Легкий бомбардировщик Японской Императорской армии Mitsubishi Ki-30
Опытный самолет Мицубиси Ki-30 впервые поднялся в воздух 28 февраля 1937 года. Компания построила два таких планера, и второй из них, оснащенный более мощным двигателем, совершил полет вскоре после первого. Эта машина показала летные характеристики, превосходящие предъявлявшиеся требования. Поэтому компания получила немедленный заказ на постройку 16 испытательных образцов. Они были поставлены в январе 1938 года, а два месяца спустя было начато серийное производство самолетов Ki-30 под обозначением Армейский Тип 97 легкий Бомбардировщик (Army Type 97 Light Bomber).

Легкий бомбардировщик армейской авиации Мitsubishi Ki-30

японский бомбардировщик В мае 1936 года Коку Хомбу поручит фирмам "Мицубиси" и "Кавасаки" спроектировать одномоторный легкий бомбардировщик, который должен был заменить в войсках устаревшие самолеты Мицубиси Ki-2 и Кавасаки Ki-3. В соответствии с требованиями спецификации новая боевая машина, предназначенная для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя, должна была набирать высоту в 3000 метров не более чем за 8 минут, развивать на этой высоте максимальную скорость более 400 км/ч, нести бомбовую нагрузку в пределах 300-450 кг. Вооружение должно было состоять из двух синхронизированных 7,7-мм пулеметов: одного, стрелявшего вперед и второго - на подвижной установке у стрелка. Для оснащения самолета разработчикам были предложены три типа двигателей: два мотора воздушного охлаждения (Мицубиси На-6 мощностью 825 л.с., и Накадзима На-5 мощностью 850 л.с.), третий - жидкостного (850-сильный Кавасаки На-9-IIb).

На "Мицубиси" проектные работы над новой машиной, получившей обозначение Ki-30, велись под руководством полковника Комамура. Первоначально планировалось использовать шасси с убираемыми стойками, однако продувка в аэродинамической трубе показала, что возросшая масса машины и сложность системы уборки не компенсируются полностью выигрышем в скорости, и от этой идеи отказались.  Первый Японский бомбардировщик периода Второй мировой войны Ki-30 поднялся в воздух 28 февраля 1937 года. Он был оснащен двигателем Мицубиси На-6 мощностью 82S л.с и продемонстрировал весьма неплохие характеристики.

полет японского бомбардировщика

Бомбардировщик Японской Императорской армии Mitsubishi Ki-30 бомбит корабль неприятеля

Тем не менее на второй прототип было решено установить более мощный двигатель Накадзима На-5. В результате летно-технические показатели еще более улучшились, а максимальная скорость на высоте 4000 м достигла 432 км/ч, что превзошло самые оптимистичные ожидания заказчика, бомбардировщик Ki-30 был признан победителем конкурса, и фирма "Мицубиси" получила заказ на постройку партии из 16 самолетов - для эксплуатационных испытаний. Их сборка была завершена в январе 1938 года, а от прототипов они отличались двигателями - на них устанавливались усовершенствованные моторы Накадзима На-5 KAI мощностью 950 л.с.

боковая проекция самолета

Вид сбоку на военный самолет Mitsubishi Ki-30

Кроме того, была изменена конструкция обтекателей стоек шасси, что облегчило использование бомбардировщиков с полевых аэродромов, и неподвижный стреляющий вперед пулемет был перенесен со стойки шасси в крыло. В марте 1938 года Японский военный самолет Ki-30, получивший официальное обозначение "Легкий армейский бомбардировщик Тип 97", был запущен в серийное производство.

вид сверху на бомбардировщик

"Легкий армейский бомбардировщик Тип 97" Mitsubishi Ki-30

До апреля 1940 гада на заводе "Мицубиси" в Нагое было выпущено 618 самолетов. Еще 68 машин построили нa первом авиационном арсенале армии в городе Тачикава. В боевых действиях бомбардировщик Японской Императорской армии Ki-30 был впервые использован в 1938 году в Юттае. где он подтвердил свою высокую эффективность, правда, при условии сопровождения истребителями.

передняя часть японского самолета

Вид спереди на Японский военный самолет Мицубиси Ki-30

Определенных успехов добились японские бомбардировщики Ki-30 и на начальном этапе войны на Тихом океане. Но после того, как истребительная авиация союзников активизировала действия на этом театре боевых действий, самолеты Ki-30 (кодовое наименование "Энн") начали нести огромные потери и вскоре были выведены из подразделений первой линии. В конце Второй мировой войны многие уцелевшие машины закончили свой боевой путь, пилотируемые пилотами-камикадзе.

Модель
Ki-30-IIb
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
14,55
Длина, м
10,34
Высота, м
3,645
Площадь крыла, м2
30,58
Силовая установка
1хNakajima Ha-5-KAI
Мощность, л.с, кВт
1х950 (1х708)
Масса пустого, кг
2230
Нормальная взлетная, кг
3322
Макс. допуст. скорость, км/час
442
Макс. скорость, км/час
432
Крейсерская скорость , км/час
380
Скороподъёмность, м/сек
8,3
Практический потолок, м
8570
Практическая дальность, км
1700
Нагрузка на крыло, кг/м2
108,6
Тяговооружённость, Вт/кг
213
Вооружение, пулеметы мм
2х7,7 Тип-89
Вооружение, торпеда, кг
нет
Вооружение, бомбы, кг
450

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Евгений Аранов. Mitsubishi "Army Type 97" легкий бомбардировщик Ki-30 "Ann".
  • Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй мировой войны.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме