|
Штурмовик армейский тип 99 Mitsubishi Ki-51
|
Под тактико-технические требования от 1937 года на самолет-штурмовик построили два опытных образца Мицубиси Ki-51, оснащенных двигателями Мицубиси На-26-II, и прошедших испытания летом 1939 года. За опытными самолетами последовало изготовление 11 самолетов для эксплуатационных испытаний, которые обладали броневой защитой двигателя и экипажа. В серийном производстве получили обозначение Армейский Тип 99 Ударный Самолет (Army Type 99 Assault Plane), позднее названные союзниками Соня (Sonia). Общий серийный выпуск составил более 2 тысяч самолетов. Они эксплуатировались длительное время, но были весьма уязвимы при атаках истребителей союзников.
Японский штурмовик-разведчик Mitsubishi Ki-51
В декабре 1937 году воздушный штаб армии по предложению одного из ведущих пилотов армии капитана Юзо Фуджита подготовил спецификации на штурмовик, призванный заменить легкий бомбардировщик Ki-30. По сравнению с последним новый самолет, названный Ки 51, был меньше, главный упор был сделан на маневренность, живучесть и возможность применения с передовых фронтовых аэродромов. В феврале 1938 года задание было пересмотрено: максимальная скорость требовалась в 420 км/ч на высоте 2000 м, взлетный вес 2700 кг, двигатель Мицубиси Ha 26-II воздушного охлаждения, бомбовая нагрузка в двенадцать 15 кг или четыре 50 кг бомбы, вооружение из двух пулеметов для стрельбы вперед и одного оборонительного назад.
Самолет Кi-51 создавался теми же конструкторами, что и Кi-30, и очень напоминал предшественника, только была несколько сокращена по длине кабина, что обеспечило более тесное взаимодействие членов экипажа. У второго члена экипажа было двойное управление и минимально необходимое приборное оборудование. Небольшая бомбовая нагрузка позволила отказаться от бомбоотсека. В результате самолет получил конфигурацию низкоплана, сократив тем самым длину неубираемых стоек шасси. Капотирование двигателя Ha 26-II стало более плотным, трехлопастный винт изменяемого шага получил большой кок. Два пулемета калибра 7,7 мм были установлены в крыльях, а третий в задней части кабины обеспечивал защиту хвоста.
Японский штурмовик армейский тип 99 Ki-51 вид сбоку
Первый опытный самолет был готов в июне 1939 года, второй в августе. Вслед за ними последовала установочная партия из 11 машин, выпущенных с сентября по декабрь 1939 года. В процессе эксплуатации машины получили несколько доработок: откидной фонарь был заменен на сдвижной назад, на крыле появился фиксированный предкрылок, улучшивший управляемость на малых скоростях, а под кабиной были установлены 6 мм бронеплиты. Одна из этих машин была доработана по требованию армии в разведчик оборудование задней кабины было заменено фотокамерами. Этот самолет планировался в качестве тактического разведчика армейский тип 99 Кi-51а, но испытания позволили заключить, что проще использовать серийные самолеты Кi-51 доработанные в полевых условиях. Так что специального обозначения не потребовалось самолеты использовались и в качестве разведчиков, и в качестве штурмовиков. Всего под обозначением штурмовик армейский тип 99 с 1940 по 1944 г Мицубиси выпустила 1459 Кi-51. Во время производства в самолет внесли только две доработки: в передней кромке крыльев установили два 68-литровых бака, а 7,7 мм пулемет тип 89 в задней части кабины был заменен на спарку 12,7 мм пулеметов тип 1.
Mitsubishi Ki-51 армейский штурмовик тип 99 вид спереди
Самолет сначала использовался в небе Китая, а потом по всему Тихому океану, и везде действовал отлично. Несмотря на небольшую скорость, не позволявшую уйти от истребителя, самолет полюбился экипажам за живучесть, маневренность, легкость в управлении и обслуживании, за способность действовать с неподготовленных аэродромов. Самолет был настолько удачным, что в 1944 г на первом армейском воздушном арсенале в Тачикаве даже пустили новую сборочную линию. Всего армейский арсенал с 1941 года по 1945 год поставил 913 Кi-51. В последние месяцы войны Ки 51 использовались как самолеты для камикадзе с одной 250 кг бомбой под фюзеляжем. После поражения Японии несколько Кi-51, брошенных на Яве и в Суматре некоторое время использовались против голландских войск индонейзийскими повстанцами.
Штурмовик Японской императорской армии Mitsubishi Ki-51 тип 99 вид сверху
В 1941 году инженеры с Мансю Хикоки сейзо КК были переведены в Тачикава на армейский арсенал для создания на базе самолета специального тактического разведчика Кi-71. Самолет был оснащен двигателем Мицубиси Ha 112-II мощностью 1500 л.с, в крыло были установлены две 20 мм пушки Ho 5, шасси стало убираемым. Максимальная скорость Кi-71 достигала только 470 км/ч, и самолет в серию не был пущен. Правда, о разработке нового самолета узнали союзники, присвоив ему обозначение "Эдна".
Модель
|
Ki-51
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
12,10
|
Длина, м
|
9,21
|
Высота, м
|
2,73
|
Площадь крыла, м2
|
24,02
|
Силовая установка
|
1хАрмейский тип 99 модель 2
|
Мощность, л.с
|
1х940
|
Масса пустого, кг
|
1873
|
Нормальная взлетная, кг
|
2798
|
Максимальная взлетная, кг
|
2920
|
Макс. скорость, км/час
|
424
|
Крейсерская скорость , км/час
|
320
|
Скороподъёмность, м/мин
|
505
|
Практический потолок, м
|
8270
|
Практическая дальность, км
|
1060
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
3х7,7 пулемета тип 89
|
Вооружение, бомбы, кг
|
200-300
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Евгений Аранов. Легкий штурмовик Ki-51.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|