Армейский тяжелый бомбардировщик Nakajima Ki-49 Donryu
Спроектированный для замены бомбардировщика Mitsubishi Ki-21, самолет Накадзима Ki-49 должен был применяться без сопровождения истребителей. Опытный самолет Ki-49 с экипажем из восьми человек совершил свой первый полет в августе 1939 года. Строился в разных модификациях, всего выпустили 819 самолетов. У союзников получил кодовое наименование Хелен. На завершающем этапе Второй мировой уцелевшие самолеты использовались пилотами-камикадзе против крупных кораблей противника.

Японский тяжелый бомбардировщик Nakajima Ki-49 Donryu

донрю накадзима Не прошло и полугода с момента запуска в серийное производство бомбардировщика Мицубиси Ki-21, как фирме "Накадзима" было выдано задание на разработку новой машины, призванной в будущем заменить его. Требования, изложенные в спецификации, превышали требования к предшественнику почте по всем пунктам. Так, например, максимальная скорость задавалась равной 500 км/ч (вместо 400 км/ч), дальность - до 3000 км, а бомбовая нагрузка в штатном режиме должна была составить 1000 кг (вместо 750 кг). В задании также указывалось, что новый бомбардировщик должен обеспечивать выполнение возлагаемых на него задач без истребительного прикрытия. Этому кроме высокой скорости призваны были способствовать мощное оборонительное вооружение (одна 20-мм пушка во вращающейся надфюзеляжной башне и несколько 7,7-мм пулеметов) и нетипично высокая для японских самолетов степень защищенности - экипаж должен был получить бронезащиту, а топливные баки должны были быть выполнены протектированными.

Поскольку в предыдущем конкурсе предложенный фирмой "Накадзима" бомбардировщик Кi-49 уступил проекту Ki-21 от "Мицубиси", на "Накадзима" для создания нового самолета, получившего войсковой индекс Ki-49, были привлечены лучшие специалисты. Разработка бомбардировщика началась летом 1938 года. При проектировании военного самолета Ki-49 особое внимание уделялось обеспечению хорошей управляемости самолета, что предопределило выбор среднепланной компоновки и крыла очень малого удлинения и необычной формы - хорда центроплана была больше, чем хорда консоли за мотогондолой.

бомбардировщик второй мировой войны

Японский армейский тяжелый бомбардировщик тип 100 Nakajima Ki-49 Donryu вид спереди

Все это позволило разместить в центроплане шесть протестированных топливных баков и снизить общее воздушное сопротивление, а также обеспечить хорошую управляемость и маневренность на средних и малых высотах. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик крыло оснастили закрылками Фаулера большого размаха. Оборонительное вооружение тяжелого армейского бомбардировщика Ki-49 состояло из размещенной в верхней башне 20-мм пушки Но-1 и четырех 7,7-мм пулеметов Тип 89 в носовой, нижней и двух бортовых стрелковых установках. Еще одни такой же пулемет был расположен в хвостовой башне, впервые примененной на самолетах японской армейской авиации.

тяжелый бомбардировщик

Японский армейский тяжелый бомбардировщик тип 100 Nakajima Ki-49 Donryu вид сбоку

Первый прототип самолета Кi-49 поднялся в воздух в августе 1939 года. Из-за задержки с поставкой штатных двигателей он был оснащен двумя двигателями воздушного охлаждения Накадзима На-5 КА1 мощностью 950 л.с. и использовался в первую очередь для оценки управляемости и маневренности, которые оказались весьма высокими. Второй и третий прототипы, построенные в конце года, получили выбранные изначально 1250-сильные двигатели Накадзима На-41. Скоростные характеристики этих самолетов, как и следовало ожидать, существенно возросли. В целом результаты летных испытаний выглядели многообещающе, и Коку Хомбу поручил фирме "Накадзима" изготовить еще семь машин установочной партии Они были выпущены в 1940 году и отличались от прототипов только воздушными винтами автоматически изменяемого шага.

армейский бомбардировщик донрю

Японский армейский тяжелый бомбардировщик тип 100 Nakajima Ki-49 Donryu вид сверху

Опытные самолеты успешно справились с обширной программой испытаний Вносить в их конструкцию какие-либо существенные изменения не пришлось, незначительных доработок потребовали только элементы бронезащнты рабочих мест экипажа. Уже в марте 1941 года новая боевая машина была принята на вооружение под обозначением "Тяжелый армейский бомбардировщик Тип 100 Модель I -Донрю" (Штормовой дракон) (Ki-49-I).

Модификации Ki-49

  • Ki-49-I - первая серийная модификация, выпущенная в количестве 129 машин. Самолеты этого варианта были практически идентичны машинам установочной партии.
  • Кi-49-II - модификация, разработанная весной 1942 года. Главное отличие бомбардировщиков Ki-49-II от предшественников заключалось в установке двигателей Накадзима На-109 мощностью 1500 л.с. с трехлопастными воздушными винтами автоматически изменяемого шага. Кроме того, у новых самолетов быта несколько изменена форма мотогондол: маслорадиатор, ранее располагавшийся перед двигателем На-41, пришлось сместить вниз и вынести наружу. Другие доработки на внешнем облике самолета не отразились. Они были сделаны с учетом опыта боевого применения Ki-49-I и заключались в установке нового бомбоприцела, усилении бронезащиты и применении протектированных баков с более высокими защитными свойствами. Выпускалось два варианта модификации: Ki-49-IIa и Ki-49-IIb. которые отличались составом оборонительного вооружения. Самолеты первого варианта имели такое же вооружение, что и Ki-49-I. а на самолетах второго варианта три из пяти 7,7-мм пулеметов Тип 89 были заменены пулеметами Тип 1 Но-103 калибра 12,7 мм, 7,7-мм пулеметы размещались на боковых стрелковых установках внутри фюзеляжа. Всего до декабря 1944 года было выпущено 667 бомбардировщиков Ki-49-II - 50 из них было изготовлено на заводе фирмы "Тачикава".
  • Ki-49-III - вариант с двигателями Накадзима На-117 мощностью 2420 л.с. (в дальнейшем ее планировалось довести до 2800 л.с.)
  • Ki-49-IIb. Из-за проблем, возникших при доводке двигателей, с марта по декабрь 1943 года удалось построить только шесть машин этого варианта.
  • Ki-58 - вариант тяжелого истребителя сопровождения (по типу Мицубиси G6M). На базе трех предсерийных машин в период с декабря 1940 по март 1941 года были изготовлены опытные самолеты с двигателями Накадзима На-109. Они отличались от прототипов усиленной бронезащитой, наличием под фюзеляжем специальной гондолы и вооружением, которое состояло из пяти подвижных 20-мм пушек Но-1 и трех 12,7-мм пулеметов Но-103. Экипаж - 10 человек (два пилота, бомбардир, штурман, стрелок-радиооператор, пять бортстрелков). Предполагалось, что Ki-58 будут прикрывать соединения бомбардировщиков Ki-49, но с появлением достаточного количества истребителей Накадзима Ki-43 проблема была решена и надобность в Ki-58 отпала. По этой причине серийно данная модификация не выпускалась.
  • Ki-80 - вариант летающего командного пункта. Два опытных самолета были изготовлены в результате перестройки двух серийных Ki-49-I. Они получили двигатели На-117. усиленное бронирование и вооружались одной 20-мм пушкой Но-1 и семью пулеметами (одним 12,7-мм Но-103 и шестью 7,7-мм Тип 89). Экипаж самолета увеличился до двенадцати человек (два пилота, командир соединения, бомбардир, штурман, два стрелка-радиооператора, пять бортстрелков), а бомбовая нагрузка уменьшилась до 300 кг.

Боевой дебют тяжелого бомбардировщиак Второй мировой войны Ki-49-I состоялся в Китае. Позднее бомбардировщики этого тина широко применялись в боях над Новой Британией и наносили удары по целям в Северной Австралии. Здесь, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением противника, который имел в своем распоряжении такие современные истребители, как Супермарин "Спитфайр". Японские армейские тяжелые бомбардировщики Второй мировой войны "Донрю" понести тяжелые потери. Выяснилось, что мощности моторов, установленных на японских машинах было явно недостаточна После появления в войсках бомбардировщиков варианта Ki-49-II, ситуация улучшилась не намного.

Скорость военного самолета "Донрю", считавшаяся изначально его главным преимуществом перед Ki-21, все-таки не позволяла уходить от истребителей противника. Пилоты положительно отзывались только о бронезащите и сравнительно мощном оборонительном вооружении Ki-49. Но этого было мало, поэтому бомбардировщики Ki-49 так полностью и не сменили в боевых частях Ki-21.

вторая модификация бомбардировщика

Японский армейский тяжелый бомбардировщик тип 100 Nakajima Ki-49-II Donryu вид cбоку

Вместе с тем Ki-49 широко использовались для выполнения различных специальных заданий. Так, некоторое количество самолетов модели Ki-49-I было оснащено магнитодетекторами для поиска подводных лодок, а часть Ki-49-II была переделана в транспортные машины - они применялись в десантных операциях. Кроме того, предпринимались попытки использовать пары "Донрю" в качестве ночных истребителей. Для этого один самолет (наводчик) оснащался поисковым прожектором, а на второй (атакующий) устанавливалась 75-мм пушка Правда, в этой роли армейскому бомбардировщику Ki-49 особых успехов не добились - из-за недостаточно высоких летных характеристик.

японский самолет второй мировой войны

Японский армейский тяжелый бомбардировщик тип 100 Nakajima Ki-49-IIb Helen Donryu вид сбоку

На завершающем этапе войны немногие уцелевшие после боев за Филиппины "Донрю", получившие у союзников кодовое наименование "Хелен", использовались пилотами-камикадзе против крупных вражеских кораблей. Так завершилась боевая карьера тяжелого армейского самолета Ki-49, который вошел в историю авиации лишь как первый японский бомбардировщик, оснащенный хвостовой стрелковой башней.

Модель
Nakajima Ki-49
Экипаж, человек
8
Размах крыла, м
20,424
Длина, м
16,5
Высота, м
4,5
Площадь крыла, м2
69,05
Силовая установка
2хNakajima Ha-109
Мощность, л.с
1500 л.с.(2х1 119 кВт)
Масса пустого, кг
6530
Нормальная взлетная, кг
10680
Максимальная взлетная, кг
11400
Макс. скорость, км/час
492
Крейсерская скорость , км/час
350
Скороподъёмность, м/с
6
Практический потолок, м
9300
Практическая дальность, км
2950
Нагрузка на крыло, кг/м2
154,7
Тяговооружённость, Вт/кг
209,6
Вооружение, пулеметы мм
5х12,7 Ho-103
Вооружение, пушки, мм
1х20 Ho-1
Вооружение, бомбы, кг
1000

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Евгений Аранов. Nakajima Ki-49 Donryu.
  • Мировая Авиация. Nakajima Ki-49 Donryu - "Штормовой Дракон".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме