Учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-9 Spruce
|
Японский учебно-тренировочный самолет Таchikawa Ki-9 Spruce
Небольшая авиастроительная фирма "Тачикава" не претендуя на лавры таких крупнейших японских авиастроительных компаний, как "Накадзима" или "Mицубиси", сосредоточила в 1930-е годы усилия на разработке и изготовлении простых и дешевых в производстве учебно-тренировочных самолетов. Обойтись без них было невозможно, особенно на этапе бурного развития авиации, а именно такой период в то время переживала авиация Японии.
Первым шагом в данном направлении стало создание в инициативном порядке опытного образца учебного самолета R-5. оснащенного двигателем мощностью 125 л.с. В 1933 году машина прошла испытания, но их результаты военных не удовлетворили - самолет был признан слишком маломощным. Неудача не охладила энтузиазм конструкторов. Напротив, они активизировали свои усилия и в марте 1934 года обсудили требования к будущему учебному самолету с персоналом армейской летной школы в Токорозаве.
Полет учебно-тренировочного самолета Японской Императорской армии Таchikawa Ki-9 Spruce
Через месяц согласованная спецификация была передана на "Тачикаву" вместе с заказом Коку Хомбу на проектирование нового самолета, получившего армейский индекс Ki-9, который можно было бы применять и как учебный и как переходный. Для этого машину предполагалось оснастить достаточно мощным двигателем (350-сильным Хитачи На-13а) и оборудованием для полетов по приборам, а ее конструкция должна была выдерживать 12-кратную перегрузку. Планировалось, что с этим двигателем самолет сможет достигнуть скорости 220 км/ч, а продолжительность полета составит 3,5 часа. Одновременно заказчик поручил разработчикам предусмотреть возможность установки на самолет двигателя Накадзима NZ мощностью всего 150 л.с. В такой комплектации упрощенный вариант машины можно было использовать для начальной подготовки пилотов.
Японский учебно-тренировочный самолет Таchikawa Ki-9 Spruce
К концу 1934 года были изготовлены три опытных самолета Ki-9. Первый из них был оснащен двигателем Хитачи На-13а и поднялся в воздух 7 января 1935 года. Он оказался сложным в управлении и недостаточно маневренным. Кроме того, амортизаторы шасси были слишком жесткими. Специалистам пришлось доработать конструкцию, после чего самолет отправили для официальных испытаний в Токорозаву. За вторым опытным самолетом, с таким же двигателем, поспедовал третий с 7-цилиндровым звездообразным двигателем Накадзима NZ. Из-за использования более легкой силовой установки центр тяжести самолета сместился назад, из-за чего резко ухудшилась управляемость на взлете.
Самолет Японской Императорской армии Таchikawa Ki-9 Spruce
По результатам проведенных в Токорозаве официальных испытаний на вооружение был принят только вариант с двигателем На-13а. Его запустили в серийное производство под обозначением "Армейский учебно-тренировочный самолет для промежуточной летной подготовки Тип 95-1 Модель A" (Ki-9a). В 1939 году эта машина была модернизирована и упрощена, ее фюзеляж стал немного короче, уменьшился полетный вес. Появившийся в результате вариант Тип 95-1 Модель В (Ki-9 КАI) отличался от предшественников лучшей маневренностью и более высокими летными характеристиками.
Армейский учебно-тренировочный самолет для промежуточной летной подготовки Тип 95-1 Модель A" (Ki-9a)
Характерная черта хвостового оперения Ki-9 - очень большая по сравнению с площадью стабилизаторов площадь рулей направления и высоты. Это было сделано для того, чтобы самолет имел лучшую управляемость и маневренность.
Для обучения полетам по приборам самолеты обоих вариантов имели складывающиеся непрозрачные колпаки. Серийное производство самолетов Ki-9 на заводе фирмы "Тачикава" было завершено в 1942 году после выпуска 2395 машин. Еще 220 экземпляров было собрано на заводе компании "Токио Хикоки КК" в последние два года войны. Учебно-тренировочные самолеты Ki-9, получившие у американцев кодовое наименование "Спрюс", применялись по прямому назначению на протяжении всей войны на Тихом океане. Они также поставлялись союзникам Японии: в Таиланд и Маньчжурию, а после войны даже использовались индонезийскими повстанцами в их борьбе с голландскими колонизаторами.
Модель
|
Ki-9
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
10,32
|
Длина, м
|
7,9
|
Высота, м
|
3,1
|
Силовая установка
|
Hitachi Ha-13a
|
Мощность, л.с, кВт
|
350 (261)
|
Масса пустого, кг
|
1015
|
Нормальная взлетная, кг
|
1425
|
Максимальная взлетная, кг
|
1580
|
Макс. скорость, км/час
|
240
|
Продолжительность полета
|
3 часа 30 минут
|
Практический потолок, м
|
5800
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
нет
|
Вооружение, пушки, мм
|
нет
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J. Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.