Самолет непосредственной поддержки армейский тип 98 Tachikawa Ki-36
|
Таchikawa Ki-36/Ki-55, он же - самолет повышенной летной подготовки армейский Tachikawa Ki-55 тип 99
"Тачикава Хикоки Кабусики Кайса" проходил испытания в 1938 году. В мае 1937 гада Коку Хомбу объявил конкурс на одномоторный двухместный самолет непосредственной поддержки войск, отличающийся высокими скоростными характеристиками и способный действовать с передовых необорудованных аэродромов В требованиях к нему особое внимание было уделалось хорошему обзору из кабины и высокой маневренности на малых высотах. В конкурсе приняли участие фирмы "Мицубиси" и "Тачикава", представившие заказчику предварительные проекты Ki-35 и Ki-36 соответственно.
После их рассмотрения заказ на постройку двух прототипов довольно неожиданно получила "Тачикава".
![Японский самолет непосредственной поддержки армейский тип 98 Tachikawa Ki-36 самолет армейский тип 98](/images/stories/ww2/japan/ki-36/ki-36_01.jpg)
Японский самолет непосредственной поддержки армейский тип 98 Tachikawa Ki-36 вид сбоку
Самолет Ki-3б, созданный коллективом небольшой и сравнительно молодой фирмы "Тачикава" под руководством Рекичи Эндо, представлял собой максимально облегченный и предельно простой по конструкции низкоплаи с неубнраемым шасси и крылом большой плошали - для обеспечения низкой нагрузки и, как следствие, хорошей управляемости и маневренности, другой же цели призваны были служить и рулевые поверхности, также имевшие необычно большую площадь. Для обеспечения хорошего обзора фонарь двухместной кабины получил большую площадь остекления, а в полу в районе рабочего места стрелка-наблюдателя было выполнено специальное окно.
![Tachikawa Ki-36 самолет непосредственной поддержки армейский тип 98 японский самолет периода второй мировой войны](/images/stories/ww2/japan/ki-36/ki-36_02.jpg)
Tachikawa Ki-36 самолет непосредственной поддержки армейский тип 98 вид сверху
Первый самолет Ki-36 поднялся в воздух 20 апреля 1038 года. На нем был установлен 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Хитачи На-13 мощностью 450 л.с. Вооружение самолета состояло из двух 7,7-мм пулеметов тип 89, один из которых неподвижно монтировался над двигателем, а второй располагался в кабине и был предназначен для защиты от атак истребителей противника сзади.
![Японский самолет периода Второй мировой войны Ki-36 Tachikawa японский армейский самолет](/images/stories/ww2/japan/ki-36/ki-36_03.jpg)
Японский самолет периода Второй мировой войны Ki-36 Tachikawa вид спереди
На размещенных под крылом узлах внешней подвески штурмовик Ki-36 мог нести десять осколочных бомб массой (от 12,5 до 15 кг. В ходе летных испытаний первый Ki-36 продемонстрировал отличные взлетно-посадочные характеристики и неплохую управляемость, правда был выявлен такой недостаток, как срыв потока на законцовках крыла. Чтобы избавиться от этого, второй прототип был оснащен небольшими щелевыми предкрылками.
![Японский самолет повышенной летной подготовки армейский тип 99 Tachikawa Ki-55 самолет повышенной летной подготовки](/images/stories/ww2/japan/ki-55/ki-55_01.jpg)
Японский самолет повышенной летной подготовки армейский тип 99 Tachikawa Ki-55 вид сбоку
В таком виде Ki-36 с мощным (510 л.с.) двигателем Хитачи На-1 За был направлен в серийное производство под обозначением "Армейский самолет непосредственной поддержки Тип 98". До января 1944 года, когда выпуск самолетов Ki-36 прекратили, было построено 1334 самолета, из них 872 - на заводе фирмы "Тачикава" и 472 - на заводе фирмы -"Кавасаки".
![Японский учебный самолет периода Второй мировой войны Tachikawa Ki-55 японский учебный самолет](/images/stories/ww2/japan/ki-55/ki-55_02.jpg)
Японский учебный самолет периода Второй мировой войны Tachikawa Ki-55 вид спереди
Легкость пилотирования и высокая надежность делали Ki-36 машиной, идеально подходящей для подготовки пилотов на заключительном этапе обучения. Для этих целей был разработан специальный учебный вариант, получивший обозначение Ki-55 ("Армейский самолет повышенной летной подготовки тип 99").
![Учебный самолет Японской императорской армии Tachikawa Ki-55 самолет японской императорской армии](/images/stories/ww2/japan/ki-55/ki-55_03.jpg)
Учебный самолет Японской императорской армии Tachikawa Ki-55 вид сверху
Он отличался от Ki-36 отсутствием дополнительного оборудования. окна в поду и заднего пулемета. С сентября 1939 по декабрь 1943 года было изготовлено 1389 самолетов Ki-55 (1078 - на заводе "Тачикава" и 311 - на заводе "Кавасаки") Кроме того, специалистами фирмы "Тачикава" был создан улучшенный вариант Ki-3б с убираемым шасси и 600-сильным двигателем воздушного охлаждения Хитачи На-38.
Модель
|
Ki-36 (Ki-55)
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
11,80
|
Длина, м
|
8,00
|
Высота, м
|
3,64
|
Площадь крыла, м2
|
20,00
|
Силовая установка
|
1хHitachi Ha-13a
|
Мощность, л.с
|
470
|
Масса пустого, кг
|
1247 (1292)
|
Нормальная взлетная, кг
|
нет данных
|
Максимальная взлетная, кг
|
1660 (1721)
|
Макс. скорость, км/час
|
348 (349)
|
Крейсерская скорость , км/час
|
236 (235)
|
Скороподъёмность, м/мин
|
448 (454)
|
Практический потолок, м
|
8150 (8200)
|
Практическая дальность, км
|
1235 (1060)
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2х7,7 тип 89
|
Вооружение, бомбы, кг
|
150
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Евгений Аранов. Армейский ближний разведчик/легкий штурмовик Tachikawa Ki-36 (98-Chokkyo).
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.