максимальная скорость Кi-71 достигала только 470 км/ч, и самолет в серию не был пущен. Правда, о разработке нового самолета узнали союзники, присвоив ему обозначение "Эдна".

Модель
Ki-51
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
12,10
Длина, м
9,21
Высота, м
2,73
Площадь крыла, м2
24,02
Силовая установка
1хАрмейский тип 99 модель 2
Мощность, л.с
1х940
Масса пустого, кг
1873
Нормальная взлетная, кг
2798
Максимальная взлетная, кг
2920
Макс. скорость, км/час
424
Крейсерская скорость , км/час
320
Скороподъёмность, м/мин
505
Практический потолок, м
8270
Практическая дальность, км
1060
Вооружение, пулеметы, мм
3х7,7 пулемета тип 89
Вооружение, бомбы, кг
200-300

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Евгений Аранов. Легкий штурмовик Ki-51.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме