Учебно-тренировочный и легкий транспортный самолет Tachikawa Ki-54
Учебно-тренировочный и легкий транспортный самолет разработан в КБ фирмы Тачикава хикоки как учебный бомбардировщик. Опытный образец Кi-54 вышел на испытания в 1940 году. Малая серия самолетов начала строиться в конце 1940 года, массовое производство развернули с 1941 года. Всего собрали 1368 экземпляров (вместе с гражданскими Y-59). Кi-54 состоял на вооружении ВВС японской армии с 1941 года, как тип 1. Серийное производство Кi-54 велось до самого конца войны. Японские пилоты летали на них и после капитуляции (под контролем американцев).

Японский учебно-боевой самолет Таchikawa Ki-54

учебный самолет Эффективность использования боевых самолетов, в первую очередь бомбардировщиков, экипажи которых состоят более чем из одного человека, зависит от уровня подготовки всех без исключения его членов, а также от согласованности их действий. Для этого японской авиации, естественно, были нужны машины, на которых можно было осуществлять обучение не только пилотов, но и штурманов, бомбардиров, радиооператоров, бортстрелков. Причем эти самолеты должны были по уровню характеристик и управляемости соответствовать современным боевым машинам, которые начиная с 1937 года стали поступать на вооружение армейской японской авиации.

С этой целью Коку Хомбу в начале 1939 года поручил фирме "Тачикава", менее чем другие японские авиастроительные компании загруженной выпуском боевых самолетов, разработать двухмоторную многоцелевую машину, которую можно было бы использовать в том числе и для подготовки экипажей бомбардировщиков.Конструкторский коллектив под руководством Риокичи Эндо выбрал для нового самолета, получившего индекс Ki-54, низкопланную компоновочную схему и двигатели воздушного охлаждения Хитачи На-13а (510 л.с.) с воздушными винтами изменяемого шага. Конструкция машины была цельнометаллической за исключением полотняной обшивки элеронов и рулей.

боковая проекция самолета

Учебно-тренировочный самолет Таchikawa Ki-54

В конце лета 1940 года первый японский самолет Второй мировой войны Ki-54 поднялся в воздух. После небольших доработок, вызванных не совсем удачной центровкой, машина была запущена в серийное производство как "Армейский самолет повышенной летной подготовки Тип 1 Модель А" Ki-54a. Этот вариант предназначался для подготовки пилотов, но уже вскоре в серию пошел Ki-54b, позволявший проводить обучение и других членов экипажей бомбардировщиков, в частности стрелков, для чего самолет оборудовали четырьмя подвижными стрелковыми установками с 7,7-мм пулеметами Тип 89 каждая. Модификация Ki-54b стала самой массовой, эти машины применялись практически во всех школах и учебных подразделениях, где готовили летный персонал для бомбардировочной авиации армейских BBC.

верхняя проекция самолета

Таchikawa Ki-54b - учебно-боевой самолет армейский тип 1 модель В

Следующим вариантом Ki-54 стал "Армейский транспортный самолет Тип 1 Модель С" (Ki-54c), который оборудовался восемью посадочными местами и использовался в качестве связного или легкого транспортно-пассажирского. Одновременно с военным выпускался и его гражданский вариант Y-59. Последней серийной модификацией, изготовленной в количестве всего нескольких машин, был "Армейский патрульный бомбардировщик Тип 1 Модель D" (Ki-54d), способный нести на внешней подвеске восемь 60-кг глубинных бомб. В конце войны по образцу Ki-54c был построен один цельнодеревянный Ki-110, но он был разрушен во время налета американской авиации и серийно не производился. Кроме того, разрабатывались улучшенные варианты Ki-111 и Ki-114, но до капитуляции Японии эти проекты завершить не удалось.

передняя проекция самолета

Самолет Императорской армии Японии Таchikawa Ki-54

Модификации Японского учебно тренировочного и одновременно легкого транспортного самолета Таchikawa Ki-54

  • Ki-54а - "самолет повышенной летной подготовки армейский тип 1 модель А". Запущен в серию в 1941 году, после некоторых доработок, выполненных с целью уменьшения передней центровки самолета. Предназначался для подготовки пилотов.
  • Ki-54b - "учебно-боевой самолет армейский тип 1 модель В". Следующая серийная модель. В этой модификации самолет предусматривал подготовку помимо пилотов и других членов экипажей бомбардировщиков, в соответствии с требованиями воздушного штаба. Самолет обладал четырьмя подвижными стрелковыми установками с 7,7-мм пулеметами "тип 89" и использовался почти во всех училищах боевой подготовки армейских пилотов а также в гражданских летных школах, подготавливающих военных пилотов для Японской армии. Ki-54b стал самым распространенным типом Ki-54, составив большинство из выпущенных 1368 самолетов всех модификаций.

вид сбоку на самолет

Ki-54b - Учебно-боевой самолет армейский тип 1 модель В

  • Ki-54с - "транспортный самолет армейский тип 1 модель С"; гражданский вариант - Y-59. Эта модель представляла собой связной или легкий пассажирский самолет с пониженной высотой фюзеляжа и с установкой восьми посадочных мест.

вид сбоку на самолет

Ki-54с - Транспортный самолет армейский тип 1 модель С; гражданский вариант - Y-59

  • Ki-54d - "патрульный бомбардировщик армейский тип 1 модель D". Представлял собой самолет противолодочной обороны, несший на борту восемь 60-кг глубинных бомб. Было выпущено всего несколько таких машин, использовавшихся очень недолго.
  • Ki-110 - выпущенный к концу войны цельнодеревянный вариант Ki-54с. Единственный опытный образец аппарата был разрушен во время авиационного налета американцев.
  • Ki-111 (не построен) - Проект модификации самолета с протектированными баками. До конца войны проект не был закончен.
  • Ki-114 (не построен) - Проект улучшенного варианта Кi-110. До конца войны проект не был закончен.

Всего же было выпущено 1368 самолетов Ki-54 различных модификаций. Они оказались очень удачными учебными и транспортными машинами и широко использовались японцами в течение всей войны на Тихом океане. Американцы присвоили им кодовое имя "Хиккори".

Модель
Ki-54b
Экипаж, человек
2
Полезная нагрузка, человек
8
Размах крыла, м
17,90
Длина, м
11,94
Высота, м
3,58
Площадь крыла, м2
40,00
Силовая установка
2хАрмейский тип 98
Мощность, л.с
2х510
Масса пустого, кг
2954
Нормальная взлетная, кг
3897
Максимальная взлетная, кг
нет данных
Макс. скорость, км/час
376
Крейсерская скорость , км/час
240
Скороподъемность, м/мин
250
Практический потолок, м
7180
Практическая дальность, км
960

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J. Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Гидросамолет 'Консолидэйтед' PB2Y 'Коронадо'
Многоцелевой самолет Consolidated PB2Y Coronado Летающая лодка, моноплан с четырьмя двигателями и двухкилевым оперением; поплавки в полете убирались. Спроектирован в КБ...
Про учебно-боевые самолеты Як-130
Перегон трех учебно-боевых самолетов Як-130 с заводского аэродрома ОАО "Корпорация 'Иркут'" к месту постоянного базирования в Борисоглебск совершили пилоты Борисоглебской...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме