Истребитель армейской авиации Nakajima Ki-84 Hayate
После того как в Японии было налажено производство лицензионного немецкого двигателя Даймлер-Бенц DB 601А (под обозначением Кавасаки На-40), на фирме "Накадзима" была сформирована конструкторская группа во главе с Т.Кояма, которой было поручено разработать проект истребителя, оснащенного этой силовой установкой. Ему было присвоено обозначение Ki-62. Поскольку специалисты "Кавасаки" имели больший опыт по созданию самолетов с двигателями жидкостного охлаждения, а компания "Накадзима" к тому же занималась истребителями Ki-43 и Ki-44, проект Ki-62 был закрыт. Тем не менее опыт, приобретенный в процессе работы над самолетами Ki-62 и Ki-63, был слишком ценным, и его решили использовать, когда в январе 1942 года представители Коку Хомбу приступили к обсуждению вопроса о преемнике истребителя Ki-43 "Хаябуса".
Предполагалось, что это будет многоцелевой истребитель дальнего действия, способный превзойти лучшие западные самолеты. Его максимальная скорость на высоте 5000 м должна была достигать 640-680 км/ч, а запас топлива - обеспечить 90 мин боевого режима на удалении 400 км от базы. Хотя требования по маневренности по сравнению с Ki-43 были снижены, они были более высокими, чем к перехватчику Ki-44, поскольку новый самолет предназначался главным образом для борьбы с истребителями противника. В качестве силовой установки было решено использовать новый 18-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения Накадзима На-45. Планировалось, что вооружение будет состоять из двух 20-мм пушек Но-5 и двух 12,7-мм пулеметов Тип 1. Обязательное требование - наличие бронезащиты пилота и протестированных топливных баков.
Так как конструкция нового японского истребителя второй мировой войны, получившего обозначение Ki-84, в значительной степени создавалась на базе Ki-62 и Ki-бЗ, работы по проектированию и постройке прототипов шли быстрыми темпами. Они завершились в марте 1943 года, когда первый опытный образец поднялся в воздух. В июне свой первый полет совершил и второй прототип. Новый самолет представлял собой низкоплан цельнометаллической конструкции, которая отличалась высокой технологичностью изготовления и имела прочностные характеристики, сравнимые с американскими истребителями. Прототипы были оснащены двигателями Накадзима На-45-11 с четырехлопастными винтами изменяемого шага фирмы "Сумитомо". Особенностью самолетов было наличие больших выхлопных коллекторных труб по обеим сторонам капота, сбрасываемого подфюзеляжного топливного бака и выступающих стволов двух установленных над двигателем пулеметов.
Описание самолета Nakajima Ki-84 Hayate ("Буря")
Японский истребитель Второй мировой войны Nakajima Ki-84-Ia Hayate (Буря) был одноместным свободнонесущим монопланом обычной конструкции.
Фюзеляж.
Дюралевый полумонокок овального сечения с гладкоклепанной работающей обшивкой состоял из трех секций. Моторама и капот, закрывавший маслорадиатор, воздухозаборники карбюратора и турбокомпрессора, а также стволы пулеметов, составляли первую секцию. Центральная секция включала две противопожарные перегородки, между которыми монтировался бак на 160 л с водо-метаноловой смесью, кабину с козырьком из 65 мм бронестекла и 13 мм бронезаголовником и бронеспинкой пилота, трехсекционный фонарь со сдвижной центральной секцией и центроплан крыла. В задней фюзеляжной секции устанавливались основной топливный бак и радиооборудование.
Крыло.
Однолонжеронное цельнометаллическое с работающей дюралевой обшивкой, состояло из центроплана и наружных консолей. Элероны с полотняной обшивкой крепились к 14-ой и 24-ой нервюрам посредством самоцентрирующихся кронштейнов. Тяга элерона крепилась в его центральной точке. Закрылки типа Fowler с гидравлическим приводом имели максимальный угол выпуска в 35°. В крыле было предусмотрено место для двух пушек, двух основных и двух дополнительных бензобаков в передней части, колесных ниш и подкрыльевых держателей, смонтированных снаружи от пушек.
Хвост.
Руль поворота, подобно другим управляющим плоскостям, имел металлический каркас с полотняной обшивкой. Горизонтальный стабилизатор размещался далеко впереди киля.
Шасси.
Полностью убираемое обычного типа с гидравлическим приводом. Главные стойки убирались внутрь и горизонтально в крылья, где их полностью закрывали гладко прилегающие створки. Тормоза с гидроприводом. Hеуправляемое хвостовое колесо убиралось в фюзеляж и также полностью закрывалось створками.
Двигатель.
18-цилиндровый армейский Тип 4 Модель 11 или 12 (Nakajima Ha-45-11 или Ha-45-12), развивавший 1800 лс при 2900 об/мин на взлете, 1650 лс на 2000 м и 1460 лс на 5700 м. Четырехлопастный винт постоянной скорости с электрическим управлением, диаметром 3050 или 3100 мм.
Топливная система.
Согласно японским документам максимальный внутренний запас в одном фюзеляжном и четырех крыльевых баках составлял 737 литра. Однако, американские отчеты летных испытаний дают следующие цифры: задний фюзеляжный бак 218 л, два основных кpыльевых бака (в левом и правом крыле) по 174 литров и два кpыльевых бака в передней части консолей по 67 л; общий запас 700 л. Под кpыльями могли подвешиваться 200 литров сбрасываемые баки.
Вооpужение самолета.
2 х 12,7 мм синхронизированных пулемета Ho-103 (по 350 патронов на ствол) в верхней передней части фюзеляжа и 2 х 0 мм пушки Ho-5 (по 150 снарядов на ствол) в крыльях снаружи от стоек шасси. Подкpыльевые держатели для двух бомб калибром до 250 кг.
Японский армейский истребитель Nakajima Ki-84-1ko Hayatе вид сбоку
Летные испытания двух прототипов проходили довольно быстро и удачно, столь характерные для новых образцов сложной техники "детские болезни" практически не встречались. Для более детальных эксплуатационных испытаний заказали опытную партию из 83 машин, которые были выпущены на заводе в Ота в период с августа 1943 по март 1944 года и отличались друг от друга незначительными деталями. Военные пилоты, уже оценившие, насколько важны для истребителя скорость и высокая живучесть, хорошо приняли самолет, даже несмотря на то, что его максимальная скорость в 624 км/ч была ниже требуемой, а высоту 5000 м он набирал за 6,25 мин. Летчики критиковали Ki-84 лишь за слишком большое усилие на рулях высоты на высоких скоростях и за некоторую "мягкость" руля направления на малых скоростях. В целом же новый самолет превосходил не только состоявшие на вооружении японские истребители. но и все опытные образцы, готовые на тот момент к запуску в серийное производство.
Японский армейский истребитель Nakajima Ki-84-1ko Hayatе вид сверху
По результатам испытаний японский истребитель Ki-84 был принят на вооружение ВВС императорской армии Японии под официальным обозначением "Армейский истребитель Тип 4 Модель 1A "Хаяте" (Буря)" (Ki-84-Ia). Компания "Накадзима" получила задание срочно приступить к массовому производству самолета на своих заводах в городах Ота и Уцона. Кроме того, его выпуск планировалось наладить в Харбине на заводе фирмы "Мансю".
Японский армейский истребитель Nakajima Ki-84-1ko Hayatе вид снизу
Но прежде военные обязали "Накадзима" изготовить предсерийную партию из 42 машин. Они были построены в марте-июне 1944 года, фактически одновременно с первыми серийными машинами, которые начали сходить со сборочных линий в апреле 1944 года. Серийные самолеты и самолеты предсерийной партии отличались от предшественников системой отвода отработанных газов с индивидуальными выхлопными патрубками, позволившей повысить максимальную скорость на 14,5-16 км/ч, и использованием двух сбрасываемых подкрыльевых топливных баков вместо одного подфюзеляжного.
Модификации Ki-84
Несмотря на очень высокие характеристики армейского истребителя Ki-84, специалисты фирмы "Накадзима" практически сразу приступили к совершенствованию машины. Причем работы были направлены не только и не столько на улучшение боевых качеств "Хаяте", сколько на повышение технологичности конструкции, что позволило бы увеличить объемы производства, и сокращение удельного веса стратегических материалов, нехватка которых с каждым месяцем ощущалась в Японии все острее. В результате были созданы следующие модификации и варианты.
- Ki-84-I -первая серийная модификация, запущенная в производство в апреле 1944 года. Самолеты строились на двух заводах фирмы "Накадзима" (в городах Ота и Уцонамия) и заводе фирмы "Манею" (в Харбине, Маньчжурия). В декабре 1944 года, несмотря на нехватку квалифицированных рабочих, сырья и материалов, был достигнут пик производства "Хаяте" - 373 истребителя. Первоначально на серийные машины Ki-84-I устанавливался двигатель Накадзима На-45-11 мощностью 1800 л.с, но вскоре ему на смену пришел 1825-сильный вариант На-45-12, уступивший затем место двигателю На-45-21 мощностью 1990 л.с. В зависимости от вооружения различают варианты Ki-84-Ia, Ki-84-Ib и Ki-84-Ic. Самолеты первого варианта были вооружены двумя расположенными над двигателем 12,7-мм пулеметами Тип 1 и двумя крыльевыми 20-мм пушками Но-5, на Ki-84- 16b пулеметы были заменены двумя пушками Но-5. Машины Ki-84-Ic (выпущено небольшое количество) вооружались двумя 20-мм синхронизированными пушками Но-5 и двумя крыльевыми 30-мм пушками Но-105.
- Ki-84-II (Ki-84 KAI) - построенная в относительно небольшом количестве модификация с деревянной хвостовой частью фюзеляжа и новыми законцовками крыла, которые изготавливались на заводе в городе Танума. Большинство самолетов оснащалось 1990-сильным двигателями На-45-21, но некоторые получили улучшенный На-45-25 той же мощности. На поздне-серийные самолеты устанавливались моторы На-45-23 с непосредственным впрыском мощностью 2000 л.с. Максимальная скорость возросла до 670 км/ч. В войсках истребители этой модификации по-прежнему обозначались Ki-84-Ib и Ki-84-Ic -в зависимости от вооружения.
- Ki-84-III - такое обозначение получил высотный вариант "Хаяте". Планировалось оснастить новый истребитель двнгателем Накадзима Ha-45Ru с турбокомпрессором, однако работь над этим проектом до конца войны завершены не были.
- Ki-84N и Ki-84P - варианты высотного перехватчика с 18-ци-линдровым двухрядным двигателем Накадзима На-44-13 мощностью 2500 л.с. и крылом увеличенной площади (22,52 м2 у Ki-84N и 24,51 м: у Ki-84). К моменту капитуляции Японии самолеты находились на стадии проектирования, однако уже был запланирован массовый выпуск Ki-84N под обозначением Ki-117.
- Ki-84R - вариант со стандартным планером Ki-84-I, доработанным под установку двигателя Накадзима На-45-44 мощностью 2000 л.с. с механическим приводом двухступенчатого трехскоростного турбокомпрессора. Ко времени капитуляции прототип был готов на 80%.
- Ki-106 - вариант, спроектированный на фирме "Тачикава" Он представлял собой цельнодеревянную копию Ki-84 с двигателем На-45-21. В 1945 году было построено три прототипа, но до конца войны облетать успели только два. Первый из опытных самолетов был вооружен четырьмя 20-мм пушками Но-5, но для снижения массы, которая увеличилась на 272 кг, на второй и третий экземпляры установили только по две пушки. Вплоть до последних дней войны на "Тачикава" шли работы по дальнейшему облегчению конструкции - таким было требование Коку Хомбу перед запуском Ki-106 в серию.
- Ki-113 - спроектированный осенью 1944 года вариант, в котором кабинная секция, стрингеры и нервюры были изготовлены из углеродистой стали, а обшивка - из обычной листовой. Прототип, оснащенный двигателем На-45-21 и вооруженный четырьмя 20-мм пушками, был собран в начале 1945 года, но так и не взлетел ввиду явной перетяжеленности.
- Ki-116 - вариант, разработанный специалистами фирмы "Мансю". Единственный изготовленный прототип имел планер orKi-84-Ia и двигатель Мнцубиси На-33-62 мощностью 1500 л. с., который вращал трехлопастный воздушный винт от Ki-46-III. Самолет оказался удачным, масса пустой машины снизилась на 454 кг, а маневренность возросла. Накануне капитуляции Японии Ki-116 проходил интенсивные летные испытания.
Всего с апреля 1944 до августа 1945 года фирмой "Накадзима" было произведено 3288 истребителей Ki-84, еще 95 самолетов было построено фирмой "Манею". Довольно большое количество, особенно если учесть, что в это время Японские острова подвергались массированным налетам американских бомбардировщиков В-29, а нехватка сырья, материалов и квалифицированной рабочей силы приобрела просто катастрофические размеры.
Боевой дебют "Хаяте", состоявшийся в Китае в марте 1944 года, оказался удачным. Противостоявшие им истребители Кертисс Р-40, за штурвалами которых сидели китайские и американские летчики, значительно уступали Ki-84 и несли тяжелые потери. Позднее на Филиппинах и в небе над Японией "Хаяте" пришлось столкнуться с более грозным противником. Но и в боях с такими прекрасными американскими истребителями, как Локхид P-38J/L Рипаблик P-47D и Норт Америкeн Р-5 ID. Ki-84 проявили себя очень неплохо, по праву заслужив не только любовь японских летчиков и уважение противника, но и звание лучшего японского истребителя второй мировой войны.
Кодовое обозначение "Фрэнк".
Модель
|
Nakajima Ki-84
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
11,24
|
Длина, м
|
9,92
|
Высота, м
|
3,38
|
Площадь крыла, м2
|
21,0
|
Силовая установка
|
Nakajima (Ha-45-21) Army Type 4 Model 21
|
Мощность, л.с
|
2000
|
Масса пустого, кг
|
2660
|
Нормальная взлетная, кг
|
3716
|
Максимальная взлетная, кг
|
4171
|
Макс. скорость у земли, км/час
|
523
|
Макс. скорость на высоте 3000м, км/час
|
582
|
Время набора высоты 5000м, мин
|
6,42
|
Практический потолок, м
|
11000
|
Дальность полета с полной заправкой, км
|
1650
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2x13 Ho-103
|
Вооружение, пушки, мм
|
2x20 Ho-5
|
Вооружение, бомбы,кг
|
2x250
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Котельников В. Грозный "Хаяте".
- Bunrin Do - Famous Airplanes of the world 19 - Army Type 4 Fighter (Nakajima Ki-84 (Frank))
- Aircraft Profile 70. Rene J. Francillon. Nakajima Ki-84 Hayate.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.