Одноместный истребитель армейский тип 2 Nakajima Ki-44
|
Истребитель-перехватчик Nakajima Ki-44 Seki
"Накадзима Хикоки Кабусики Кайса" проходил испытания в 1940 году. Практически одновременно с заданием на разработку истребителя Ki-43 Коку Хомбу передал фирме "Накадзима" спецификацию на еще один истребитель, проектирование которого предполагалось вести параллельно. Новая машина в первую очередь предназначалась для перехвата самолетов противника, поэтому требования к ней существенно отличались от тех, которые японские военные обычно предъявляли к заказываемым истребителям. В данном случае упор делался не на маневренность, а на высокие скоростные качества. Новая машина должна была подниматься на высоту 5000 м не более чем за 5 минут и развивать на этой высоте максимальную скорость около 600 км/ч. Вооружить перехватчик планировалось двумя 12,7-мм и двумя 7,7-мм пулеметами.
Главный конструктор проекта, получившего обозначение Ki-44, Т. Кояма решил, что для достижения требуемых характеристик новую машину необходимо оснастить силовой установкой, мощность которой была бы гораздо выше, чем у стандартных для японских истребителей тех лет двигателей. В итоге выбор пал на предназначавшийся в основном для бомбардировщиков 14-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения Накадзима На-41 мощностью 1250 л.с. Он имел довольно большой диаметр, но конструкторам все-таки удалось удачно вписать двигатель в фюзеляж, поперечное сечение которого хотя и увеличилось по сравнению с самолетом Ki-43, тем не менее осталось довольно небольшим. Для улучшения управляемости и устойчивости самолета во время стрельбы киль был сдвинут максимально назад - за стабилизаторы горизонтального оперения. Площадь крыла была небольшой для самолета таких габаритов и веса, как японский истребитель второй мировой войны Ki-44. Для достижения приемлемой маневренности его оснастили "боевыми" закрылками.
Прототип японского самолета Nakajima Ki-44 Seki вид сбоку
Первый прототип японского cамолета периода второй мировой войны Ki-44 был готов в августе 1940 года. В этом же месяце летчик-испытатель Хаяси поднял его в воздух. Вскоре построили еще два опытных самолета. Первое впечатление от поведения прототипов в воздухе было благоприятным. Нарекания вызывал плохой обзор из кабины пилота на стоянке и при рулежке, зато в полете он был неплох. Но, выяснилось, что Ki-44 не удовлетворяет даже основным требованиям. Так, при массе 2550 кг (на 15% больше расчетной) максимальная скорость самолета составила всего 550 км/ч, а высоту 5000 м он набирал за 5,9 минут. Такие результаты не могли удовлетворить заказчика, и "Накадзиме" было предложено закрыть проект. Однако специалисты компании продолжили работы, они серьезно модифицировали конструкцию с целью снизить и улучшить аэродинамику самолета. В результате невооруженная машина достигла, наконец, максимальной скорости 626 км/ч. Расчеты показывали, что при установке вооружения серийные самолеты смогут развивать 580 км/ч. Представители Коку Хомбу сочли, что в таком виде перехватчик вполне сможет справляться со своими задачами, и фирме В отличие от самолета второй мировой войны Ki-43 основные стойки трехопорного колесного шасси убирались в крыло и закрывались створками полностью. Цельнометаллическое, за исключением полотняной обшивки тронов, крыло истребителя Ki-44 характеризовалось небольшой площадью поверхности. По этой причине взлетная и посадочная скорости самолета быт весьма велики, особенно по сравнению c самолетами Ki-27 и Ki-43.
Одноместный истребитель армейский Nakajima Ki-44 Seki вид сбоку
Киль планера Ki-44 для повышения устойчивости был смещен за стабилизатор горизонтального оперения "Накадзима" было поручено построить предсерийную партию из семи машин. Они были готовы к сентябрю 1941 года, а в ноябре эти самолеты вместе с доработанными вторым и третьим прототипами в составе 47 отдельной эскадрильи были направлены в Южный Китай для испытаний в боевых условиях. После начала войны на Тихом океане эта эскадрилья участвовала в боях над Малайей.
Японский истребитель армейский Nakajima Ki-44 Seki вид сбоку
Эксплуатация нового самолета в войсках показала, что для него требуется взлетная полоса длиной в километр, а высокие взлетная и посадочная скорости были непривычны для пилотов. Кроме того, маневренность истребителя Ki-44 была гораздо ниже, чем у самолета второй мировой войны Ki-27 и Ki-43,хотя летчики и отмечали хорошую устойчивость самолета при пикировании и особенно во время стрельбы. К тому же, Ki-44 имел ограничения на выполнение "бочек", "штопора", перевернутого полета на большой скорости, а бронезащита пилота и протектирование баков, хотя и повышали надежность самолета, все-таки не спасали от огня крупнокалиберных пулеметов. Тем не менее по результатам сравнительных испытаний с немецким истребителем второй мировой войны Мессершмитт Bf-109Е предпочтение было отдано японской машине.
Японский военный самолет Ki-44 удачно прошел эксплуатационные испытания и после устранения основных проблем в сентябре 1942 года был, наконец, принят на вооружение под обозначением "Армейский одноместный истребитель Тип 2 Модель 1 "Секи" (Демон)". Слово "одноместный" ипользовалось для того, чтобы отличить Ki-44 от двухместного истребителя Кавасаки Ki-45 КАI, который носил официальное обозначение "Армейский истребитель Тип 2". Однако еще до принятия Ki-44 на вооружение, а точнее в январе 1942 года, на заводе "Накадзима" приступили к производству серийных машин.
Модификации Ki-44
- Ki-44-I - первая серийная модификация, имевшая три варианта: Ki-44-Ia, Ki-44-Ib и Ki-44-Ic. Самолеты первого варианта в целом были схожи с машинами предсерийной партии и имели такое же вооружение: два синхронизированных 7,7-мм пулемета Тип 89 и два установленных в крыле 12,7-мм пулемета Тип 1. На истребителях Ki-44-Ib 7,7-мм пулеметы были заменены пулеметами калибра 12,7 мм, а располагавшийся ранее под капотом маслорадиатор был вынесен наружу. Самолеты варианта Ki-44-Ic отличались от Ki-44-Ib тем, что створки ниши шасси у них были перенесены со стойки на фюзеляж. Всего по октябрь 1942 года было построено около 40 машин модификации Ki-44-I.
Самая массовая модификация армейский истребитель Ki-44-II боковая проекция модели
- Ki-44-II - самая массовая модификация, выпускавшаяся с августа 1942 по конец 1944 года, когда производственные мощности завода компании "Накадзима" в городе Ота были отданы под изготовление истребителя Ki-84. За это время было построено примерно 1170 самолетов трех вариантов: Ki-44-IIа, Ki-44-IIb и Ki-44-IIc.
Модификация японского военного самолета Ki-44-IIa вид сбоку
Их главное отличие от истребителей Ki-44-I состояло в установке двигателя Накадзима На-109 мощностью 1520 л.c., что позволило заметно повысить скорость и скороподъемность. Самолеты вариантов Ki-44-IIa и Ki-44-IIb вооружались аналогично машинам Ki-44-Ia и Ki-44-Ib соответственно.
Модификация японского истребителя Ki-44-IIb боковая проекция
Истребители же последнего варианта - Ki-44-IIc - отличались повышенной огневой мощью.
Истребитель Японской императорской армии Ki-44-IIa верхняя проекция самолета
На них устанавливались четыре крыльевые 20-мм пушки Но-5. На некоторых Ki-44-IIc наряду с двумя синхронизированными 12,7-мм пулеметами монтировались две крыльевые 40-мм пушки Но-301 с боекомплектом всего по 10 выстрелов на ствол. Эти пушки имели небольшую для своего калибра массу и малую дальность эффективного выстрела (всего 150 м). Более действенным оружием были 37-мм пушки Но-203, также устанавливавшиеся на некоторые Ki-44-IIc.
- Ki-44-III - последняя модификация истребителя-перехватчика "Секи". Новые самолеты оснастили 2000-сильным двигателем Накадзима На-145. Крыло и оперение данных машин отличалось большей площадью (площадь крыла увеличилась на 21% - до 19 м2). Первый Ki-44-III поднялся в воздух в июне 1943 года. Было выпущено только несколько истребителей этой модификации двух вариантов: Ki-44-IIIa (вооружение - четыре 20-мм пушки Но-5) и Ki-44-IIIb (две 20-мм пушки Но-5 и две 37-мм пушки Но-203).
Истребитель Ki-44 в целом оказался удачной боевой машиной, по многим параметрам соответствовавшей самым высоким стандартам. Он отличался неплохой скоростью, хорошей скороподъемностью - лучшей среди всех японских самолетов, а также имел достаточно высокую по японским меркам степень защищенности и мощное вооружение. Именно благодаря этому Ki-44 стал единственным японским истребителем, способным бороться с американскими стратегическими бомбардировщиками второй мировой войны Боинг В-29. "Секи" неплохо проявили себя в небе над Японскими островами и важнейшими объектами за их пределами, но в силу своей малочисленности и в условиях полного господства в воздухе авиации противника оказать заметное влияние на ход боевых действий они, конечно же, не могли. Американцы присвоили Ki-44 кодовое имя "Тоджо".
Модель
|
Ki-44-IIb
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
9,45
|
Длина, м
|
8,84
|
Высота, м
|
3,12
|
Площадь крыла, м2
|
15,0
|
Силовая установка
|
Nakajima Ha-109
|
Мощность, л.с, кВт
|
1х1х520 и 1х1х133
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
200
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
380
|
Масса пустого, кг
|
2106
|
Нормальная взлетная, кг
|
2746
|
Максимальная взлетная, кг
|
2995
|
Скорость сваливания, км/ч
|
150
|
Макс. скорость, км/час
|
605
|
Крейсерская скорость , км/час
|
400
|
Скороподъёмность, м/сек
|
19,5
|
Практический потолок, м
|
11200
|
Практическая дальность, км
|
1700
|
Вооружение, пулеметы мм
|
4х12,7 Ho-103
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Владимир Котельников. Демон по имени "Тодзио".
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Корнюхин Г.В. 50 лучших истребителей Второй мировой войны.