Армейский истребитель Nakajima Ki-84 Hayate
Полажалуй, этот японский истребитель Второй мировой войны Nakajima Ki-84 был самолетом с превосходными характеристиками маневренности и управляемости и хорошей скороподъемностью для своего типа. Легкость усилий на ручке управления была превосходной, хотя недостаточная защита броневая пилота и короткий боевой радиус оставляли желать лучшего в свете современных истpебительных стандартов.

Истребитель армейской авиации Nakajima Ki-84 Hayate

японский военный самолетПосле того как в Японии было налажено производство лицензионного немецкого двигателя Даймлер-Бенц DB 601А (под обозначением Кавасаки На-40), на фирме "Накадзима" была сформирована конструкторская группа во главе с Т.Кояма, которой было поручено разработать проект истребителя, оснащенного этой силовой установкой. Ему было присвоено обозначение Ki-62. Поскольку специалисты "Кавасаки" имели больший опыт по созданию самолетов с двигателями жидкостного охлаждения, а компания "Накадзима" к тому же занималась истребителями Ki-43 и Ki-44, проект Ki-62 был закрыт. Тем не менее опыт, приобретенный в процессе работы над самолетами Ki-62 и Ki-63, был слишком ценным, и его решили использовать, когда в январе 1942 года представители Коку Хомбу приступили к обсуждению вопроса о преемнике истребителя Ki-43 "Хаябуса".

Предполагалось, что это будет многоцелевой истребитель дальнего действия, способный превзойти лучшие западные самолеты. Его максимальная скорость на высоте 5000 м должна была достигать 640-680 км/ч, а запас топлива - обеспечить 90 мин боевого режима на удалении 400 км от базы. Хотя требования по маневренности по сравнению с Ki-43 были снижены, они были более высокими, чем к перехватчику Ki-44, поскольку новый самолет предназначался главным образом для борьбы с истребителями противника. В качестве силовой установки было решено использовать новый 18-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения Накадзима На-45. Планировалось, что вооружение будет состоять из двух 20-мм пушек Но-5 и двух 12,7-мм пулеметов Тип 1. Обязательное требование - наличие бронезащиты пилота и протестированных топливных баков.

Так как конструкция нового японского истребителя второй мировой войны, получившего обозначение Ki-84, в значительной степени создавалась на базе Ki-62 и Ki-бЗ, работы по проектированию и постройке прототипов шли быстрыми темпами. Они завершились в марте 1943 года, когда первый опытный образец поднялся в воздух. В июне свой первый полет совершил и второй прототип. Новый самолет представлял собой низкоплан цельнометаллической конструкции, которая отличалась высокой технологичностью изготовления и имела прочностные характеристики, сравнимые с американскими истребителями. Прототипы были оснащены двигателями Накадзима На-45-11 с четырехлопастными винтами изменяемого шага фирмы "Сумитомо". Особенностью самолетов было наличие больших выхлопных коллекторных труб по обеим сторонам капота, сбрасываемого подфюзеляжного топливного бака и выступающих стволов двух установленных над двигателем пулеметов.

Описание самолета Nakajima Ki-84 Hayate ("Буря")

Японский истребитель Второй мировой войны Nakajima Ki-84-Ia Hayate (Буря) был одноместным свободнонесущим монопланом обычной конструкции.

Фюзеляж.
Дюралевый полумонокок овального сечения с гладкоклепанной работающей обшивкой состоял из трех секций. Моторама и капот, закрывавший маслорадиатор, воздухозаборники карбюратора и турбокомпрессора, а также стволы пулеметов, составляли первую секцию. Центральная секция включала две противопожарные перегородки, между которыми монтировался бак на 160 л с водо-метаноловой смесью, кабину с козырьком из 65 мм бронестекла и 13 мм бронезаголовником и бронеспинкой пилота, трехсекционный фонарь со сдвижной центральной секцией и центроплан крыла. В задней фюзеляжной секции устанавливались основной топливный бак и радиооборудование.

Крыло.
Однолонжеронное цельнометаллическое с работающей дюралевой обшивкой, состояло из центроплана и наружных консолей. Элероны с полотняной обшивкой крепились к 14-ой и 24-ой нервюрам посредством самоцентрирующихся кронштейнов. Тяга элерона крепилась в его центральной точке. Закрылки типа Fowler с гидравлическим приводом имели максимальный угол выпуска в 35°. В крыле было предусмотрено место для двух пушек, двух основных и двух дополнительных бензобаков в передней части, колесных ниш и подкрыльевых держателей, смонтированных снаружи от пушек.

Хвост.
Руль поворота, подобно другим управляющим плоскостям, имел металлический каркас с полотняной обшивкой. Горизонтальный стабилизатор размещался далеко впереди киля.

Шасси.
Полностью убираемое обычного типа с гидравлическим приводом. Главные стойки убирались внутрь и горизонтально в крылья, где их полностью закрывали гладко прилегающие створки. Тормоза с гидроприводом. Hеуправляемое хвостовое колесо убиралось в фюзеляж и также полностью закрывалось створками.

Двигатель.
18-цилиндровый армейский Тип 4 Модель 11 или 12 (Nakajima Ha-45-11 или Ha-45-12), развивавший 1800 лс при 2900 об/мин на взлете, 1650 лс на 2000 м и 1460 лс на 5700 м. Четырехлопастный винт постоянной скорости с электрическим управлением, диаметром 3050 или 3100 мм.

Топливная система.
Согласно японским документам максимальный внутренний запас в одном фюзеляжном и четырех крыльевых баках составлял 737 литра. Однако, американские отчеты летных испытаний дают следующие цифры: задний фюзеляжный бак 218 л, два основных кpыльевых бака (в левом и правом крыле) по 174 литров и два кpыльевых бака в передней части консолей по 67 л; общий запас 700 л. Под кpыльями могли подвешиваться 200 литров сбрасываемые баки.

Вооpужение самолета.
2 х 12,7 мм синхронизированных пулемета Ho-103 (по 350 патронов на ствол) в верхней передней части фюзеляжа и 2 х 0 мм пушки Ho-5 (по 150 снарядов на ствол) в крыльях снаружи от стоек шасси. Подкpыльевые держатели для двух бомб калибром до 250 кг.

армейский истребитель

Японский армейский истребитель Nakajima Ki-84-1ko Hayatе вид сбоку

Летные испытания двух прототипов проходили довольно быстро и удачно, столь характерные для новых образцов сложной техники "детские болезни" практически не встречались. Для более детальных эксплуатационных испытаний заказали опытную партию из 83 машин, которые были выпущены на заводе в Ота в период с августа 1943 по март 1944 года и отличались друг от друга незначительными деталями. Военные пилоты, уже оценившие, насколько важны для истребителя скорость и высокая живучесть, хорошо приняли самолет, даже несмотря на то, что его максимальная скорость в 624 км/ч была ниже требуемой, а высоту 5000 м он набирал за 6,25 мин. Летчики критиковали Ki-84 лишь за слишком большое усилие на рулях высоты на высоких скоростях и за некоторую "мягкость" руля направления на малых скоростях. В целом же новый самолет превосходил не только состоявшие на вооружении японские истребители. но и все опытные образцы, готовые на тот момент к запуску в серийное производство.

военный самолет

Японский армейский истребитель Nakajima Ki-84-1ko Hayatе вид сверху

По результатам испытаний японский истребитель Ki-84 был принят на вооружение ВВС императорской армии Японии под официальным обозначением "Армейский истребитель Тип 4 Модель 1A "Хаяте" (Буря)" (Ki-84-Ia). Компания "Накадзима" получила задание срочно приступить к массовому производству самолета на своих заводах в городах Ота и Уцона. Кроме того, его выпуск планировалось наладить в Харбине на заводе фирмы "Мансю".

японский самолет

Японский армейский истребитель Nakajima Ki-84-1ko Hayatе вид снизу

Но прежде военные обязали "Накадзима" изготовить предсерийную партию из 42 машин. Они были построены в марте-июне 1944 года, фактически одновременно с первыми серийными машинами, которые начали сходить со сборочных линий в апреле 1944 года. Серийные самолеты и самолеты предсерийной партии отличались от предшественников системой отвода отработанных газов с индивидуальными выхлопными патрубками, позволившей повысить максимальную скорость на 14,5-16 км/ч, и использованием двух сбрасываемых подкрыльевых топливных баков вместо одного подфюзеляжного.

Модификации Ki-84

Несмотря на очень высокие характеристики армейского истребителя Ki-84, специалисты фирмы "Накадзима" практически сразу приступили к совершенствованию машины. Причем работы были направлены не только и не столько на улучшение боевых качеств "Хаяте", сколько на повышение технологичности конструкции, что позволило бы увеличить объемы производства, и сокращение удельного веса стратегических материалов, нехватка которых с каждым месяцем ощущалась в Японии все острее. В результате были созданы следующие модификации и варианты.

  • Ki-84-I -первая серийная модификация, запущенная в производство в апреле 1944 года. Самолеты строились на двух заводах фирмы "Накадзима" (в городах Ота и Уцонамия) и заводе фирмы "Манею" (в Харбине, Маньчжурия). В декабре 1944 года, несмотря на нехватку квалифицированных рабочих, сырья и материалов, был достигнут пик производства "Хаяте" - 373 истребителя. Первоначально на серийные машины Ki-84-I устанавливался двигатель Накадзима На-45-11 мощностью 1800 л.с, но вскоре ему на смену пришел 1825-сильный вариант На-45-12, уступивший затем место двигателю На-45-21 мощностью 1990 л.с. В зависимости от вооружения различают варианты Ki-84-Ia, Ki-84-Ib и Ki-84-Ic. Самолеты первого варианта были вооружены двумя расположенными над двигателем 12,7-мм пулеметами Тип 1 и двумя крыльевыми 20-мм пушками Но-5, на Ki-84- 16b пулеметы были заменены двумя пушками Но-5. Машины Ki-84-Ic (выпущено небольшое количество) вооружались двумя 20-мм синхронизированными пушками Но-5 и двумя крыльевыми 30-мм пушками Но-105.
  • Ki-84-II (Ki-84 KAI) - построенная в относительно небольшом количестве модификация с деревянной хвостовой частью фюзеляжа и новыми законцовками крыла, которые изготавливались на заводе в городе Танума. Большинство самолетов оснащалось 1990-сильным двигателями На-45-21, но некоторые получили улучшенный На-45-25 той же мощности. На поздне-серийные самолеты устанавливались моторы На-45-23 с непосредственным впрыском мощностью 2000 л.с. Максимальная скорость возросла до 670 км/ч. В войсках истребители этой модификации по-прежнему обозначались Ki-84-Ib и Ki-84-Ic -в зависимости от вооружения.
  • Ki-84-III - такое обозначение получил высотный вариант "Хаяте". Планировалось оснастить новый истребитель двнгателем Накадзима Ha-45Ru с турбокомпрессором, однако работь над этим проектом до конца войны завершены не были.
  • Ki-84N и Ki-84P - варианты высотного перехватчика с 18-ци-линдровым двухрядным двигателем Накадзима На-44-13 мощностью 2500 л.с. и крылом увеличенной площади (22,52 м2 у Ki-84N и 24,51 м: у Ki-84). К моменту капитуляции Японии самолеты находились на стадии проектирования, однако уже был запланирован массовый выпуск Ki-84N под обозначением Ki-117.
  • Ki-84R - вариант со стандартным планером Ki-84-I, доработанным под установку двигателя Накадзима На-45-44 мощностью 2000 л.с. с механическим приводом двухступенчатого трехскоростного турбокомпрессора. Ко времени капитуляции прототип был готов на 80%.
  • Ki-106 - вариант, спроектированный на фирме "Тачикава" Он представлял собой цельнодеревянную копию Ki-84 с двигателем На-45-21. В 1945 году было построено три прототипа, но до конца войны облетать успели только два. Первый из опытных самолетов был вооружен четырьмя 20-мм пушками Но-5, но для снижения массы, которая увеличилась на 272 кг, на второй и третий экземпляры установили только по две пушки. Вплоть до последних дней войны на "Тачикава" шли работы по дальнейшему облегчению конструкции - таким было требование Коку Хомбу перед запуском Ki-106 в серию.
  • Ki-113 - спроектированный осенью 1944 года вариант, в котором кабинная секция, стрингеры и нервюры были изготовлены из углеродистой стали, а обшивка - из обычной листовой. Прототип, оснащенный двигателем На-45-21 и вооруженный четырьмя 20-мм пушками, был собран в начале 1945 года, но так и не взлетел ввиду явной перетяжеленности.
  • Ki-116 - вариант, разработанный специалистами фирмы "Мансю". Единственный изготовленный прототип имел планер orKi-84-Ia и двигатель Мнцубиси На-33-62 мощностью 1500 л. с., который вращал трехлопастный воздушный винт от Ki-46-III. Самолет оказался удачным, масса пустой машины снизилась на 454 кг, а маневренность возросла. Накануне капитуляции Японии Ki-116 проходил интенсивные летные испытания.

Всего с апреля 1944 до августа 1945 года фирмой "Накадзима" было произведено 3288 истребителей Ki-84, еще 95 самолетов было построено фирмой "Манею". Довольно большое количество, особенно если учесть, что в это время Японские острова подвергались массированным налетам американских бомбардировщиков В-29, а нехватка сырья, материалов и квалифицированной рабочей силы приобрела просто катастрофические размеры.

Боевой дебют "Хаяте", состоявшийся в Китае в марте 1944 года, оказался удачным. Противостоявшие им истребители Кертисс Р-40, за штурвалами которых сидели китайские и американские летчики, значительно уступали Ki-84 и несли тяжелые потери. Позднее на Филиппинах и в небе над Японией "Хаяте" пришлось столкнуться с более грозным противником. Но и в боях с такими прекрасными американскими истребителями, как Локхид P-38J/L Рипаблик P-47D и Норт Америкeн Р-5 ID. Ki-84 проявили себя очень неплохо, по праву заслужив не только любовь японских летчиков и уважение противника, но и звание лучшего японского истребителя второй мировой войны.
Кодовое обозначение "Фрэнк".

Модель
Nakajima Ki-84
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
11,24
Длина, м
9,92
Высота, м
3,38
Площадь крыла, м2
21,0
Силовая установка
Nakajima (Ha-45-21) Army Type 4 Model 21
Мощность, л.с
2000
Масса пустого, кг
2660
Нормальная взлетная, кг
3716
Максимальная взлетная, кг
4171
Макс. скорость у земли, км/час
523
Макс. скорость на высоте 3000м, км/час
582
Время набора высоты 5000м, мин
6,42
Практический потолок, м
11000
Дальность полета с полной заправкой, км
1650
Вооружение, пулеметы, мм
2x13 Ho-103
Вооружение, пушки, мм
2x20 Ho-5
Вооружение, бомбы,кг
2x250

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Котельников В. Грозный "Хаяте".
  • Bunrin Do - Famous Airplanes of the world 19 - Army Type 4 Fighter (Nakajima Ki-84 (Frank))
  • Aircraft Profile 70. Rene J. Francillon. Nakajima Ki-84 Hayate.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме