Одноместный истребитель армейский тип 2 Nakajima Ki-44
Армейский истребитель Nakajima Кi-44 Секи не выпускался в таком количестве, как, например, Хаябуса, и не пользовался большой популярностью среди японских пилотов из-за сложности в управлении, однако его роль в борьбе с американскими тяжелыми бомбардировщиками довольно значительна. Многие истребительные полки ПВО Императорской армии были вооружены именно этим типом самолета к моменту начала воздушного наступления на Японию.

Истребитель-перехватчик Nakajima Ki-44 Seki

японский военный самолет"Накадзима Хикоки Кабусики Кайса" проходил испытания в 1940 году. Практически одновременно с заданием на разработку истребителя Ki-43 Коку Хомбу передал фирме "Накадзима" спецификацию на еще один истребитель, проектирование которого предполагалось вести параллельно. Новая машина в первую очередь предназначалась для перехвата самолетов противника, поэтому требования к ней существенно отличались от тех, которые японские военные обычно предъявляли к заказываемым истребителям. В данном случае упор делался не на маневренность, а на высокие скоростные качества. Новая машина должна была подниматься на высоту 5000 м не более чем за 5 минут и развивать на этой высоте максимальную скорость около 600 км/ч. Вооружить перехватчик планировалось двумя 12,7-мм и двумя 7,7-мм пулеметами.

Главный конструктор проекта, получившего обозначение Ki-44, Т. Кояма решил, что для достижения требуемых характеристик новую машину необходимо оснастить силовой установкой, мощность которой была бы гораздо выше, чем у стандартных для японских истребителей тех лет двигателей. В итоге выбор пал на предназначавшийся в основном для бомбардировщиков 14-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения Накадзима На-41 мощностью 1250 л.с. Он имел довольно большой диаметр, но конструкторам все-таки удалось удачно вписать двигатель в фюзеляж, поперечное сечение которого хотя и увеличилось по сравнению с самолетом Ki-43, тем не менее осталось довольно небольшим. Для улучшения управляемости и устойчивости самолета во время стрельбы киль был сдвинут максимально назад - за стабилизаторы горизонтального оперения. Площадь крыла была небольшой для самолета таких габаритов и веса, как японский истребитель второй мировой войны Ki-44. Для достижения приемлемой маневренности его оснастили "боевыми" закрылками.

прототип самолета

Прототип японского самолета Nakajima Ki-44 Seki вид сбоку

Первый прототип японского cамолета периода второй мировой войны Ki-44 был готов в августе 1940 года. В этом же месяце летчик-испытатель Хаяси поднял его в воздух. Вскоре построили еще два опытных самолета. Первое впечатление от поведения прототипов в воздухе было благоприятным. Нарекания вызывал плохой обзор из кабины пилота на стоянке и при рулежке, зато в полете он был неплох. Но, выяснилось, что Ki-44 не удовлетворяет даже основным требованиям. Так, при массе 2550 кг (на 15% больше расчетной) максимальная скорость самолета составила всего 550 км/ч, а высоту 5000 м он набирал за 5,9 минут. Такие результаты не могли удовлетворить заказчика, и "Накадзиме" было предложено закрыть проект. Однако специалисты компании продолжили работы, они серьезно модифицировали конструкцию с целью снизить и улучшить аэродинамику самолета. В результате невооруженная машина достигла, наконец, максимальной скорости 626 км/ч. Расчеты показывали, что при установке вооружения серийные самолеты смогут развивать 580 км/ч. Представители Коку Хомбу сочли, что в таком виде перехватчик вполне сможет справляться со своими задачами, и фирме В отличие от самолета второй мировой войны Ki-43 основные стойки трехопорного колесного шасси убирались в крыло и закрывались створками полностью. Цельнометаллическое, за исключением полотняной обшивки тронов, крыло истребителя Ki-44 характеризовалось небольшой площадью поверхности. По этой причине взлетная и посадочная скорости самолета быт весьма велики, особенно по сравнению c самолетами Ki-27 и Ki-43.

самолет второймировой войны

Одноместный истребитель армейский Nakajima Ki-44 Seki вид сбоку

Киль планера Ki-44 для повышения устойчивости был смещен за стабилизатор горизонтального оперения "Накадзима" было поручено построить предсерийную партию из семи машин. Они были готовы к сентябрю 1941 года, а в ноябре эти самолеты вместе с доработанными вторым и третьим прототипами в составе 47 отдельной эскадрильи были направлены в Южный Китай для испытаний в боевых условиях. После начала войны на Тихом океане эта эскадрилья участвовала в боях над Малайей.

одноместный военный самолет

Японский истребитель армейский Nakajima Ki-44 Seki вид сбоку

Эксплуатация нового самолета в войсках показала, что для него требуется взлетная полоса длиной в километр, а высокие взлетная и посадочная скорости были непривычны для пилотов. Кроме того, маневренность истребителя Ki-44 была гораздо ниже, чем у самолета второй мировой войны Ki-27 и Ki-43,хотя летчики и отмечали хорошую устойчивость самолета при пикировании и особенно во время стрельбы. К тому же, Ki-44 имел ограничения на выполнение "бочек", "штопора", перевернутого полета на большой скорости, а бронезащита пилота и протектирование баков, хотя и повышали надежность самолета, все-таки не спасали от огня крупнокалиберных пулеметов. Тем не менее по результатам сравнительных испытаний с немецким истребителем второй мировой войны Мессершмитт Bf-109Е предпочтение было отдано японской машине.

Японский военный самолет Ki-44 удачно прошел эксплуатационные испытания и после устранения основных проблем в сентябре 1942 года был, наконец, принят на вооружение под обозначением "Армейский одноместный истребитель Тип 2 Модель 1 "Секи" (Демон)". Слово "одноместный" ипользовалось для того, чтобы отличить Ki-44 от двухместного истребителя Кавасаки Ki-45 КАI, который носил официальное обозначение "Армейский истребитель Тип 2". Однако еще до принятия Ki-44 на вооружение, а точнее в январе 1942 года, на заводе "Накадзима" приступили к производству серийных машин.

Модификации Ki-44

  • Ki-44-I - первая серийная модификация, имевшая три варианта: Ki-44-Ia, Ki-44-Ib и Ki-44-Ic. Самолеты первого варианта в целом были схожи с машинами предсерийной партии и имели такое же вооружение: два синхронизированных 7,7-мм пулемета Тип 89 и два установленных в крыле 12,7-мм пулемета Тип 1. На истребителях Ki-44-Ib 7,7-мм пулеметы были заменены пулеметами калибра 12,7 мм, а располагавшийся ранее под капотом маслорадиатор был вынесен наружу. Самолеты варианта Ki-44-Ic отличались от Ki-44-Ib тем, что створки ниши шасси у них были перенесены со стойки на фюзеляж. Всего по октябрь 1942 года было построено около 40 машин модификации Ki-44-I.

самая массовая модификация самолета

Самая массовая модификация армейский истребитель Ki-44-II боковая проекция модели

  • Ki-44-II - самая массовая модификация, выпускавшаяся с августа 1942 по конец 1944 года, когда производственные мощности завода компании "Накадзима" в городе Ота были отданы под изготовление истребителя Ki-84. За это время было построено примерно 1170 самолетов трех вариантов: Ki-44-IIа, Ki-44-IIb и Ki-44-IIc.

самолет ки-2а

Модификация японского военного самолета Ki-44-IIa вид сбоку

Их главное отличие от истребителей Ki-44-I состояло в установке двигателя Накадзима На-109 мощностью 1520 л.c., что позволило заметно повысить скорость и скороподъемность. Самолеты вариантов Ki-44-IIa и Ki-44-IIb вооружались аналогично машинам Ki-44-Ia и Ki-44-Ib соответственно.

модель ки 2 b

Модификация японского истребителя Ki-44-IIb боковая проекция

Истребители же последнего варианта - Ki-44-IIc - отличались повышенной огневой мощью.

самолет императорской армии японии

Истребитель Японской императорской армии Ki-44-IIa верхняя проекция самолета

На них устанавливались четыре крыльевые 20-мм пушки Но-5. На некоторых Ki-44-IIc наряду с двумя синхронизированными 12,7-мм пулеметами монтировались две крыльевые 40-мм пушки Но-301 с боекомплектом всего по 10 выстрелов на ствол. Эти пушки имели небольшую для своего калибра массу и малую дальность эффективного выстрела (всего 150 м). Более действенным оружием были 37-мм пушки Но-203, также устанавливавшиеся на некоторые Ki-44-IIc.

  • Ki-44-III - последняя модификация истребителя-перехватчика "Секи". Новые самолеты оснастили 2000-сильным двигателем Накадзима На-145. Крыло и оперение данных машин отличалось большей площадью (площадь крыла увеличилась на 21% - до 19 м2). Первый Ki-44-III поднялся в воздух в июне 1943 года. Было выпущено только несколько истребителей этой модификации двух вариантов: Ki-44-IIIa (вооружение - четыре 20-мм пушки Но-5) и Ki-44-IIIb (две 20-мм пушки Но-5 и две 37-мм пушки Но-203).

Истребитель Ki-44 в целом оказался удачной боевой машиной, по многим параметрам соответствовавшей самым высоким стандартам. Он отличался неплохой скоростью, хорошей скороподъемностью - лучшей среди всех японских самолетов, а также имел достаточно высокую по японским меркам степень защищенности и мощное вооружение. Именно благодаря этому Ki-44 стал единственным японским истребителем, способным бороться с американскими стратегическими бомбардировщиками второй мировой войны Боинг В-29. "Секи" неплохо проявили себя в небе над Японскими островами и важнейшими объектами за их пределами, но в силу своей малочисленности и в условиях полного господства в воздухе авиации противника оказать заметное влияние на ход боевых действий они, конечно же, не могли. Американцы присвоили Ki-44 кодовое имя "Тоджо".

Модель
Ki-44-IIb
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
9,45
Длина, м
8,84
Высота, м
3,12
Площадь крыла, м2
15,0
Силовая установка
Nakajima Ha-109
Мощность, л.с, кВт
1х1х520 и 1х1х133
Нагрузка на крыло, кг/м2
200
Тяговооружённость, Вт/кг
380
Масса пустого, кг
2106
Нормальная взлетная, кг
2746
Максимальная взлетная, кг
2995
Скорость сваливания, км/ч
150
Макс. скорость, км/час
605
Крейсерская скорость , км/час
400
Скороподъёмность, м/сек
19,5
Практический потолок, м
11200
Практическая дальность, км
1700
Вооружение, пулеметы мм
4х12,7 Ho-103

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Владимир Котельников. Демон по имени "Тодзио".
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Корнюхин Г.В. 50 лучших истребителей Второй мировой войны.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Самолет Ту–160М2 будет готов к 2023 году
Ресурс Ту–160М2 после возобновления производства будет не менее сорока лет Заместитель министра обороны Юрий Борисов в рамках проверки хода выполнения государственного...
Поплавковый гидросамолет Curtiss SC Seahawk
Разведывательный гидросамолёт Curtiss SC Seahawk Создание самолета SC "Сихок" началось в июне 1942 года, когда ВМС США запросили у фирмы предложения...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме