Легкий одномоторный бомбардировщик Ki-32
|
Японский легкий бомбардировщик Kawasaki Ki-32 "Mary"
В середине 30-х годов был сделан вывод о необходимости коренной модернизации парка имеющихся на вооружении японских самолетов и сделана ставку на разработку собственных моделей, которые бы соответствовали самому высокому мировому уровню. В рамках реализации инициированной программы были созданы такие превосходные для своего времени образцы боевых машин, как разведчик Мицубиси Кi-15, бомбардировщик Мицубиси Ki-21 и истребитель Накадзима Ki-27. Оставалось найти замену безнадежно устаревшим легким бомбардировщикам Мицубиси Ki-2 и Кавасаки Ki-5. Чтобы заполнить этот пробел, и мае 1936 года были сформулированы требования к новому самолету непосредственной поддержки сухопутных войск, которые были переданы фирмам "Мицубиси" и "Кавасаки".
В спецификации к заказу были указаны следующие показатели: максимальная скорость на высоте 3000 м не ниже 400 км/ч., время подъема на высоту 3000 м - не более 8 мин, бомбовая нагрузка 300-450 кг. В качестве силовой установки предписывалось использовать двигатели воздушного охлаждения Мицубиси На-6 (мощность 825 л.с) или Накадзима На-5 (850 л.с.) либо двигатель жидкостного охлаждения Кавасаки На-9-IIb (850 л.с.). Стрелковое вооружение включало два пулемета - один неподвижный для стрельбы вперед и одни подвижный для защиты задней полусферы. Самолет должен был допускать бомбометание с пикирования над углом 60 градусов, иметь экипаж из двух человек и ограниченный взлетный вес - не более 3200 кг.
Японский одномоторный легкий бомбардировщик цельнометаллической конструкции Ki-32 вид спереди
Возглавили работы по проектированию нового легкого бомбардировщика конструкторы "Кавасаки" Изаму Имлеи и Сиро Гута. Для своего детища, получившего у военных обозначение Ki-32. они выбрали схему свободнонесущего среднеплана с неубираемым шасси и внутренним бомбоотсеком. В отличие от конкурентов из "Мицубиси", они установили на новый самолет вместо традиционного для японского авиастроения тех лет двигателя воздушного охлаждения силовую установку жидкостного охлаждения - 12-цилиндровый двигатель На-9-U, разработанный специалистами моторостроительного подразделения компании. Однако данный мотор в дальнейшем стал причиной постоянных проблем с самолетом.
Японский одномоторный легкий бомбардировщик Ki-32
Летные испытания первого прототипа самолета второй мировой войны Ki-32 начались в марте 1937 года. Они сопровождались постоянными отказами двигателя, и это заставило разработчиков внести в конструкцию семи последующих опытных образцов ряд различных изменений, в частности удлиннить коленчатый вал двигателя. Это в какой-то степени улучшило ситуацию, однако проблема осталась нерешенной.
Японский одномоторный легкий бомбардировщик цельнометаллической конструкции Ki-32 вид сбоку
Поэтому, даже несмотря на то. что во время сравнительных испытаний с Ki-30 самолет "Кавасаки" продемонстрировал более лучшие летные характеристики, заказчик отдал предпочтение самолету второй мировой войны "Mицубиси". В то время японская армия действовала в Юпае, и времени, чтобы дождаться решения проблем с двигательной установкой на Ki-32, у нее не было. Но отказываться от удачной в целом машины было неразумно, и в июле 1938 года самолет "Кавасаки" был направлен в серийное производство под обозначением "Легкий армейский бомбардировщик Тип 98". Выпуск бомбардировщика Ki-32 продолжался до мая 1943 года, всего было изготовлено 846 серийных машин этого типа.
Японский одномоторный легкий бомбардировщик цельнометаллической конструкции Ki-32 вид сверху
В японских войсках легкий бомбардировщик Ki-32, даже несмотря на низкую надежность двигателя, пользовался любовью летчиков - в первую очередь за лучшую по сравнению с самолетом Ki-30 маневренность. Самолеты этого типа широко использовались в Юпае, где, в условиях слабого противодействия со стороны противника они проявили себя довольно неплохо. Чего нельзя сказать о других районах Тихоокеанского театра военных действий, где им пришлось столкнуться с более серьезным сопротивлением. Спешно все уцелевшие самолеты Ki-32 были переданы в учебные подразделения. В конце войны некоторые из ниx были использованы летчиками-камикадзе. Американцы присвоили японскому бомбардировщику второй мировой войны Ki-32 кодовое обозначение "Мэри".
Модель
|
Kawasaki Ki-32
|
Экипаж, человек
|
2
|
Длина, метров
|
11,64
|
Высота, метров
|
2,9
|
Размах крыла, метров
|
15,0
|
Площадь крыла, метров квадратных
|
34,0
|
Масса пустого, килограмм
|
2349
|
Нормальная взлётная масса, кг
|
3539
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
3762
|
Силовая установка
|
Kawasaki Ha-9-IIb
|
Мощность двигателей, л.с
|
1х850 (1х634 кВт)
|
Максимальная скорость, км/ч
|
432
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
300
|
Практическая дальность, км
|
1960
|
Практический потолок, метров
|
8920
|
Скороподъёмность, м/с
|
7,6
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
104
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
179
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2х7,7 Тип-89
|
Вооружение, бомбы, кг
|
450
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Евгений Аранов. Легкий бомбардировщик Kawasaki Ki-32.
- Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй мировой войны.