Легкий армейский бомбардировщик Кавасаки Ki-48
|
Японский бомбардировщик Kawasaki Ki-48
Впервые столкнувшись в небе Китая с бомбардировщиками советского производства СБ-2, японцы испытали настоящий шок. Выяснилось, что эти бомбардировщики практически неуязвимы для японских истребителей, так как их скорость сопоставима со скоростью новейшего на тот момент армейского истребителя "Накадзима". Летные характеристики СБ-2 произвели на командование ВВС императорской армии Японии сильное впечатление, и оно потребовало от японских авиапромышленников создать подобный самолет. С этой целью экспертами Коку Хомбу были сформулированы требования к новому двухмоторному легкому бомбардировщику, способному с бомбовой нагрузкой в 400 кг развивать на высоте 3000 м максимальную скорость 480 км/ч и набирать высоту 5000 метров не более чем за 10 минут. Оборонительное вооружение должно было состоять из трех-четырех 7,7-мм пулеметов. Поскольку в то время Япония основным врагом считала Советский Союз, еще одним важным требованием стала возможность использования самолета в условиях низких температур.
В декабре 1937 года спроектировать новый бомбардировщик, которому было присвоено войсковое обозначение Ki-48, было поручено фирме "Кавасаки". Уже в январе следующего года специалисты под руководством Такео Дои приступили к работе, в ходе которой был широко использован опыт, полученный при создании двухмоторном истребителя Ki-45.
Документальное фото японского легкого армейского бомбардировщика Ki-48
В итоге на свет появился двухлонжеронный свободнонесущий среднеплан с внутренним бомбоотсеком и убираемым шасси с хвостовым колесом. В качестве силовых установок на нем были использованы звездообразные двигатели воздушного охлаждения Накадзима На-25 с воздушными вштгами изменяемого шага. Экипаж самолета состоял их четырех человек пилота, штурмана, бомбардира и радиооператора, причем трое последних могли выполнять также функции бортстрелков. Для этого в их распоряжении имелись три 7,7-мм пулемета Тип 89 носовой, верхней и нижней огневых точек. В бомбоотсеке могли подвешиваться либо 24 бомбы массой по 15 кг, либо 6 бомб весом по 50 кг.
Японский легкий армейский бомбардировщик Тип 99 Модель 1А" (Ki-48-1a) вид сбоку
Из-за загруженности специалистов "Кавасаки" работами по доводке Ki-45 проектирование новою бомбардировщика постоянно задерживалось, поэтому первые четыре опытных Ki-48 были готовы только к июлю 1939 года. В ходе летных испытаний самолет продемонстрировал неплохие характеристики, в целом соответствующим требуемым, a его управляемость и маневренность произвели на испытателей самое благоприятное впечатление. Единственным серьезным недостатком была возникающая иногда в полете вибрация хвостового оперения, поэтому пять выпущенных до конца года предсерийных самолетов были использованы для доработки конструкции. В результате повышения жесткости хвостовой балки и увеличения высоты киля на 400 мм проблему флаттера удалось решить, и Ki-48 в модифицированном виде был направлен в серийное производство. Он получил официальное обозначение "Легкий армейский бомбардировщик Тип 99 Модель 1А" (Ki-48-1a).
Модификации Ki-48
Легкий бомбардировщик Кавасаки Ki-48 имел следующие модификации:
Японский легкий армейский бомбардировщик Тип 99 Модель 1B" (Ki-48-1b) вид сбоку
-
Ki-48-I - первая серийная модификация с двигателями Накадзима На-25, выпускалась с весны 1940 по июнь 1942 года. За это время было построено 557 самолетов вариантов Ki-48-Ia и Ki-48-Ib. которые по своим характеристикам были близки к предсерийным машинам, а между собой отличались лишь мелкими деталями и конструкцией стрелковых установок. Максимальная скорость - 480 км/ч на высоте 3500 м, бомбовая нагрузка - 400 кг.
-
Ki-48-II - вторая серийная модификация, разработанная с учетом опыта боевого применения бомбардировщиков Ki-48-I. Самолеты этого варианта получили более мощные (1150 л.с.) двигатели Накадзима На-115 с двухступсньчатыми нагнетателями, благодаря чему максимальная скорость, даже несмотря на увеличение массы пустого самолета на 500 кг, возросла до 503 км/ч. Кроме того, на новых машинах были установлены протектированиые топливные баки. Рабочие места пилота и бомбардира были прикрыты бронелистами толщиной 6,5-12,5 и 16,5 мм, 16,5-мм бронеплиты защищали также ящики с боезапасом. Бомбовая нагрузка увеличилась до 800 кг. Внешне Ki-48-II отличались от предшественников только длиной фюзеляжа (12,75 вместо 12,60 м). С апреля 1942 по октябрь 1944 года было выпущено 1408 бомбардировщиков трех вариантов: Ki-48-IIa. Ki-48-IIb и Ki-48-IIc. Самолеты Ki-48-IIb могли использоваться в качестве пикирующих бомбардировщиков, для чего под консолями крыла устанавливались перфорированные тормозные щитки. Бомбардировщики модели Ki-48-IIс отличались усиленным оборонительным вооружением: на них верхний 7,7-мм пулемет Тип 89 заменили 12,7-мм пулеметом Тип 1, а в кабине бомбардира был расположен дополнительный, второй, пулемет калибра 7,7 мм - для стрельбы через боковые окна.
На базе Ki-48 были разработаны тяжеловооруженный сильнобронированный вариант японского бомбардировщика Ki-81 и одноместный штурмовик Ki-174, но в металле реализовать эти проекты не удалось.
Японский легкий армейский бомбардировщик Тип 99 Модель 2А" (Ki-48-2а) вид сбоку
Боевой дебют бомбардировщиков Ki-48-I состоялся осенью 1940 года в северном Китае. Не встречая серьезного противодействия со стороны китайских ВВС, они неплохо проявили себя, поскольку благодаря своей высокой скорости были недосягаемы для китайских истребителей. Но это превосходство над противником оказалось иллюзорным, и японцы смогли убедиться в этом уже в первые месяцы войны на Тихом океане Самолеты Ki-48, оказавшиеся к концу 1941 года самыми распространенными легкими бомбардировщиками японской армейской авиации за пределами китайского фронта, действовали на Филиппинах, в Бирме, Малайе и Голландской Ост-Индии, где столкнулись с серьезным сопротивлением и начали нести огромные потери. В боях с грозными, по сравнению с китайскими, истребителями союзников отчетливо проявились недостатки Ki-48-I: слабое оборонительное вооружение, невысокая скорость и сильная уязвимость из-за отсутствия бронезащиты экипажа и применения непротектированных топливных баков. Чтобы снизить боевые потери, бомбардировщики стали использовать во время ночных налетов, что еще больше снизило эффективность их применения, которая и без того была невысока по причине малой бомбовой нагрузки в 400 кг.
Японский легкий армейский бомбардировщик Тип 99 Модель 2B" (Ki-48-2b) вид сбоку
Создание модификации Ki-48-II стало большим шагом вперед по сравнению с Ki-48-I, но кардинально исправить положение это не позволило, так как устранить главный недостаток - слабость стрелкового вооружения - не удалось. Ki-48, которым союзники присвоили кодовое имя "Лилли", по-прежнему были легкой добычей совершенных и многочисленных американских и английских истребителей. Летом 1944 года от дальнейших попыток модернизировать Ki-48 отказались, и самолет был признан окончательно устаревшим.
Японский легкий армейский бомбардировщик Тип 99 Модель 2B" (Ki-48-2b) вид сверху
На заключительном этапе войны большинство уцелевших бомбардировщиков было использовано в качестве самолетов-камикадзе. Некоторые из этих машин, получивших обозначение "Специальный армейский штурмовик Тип 99" (Ki-48-II KAI). модифицировали на 1-ом авиационном арсенале армии под установку 800-кг бомбы с длинной штангой взрывателя, выступающей перед фюзеляжем.
Модель
|
Ki-48
|
Экипаж, человек
|
4
|
Размах крыла, м
|
17,45
|
Длина, м
|
12,75
|
Высота, м
|
3,8
|
Максимальная скорость, км/ч 5600 м
|
505
|
Потолок, м
|
10 100
|
Дальность полета, км
|
2050
|
Время подьема на высоту 5000 м, мин
|
8,5
|
Вес, бомб, кг
|
800
|
Вес, максимальный, кг
|
6750
|
Двигатели
|
2 × радиальный Nakajima Ha-115
|
Мощность л.с
|
2 × 1 130 л.с. (2 × 843 кВт)
|
Вооружение, бомбы, кг
|
800
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
3 × 7,7
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Евгений Аранов. Kawasaki Ki-48 Sokei.
- Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй мировой войны.