Учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-9 Spruce
Самолет Tachikawa Ki-9 появился в конце 1934 года и представлял собой двухместный биплан с крыльями разного размаха. Первый из трех опытных образцов совершил полет в 1935 году, тогда же начались серийные поставки. Машина получила обозначение - Армейский учебно-тренировочный самолет для промежуточной летной подготовки Тип 95-I Модель А. После модификации и упрощения, самолет стал называться Армейский Тип 95-I Модель B (Army Type 95-I Model B), или Ki-9 Kai. Серийное производство самолетов Ташикава, насчитывавшее более 2 тысяч единиц, завершилось в 1942 году.

Японский учебно-тренировочный самолет Таchikawa Ki-9 Spruce

учебный самолет Небольшая авиастроительная фирма "Тачикава" не претендуя на лавры таких крупнейших японских авиастроительных компаний, как "Накадзима" или "Mицубиси", сосредоточила в 1930-е годы усилия на разработке и изготовлении простых и дешевых в производстве учебно-тренировочных самолетов. Обойтись без них было невозможно, особенно на этапе бурного развития авиации, а именно такой период в то время переживала авиация Японии.

Первым шагом в данном направлении стало создание в инициативном порядке опытного образца учебного самолета R-5. оснащенного двигателем мощностью 125 л.с. В 1933 году машина прошла испытания, но их результаты военных не удовлетворили - самолет был признан слишком маломощным. Неудача не охладила энтузиазм конструкторов. Напротив, они активизировали свои усилия и в марте 1934 года обсудили требования к будущему учебному самолету с персоналом армейской летной школы в Токорозаве.

японский учебно-тренировочный самолет

Полет учебно-тренировочного самолета Японской Императорской армии Таchikawa Ki-9 Spruce

Через месяц согласованная спецификация была передана на "Тачикаву" вместе с заказом Коку Хомбу на проектирование нового самолета, получившего армейский индекс Ki-9, который можно было бы применять и как учебный и как переходный. Для этого машину предполагалось оснастить достаточно мощным двигателем (350-сильным Хитачи На-13а) и оборудованием для полетов по приборам, а ее конструкция должна была выдерживать 12-кратную перегрузку. Планировалось, что с этим двигателем самолет сможет достигнуть скорости 220 км/ч, а продолжительность полета составит 3,5 часа. Одновременно заказчик поручил разработчикам предусмотреть возможность установки на самолет двигателя Накадзима NZ мощностью всего 150 л.с. В такой комплектации упрощенный вариант машины можно было использовать для начальной подготовки пилотов.

боковая проекция самолета

Японский учебно-тренировочный самолет Таchikawa Ki-9 Spruce

К концу 1934 года были изготовлены три опытных самолета Ki-9. Первый из них был оснащен двигателем Хитачи На-13а и поднялся в воздух 7 января 1935 года. Он оказался сложным в управлении и недостаточно маневренным. Кроме того, амортизаторы шасси были слишком жесткими. Специалистам пришлось доработать конструкцию, после чего самолет отправили для официальных испытаний в Токорозаву. За вторым опытным самолетом, с таким же двигателем, поспедовал третий с 7-цилиндровым звездообразным двигателем Накадзима NZ. Из-за использования более легкой силовой установки центр тяжести самолета сместился назад, из-за чего резко ухудшилась управляемость на взлете.

верхняя проекция самолета

Самолет Японской Императорской армии Таchikawa Ki-9 Spruce

По результатам проведенных в Токорозаве официальных испытаний на вооружение был принят только вариант с двигателем На-13а. Его запустили в серийное производство под обозначением "Армейский учебно-тренировочный самолет для промежуточной летной подготовки Тип 95-1 Модель A" (Ki-9a). В 1939 году эта машина была модернизирована и упрощена, ее фюзеляж стал немного короче, уменьшился полетный вес. Появившийся в результате вариант Тип 95-1 Модель В (Ki-9 КАI) отличался от предшественников лучшей маневренностью и более высокими летными характеристиками.

передняя проекция самолета

Армейский учебно-тренировочный самолет для промежуточной летной подготовки Тип 95-1 Модель A" (Ki-9a)

Характерная черта хвостового оперения Ki-9 - очень большая по сравнению с площадью стабилизаторов площадь рулей направления и высоты. Это было сделано для того, чтобы самолет имел лучшую управляемость и маневренность.

Для обучения полетам по приборам самолеты обоих вариантов имели складывающиеся непрозрачные колпаки. Серийное производство самолетов Ki-9 на заводе фирмы "Тачикава" было завершено в 1942 году после выпуска 2395 машин. Еще 220 экземпляров было собрано на заводе компании "Токио Хикоки КК" в последние два года войны. Учебно-тренировочные самолеты Ki-9, получившие у американцев кодовое наименование "Спрюс", применялись по прямому назначению на протяжении всей войны на Тихом океане. Они также поставлялись союзникам Японии: в Таиланд и Маньчжурию, а после войны даже использовались индонезийскими повстанцами в их борьбе с голландскими колонизаторами.

Модель
Ki-9
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
10,32
Длина, м
7,9
Высота, м
3,1
Силовая установка
Hitachi Ha-13a
Мощность, л.с, кВт
350 (261)
Масса пустого, кг
1015
Нормальная взлетная, кг
1425
Максимальная взлетная, кг
1580
Макс. скорость, км/час
240
Продолжительность полета
3 часа 30 минут
Практический потолок, м
5800
Вооружение, пулеметы, мм
нет
Вооружение, пушки, мм
нет

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J. Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме