Самолет непосредственной поддержки армейский тип 98 Tachikawa Ki-36
Многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками - разведчик, штурмовик и самолет связи. Одномоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси (колеса в обтекателях). Спроектирован в КБ фирмы Тачикава хикоки под руководством Р. Эндо. Опытный образец Кi-36 совершил свой первый полет в апреле 1938 года. Серийное производство развернуто с ноября 1938 года. Всего построено 2723 самолета Кi-36 и Кi-55, в том числе 1334 боевых Кi-36. Кi-36 был принят на вооружение японской армии в конце 1938 года как тип 98, с вооружения японской армии не снимался до капитуляции Японии.

Таchikawa Ki-36/Ki-55, он же - самолет повышенной летной подготовки армейский Tachikawa Ki-55 тип 99

самолет непосредственной поддержки"Тачикава Хикоки Кабусики Кайса" проходил испытания в 1938 году. В мае 1937 гада Коку Хомбу объявил конкурс на одномоторный двухместный самолет непосредственной поддержки войск, отличающийся высокими скоростными характеристиками и способный действовать с передовых необорудованных аэродромов В требованиях к нему особое внимание было уделалось хорошему обзору из кабины и высокой маневренности на малых высотах. В конкурсе приняли участие фирмы "Мицубиси" и "Тачикава", представившие заказчику предварительные проекты Ki-35 и Ki-36 соответственно.

После их рассмотрения заказ на постройку двух прототипов довольно неожиданно получила "Тачикава".

самолет армейский тип 98

Японский самолет непосредственной поддержки армейский тип 98 Tachikawa Ki-36 вид сбоку


Самолет Ki-3б, созданный коллективом небольшой и сравнительно молодой фирмы "Тачикава" под руководством Рекичи Эндо, представлял собой максимально облегченный и предельно простой по конструкции низкоплаи с неубнраемым шасси и крылом большой плошали - для обеспечения низкой нагрузки и, как следствие, хорошей управляемости и маневренности, другой же цели призваны были служить и рулевые поверхности, также имевшие необычно большую площадь. Для обеспечения хорошего обзора фонарь двухместной кабины получил большую площадь остекления, а в полу в районе рабочего места стрелка-наблюдателя было выполнено специальное окно.

японский самолет периода второй мировой войны

Tachikawa Ki-36 самолет непосредственной поддержки армейский тип 98 вид сверху

Первый самолет Ki-36 поднялся в воздух 20 апреля 1038 года. На нем был установлен 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Хитачи На-13 мощностью 450 л.с. Вооружение самолета состояло из двух 7,7-мм пулеметов тип 89, один из которых неподвижно монтировался над двигателем, а второй располагался в кабине и был предназначен для защиты от атак истребителей противника сзади.

японский армейский самолет

Японский самолет периода Второй мировой войны Ki-36 Tachikawa вид спереди

На размещенных под крылом узлах внешней подвески штурмовик Ki-36 мог нести десять осколочных бомб массой (от 12,5 до 15 кг. В ходе летных испытаний первый Ki-36 продемонстрировал отличные взлетно-посадочные характеристики и неплохую управляемость, правда был выявлен такой недостаток, как срыв потока на законцовках крыла. Чтобы избавиться от этого, второй прототип был оснащен небольшими щелевыми предкрылками.

самолет повышенной летной подготовки

Японский самолет повышенной летной подготовки армейский тип 99 Tachikawa Ki-55 вид сбоку

В таком виде Ki-36 с мощным (510 л.с.) двигателем Хитачи На-1 За был направлен в серийное производство под обозначением "Армейский самолет непосредственной поддержки Тип 98". До января 1944 года, когда выпуск самолетов Ki-36 прекратили, было построено 1334 самолета, из них 872 - на заводе фирмы "Тачикава" и 472 - на заводе фирмы -"Кавасаки".

японский учебный самолет

Японский учебный самолет периода Второй мировой войны Tachikawa Ki-55 вид спереди

Легкость пилотирования и высокая надежность делали Ki-36 машиной, идеально подходящей для подготовки пилотов на заключительном этапе обучения. Для этих целей был разработан специальный учебный вариант, получивший обозначение Ki-55 ("Армейский самолет повышенной летной подготовки тип 99").

самолет японской императорской армии

Учебный самолет Японской императорской армии Tachikawa Ki-55 вид сверху

Он отличался от Ki-36 отсутствием дополнительного оборудования. окна в поду и заднего пулемета. С сентября 1939 по декабрь 1943 года было изготовлено 1389 самолетов Ki-55 (1078 - на заводе "Тачикава" и 311 - на заводе "Кавасаки") Кроме того, специалистами фирмы "Тачикава" был создан улучшенный вариант Ki-3б с убираемым шасси и 600-сильным двигателем воздушного охлаждения Хитачи На-38.

Модель
Ki-36 (Ki-55)
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
11,80
Длина, м
8,00
Высота, м
3,64
Площадь крыла, м2
20,00
Силовая установка
1хHitachi Ha-13a
Мощность, л.с
470
Масса пустого, кг
1247 (1292)
Нормальная взлетная, кг
нет данных
Максимальная взлетная, кг
1660 (1721)
Макс. скорость, км/час
348 (349)
Крейсерская скорость , км/час
236 (235)
Скороподъёмность, м/мин
448 (454)
Практический потолок, м
8150 (8200)
Практическая дальность, км
1235 (1060)
Вооружение, пулеметы, мм
2х7,7 тип 89
Вооружение, бомбы, кг
150

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Евгений Аранов. Армейский ближний разведчик/легкий штурмовик Tachikawa Ki-36 (98-Chokkyo).
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме