Легкий истребитель армейской авиации Nakajima Ki-43 Hayabusa
"Накадзима Хикоки Кабусики Кайса" проходил испытания в 1939 году. Впервые столкнувшись с японскими истребителями в декабре 1941 года, западные союзники испытали настоящий шок. Они считали, что на вооружении авиации императорской армии и флота состоят только устаревшие типы истребителей и бомбардировщиков, поэтому к встрече с серьезным противником оказались просто не готовы. Причем не только психологически. В области техники ни американцам, ни англичанам также нечего было противопоставить японской авиации, уровень развития которой, как выяснилось, был очень высоким. В первую очередь это касалось истребителей, которые сумели в кратчайшие сроки завоевать господство в воздухе и тем самым немало поспособствовали военным успехам Японии.
Коллектив разработчиков во главе с Хидео Итокава решил применить на новом истребителе, получившем обозначение Ki-43, крыло по своей форме и профилю очень схожее с крылом Ki-27. Зато заново был спроектирован фюзеляж, который стал длиннее - для уравновешивания массы. Изменены были также вертикальное оперение и форма фонаря кабины.
Истребитель Японской Императорской армии Nakajima Ki-43 вид сбоку
Первый предсерийный Ki-43 был готов в ноябре 1939 года. Он был оснащен двигателем На-25 с односкоростным нагнетателем, зато на второй и десятой машинах был установлен опытный двигатель Накадзима На-105 мощностью 1100 л.с. с двухскоростным нагнетателем. На седьмом и десятом самолетах 7,7-мм пулеметы заменили пулеметами Тип 1 (Но-103) калибра 12,7 мм, а на восьмом применили боевые закрылки Фаулера. Испытания опытных машин показали, что в результате всех этих изменений конструкторам удалось достигнуть требуемых показателей по скорости, скороподъемности, управляемости и, главное, маневренности.
В результате 9 января 1941 года новый истребитель был принят на вооружение под официальным обозначением "Армейский истребитель Тип 1 Модель 1 "Хаябуса" (Сапсан)" (Ki-43-I). На серийных самолетах устанавливались двигатель На-25, двухлопастный металлический винт изменяемого шага и боевые закрылки Фаулера.
"Армейский истребитель Тип 1 Модель 1 "Хаябуса" (Сапсан)" (Ki-43-I) верхняя проекция
14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Накадзима На-115 мощностью 1150 л.с. Над ним под капотом устанавливались два синхронизированных 12,7-мм пулемета. Каплевидная форма фонаря кабины обеспечивала пилоту хороший обзор по всем направлениям. Но, самолет потерял присущие предшественнику легкость управления и высокую маневренность. Единственным достоинством была возможность подвески дополнительного топливного бака, что позволяло использовать самолет на просторах Тихого океана.
Японский военный самолет периода Второй мировой войны Nakajima Ki-43 вид снизу
Проект был под угрозой закрытия, но Хидео Итокава сумел убедить представителей заказчика в возможности снизить вес истребителя и достичь заданных характеристик В результате "Накадзима" получила заказ еще на 10 предсерийных самолетов. Их конструкция подверглась очень серьезной доработке. Она была еще более облегчена (как потом оказалось, чрезмерно) и аэродинамически облагорожена за счет уменьшения сечения тяжелого 14-цилиндрового двигателя Накадзима На-25 мощностью 925 л.c. с деревянным двухлопастным воздушным винтом постоянного шага.
В январе 1939 года первый из трех заказанных прототипов поднялся в воздух. Он представлял собой низкоплан цельнометаллической конструкции с неразъемным трехлонжеронным крылом, с полотняной обшивкой рулевых поверхностей и убираемыми с помощью гидропривода основными стойками шасси. Вооружение самолета состояло всего из двух синхронизированных 7,7-мм пулеметов Тип 89. Несмотря на максимальное облегчение конструкции, использование убираемого шасси и возросшую почти на 30% мощность двигателя. Ki-43 оказался лишь ненамного лучше предшественника самолета Ki-27b.
Техническое описание самолета Nakajima Ki-43 Hayabusa
Накадзима Кi-43 "Хаябуса" цельнометаллический одномоторный одноместный свободнонесущий низкоплан.
Фюзеляж самолета.
Фюзеляж типа полумонокок с работающей обшивкой толщиной 0,53 мм. В передней части фюзеляж имел круглое сечение, далее переходящее в овал. Основные несущие элементы конструкции - 19 шпангоутов, к которым заклепками крепились стрингеры и листы обшивки. Шпангоут № 1 одновременно представлял собой противопожарную переборку. К нему в четырех точках крепилась кольцевая моторама, сваренная из стальных труб. Спереди рамы имелось кольцо, к которому тринадцатью болтами крепился двигатель. Шпангоут № 19 одновременно играл роль заднего лонжерона киля. К нему также крепились узлы навески руля поворота. Между шпангоутами № 3 и № 6 находилась кабина пилота. В районе шпангоута № 9 проходила линия технологического членения самолета. Передняя и задняя части соединялись болтами. Задняя часть фюзеляжа представляла собой единое целое с хвостовым оперением.
Крыло истребителя.
Крыло трапециевидной формы с закругленными концами. Угол стреловидности передней кромки 43 градуса, угол обратной стреловидности задней кромки от 12 градусов до 30 градусов. Угол поперечного "V" 6 градусов. Профиль крыла у основания - NACA 3315, у концов NACA 3309. Крыло имело легкую конструкцию, состоявшую из трех лонжеронов и 21 алюминиевой нервюры. В передней части крыло дополнительно усиливали вставочные полунервюры. Цельнометаллические элероны типа Фрайз располагались между нервюрами № 2 и № 11. Они могли отклоняться на 25 градусов вверх и 20 градусов вниз. Петли элеронов крепились к нервюрам No.3, No.7 и No.11. Силовой набор элерона состоял из 15 нервюр, соединенных одним лонжероном, обшивка - полотняная. Вдоль передней кромки элерона обшивка усилена стальной накладкой. Элероны монтировались с триммерами.
Стальная обшивка крыла крепилась к лонжеронам и нервюрам заклепками с потайной головкой. У основания крыла располагались выдвижные закрылки Фаулера, в то время применявшиеся только на самолетах фирмы "Nakajima". Они выдвигались за край крыла с помощью системы тяг, увеличивая не только кривизну его профиля, но и площадь. Их можно было выпускать как при взлете-посадке, так и в бою. Они значительно улучшали маневренность самолета за счет скорости. Закрылки имели цельнометаллическую конструкцию.
Хвостовое оперение самолета.
Каркас киля состоял из четырех лонжеронов и четырех нервюр. Обшивка киля из металлического листа. Киль располагался симметрично вдоль продольной оси фюзеляжа. Общая поверхность киля составляла 0,645 м2. Руль поворота (направления) имел металлическую конструкцию и полотняную обшивку. Его каркас руля состоял из восьми нервюр и заднего лонжерона. Роль переднего лонжерона исполняла усиленная передняя кромка. Руль мог отклоняться на 30 градусов в обе стороны. Стабилизатор имел симметричный профиль. Его каркас состоял из трех лонжеронов, девяти нервюр и дополнительных полунервюр в передней части. Стабилизатор был жестко закреплен под углом 0 градусов к горизонту. Лонжероны стабилизатора крепились к шпангоутам № 16, № 17 и № 18. К заднему лонжерону шарнирно крепились рули высоты. Концы стабилизатора и его носовая часть представляли собой отдельную деталь, крепившуюся болтами. Обшивка стабилизатора металлическая, крепилась к каркасу заклепками с потайной головкой. Конструкция руля высоты аналогична конструкции руля поворота. Руль высоты мог отклоняться на угол в 32 градуса вверх и 18 градуса вниз.
Управление.
Элероны приводились в действие системой тяг и рычагов. Рули высоты и направления перемещались системой сдвоенных тяг. Закрылки выпускались механически с помощью тяг, оснащенных гидравлическим усилителем. Переключатель положения закрылков находился на ручке управления чуть ниже рукоятки.
Шасси самолета.
Шасси классической схемы с хвостовым колесом. Основные опоры шасси имели амортизированные стойки и гидравлическую систему уборки/выпуска. В аварийной ситуации шасси можно было выпустить с помощью сжатого воздуха. Ширина колеи 3,4 метра. Стойки крепились к нервюре No.13 крыла и к переднему лонжерону. Не убираемое свободно ориентирующееся хвостовое колесо оснащалось пружинно-масляным амортизатором.
Силовая установка.
На большинстве самолетов, кроме последней несерийной модификации Ки 43-III Оцу, стояли звездообразные 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения "Nakajima" Hа-25 (Кi-43-I) или их модификации Hа-115 (на Кi-43-II/III Ко). Диаметр двигателя 1,16 м. Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 150 мм. Степень сжатия у Hа-115 составляла 7:1. Двигатель составлял единое целое с планетарным редуктором (передаточное число 11:16) и оснащался двухскоростным приводным нагнетателем. Редуктор наддува имел передаточное число 6,37 (первая скорость) или 8,44 (вторая скорость). Карбюратор был оснащен автоматическим высотным корректором. Двигатель работал на бензине с октановым числом 92. Средний расход топлива составлял 310 г/л.с. (первая скорость наддува) или 250 г/л.с. (вторая скорость). На малых оборотах мотор потреблял 135-145 л.c, на полной мощности - 200-220 л.c.
Винт cамолета.
Кi-43-I комплектовался двухлопастным металлическим винтом изменяемого шага "Хэмилтон Стандард" диаметром 2,9 метра. Угол атаки лопастей мог меняться автоматически от 26 градусов до 46 градусов. Регулировка шага винта осуществлялась с помощью гидромеханизма. Позднее истребитель Японской Императорской армии "Хаябуса" получил трехлопастный винт "Сумитомо" диаметром 2,8 метра с регулируемым шагом от 24 градусов до 44 градусов.
Топливная система истребителя.
Топливная система Кi-43 состояла из четырех непротектированных крыльевых бензобаков, расположенными между лонжеронами, ближе к фюзеляжу. Передние баки имели емкость 131,5 литра, а задние - 150 литров. общая емкость топливной системы составляла 563 литра. Предусматривалась возможность использования двух сбрасываемых подкрыльевых баков емкостью по 240 литра каждый.
Маслосистема cамолета.
Маслосистема включала в себя маслобак емкостью 45 литра, установленный за противопожарной переборкой. Принудительную циркуляцию масла обеспечивали зубчатые насосы, отбиравшие мощность у двигателя. Маслорадиатор двигателя На-25 состоял из нескольких трубчатых медных колец, расположенных перед цилиндрами и охватывающих носок картера. Двигатель На-115 оснащался "традиционным" сотовым маслорадиатором, расположенным в обтекателе под мотором и имевшим отдельный воздухозаборник.
Гидравлическое оборудование.
Гидравлическое оборудование, использовалось для уборки и выпуска основных стоек шасси, а также работы с закрылками. Давление в гидравлической системе поддерживал зубчатый насос.
Вооружение истребителя.
Вооружение серийных "Хаябус" состояло из двух синхронных пулеметов, расположенных в верхней части фюзеляжа перед кабиной. Изначально на Кi-43-I стояли пулеметы калибра 7,7 мм Тип 89, представлявшие собой японский аналог английских пулеметов "Виккерс". Пулеметы имели ленточное питание из рассыпной металлической ленты. Скорострельность 900 выстрелов в минуту. Начальная скорость пули 810 м/с, эффективная дальность огня до 600 метров. Длина пулеметов 1029 мм, масса 11,8 кг. Позже пулеметы винтовочного калибра сменили пулеметы Тип 1 калибра 12,7 мм (Но-103) представлял собой японский аналог американского крупнокалиберного пулемета "Браунинг". Питание пулемета ленточное, из металлической ленты с разъединяемыми звеньями. Скорострельность 900 выстрелов в минуту, начальная скорость пули 780 м/с, эффективная дальность огня 650 метров. Длина пулеметов 1245 мм, масса 21,8 кг.
Окраска машины.
Окраски самолетов Кi-43 условно можно разделить на два основных типа: без камуфляжа (или с полевым камуфляжем) и с камуфляжем, сделанным на заводе-изготовителе.
Истребитель Nakajima Кi-43-II вид сбоку
Все прототипы, а также серийные самолеты Кi-43-I и Кi-43-II выходили с завода неокрашенными, то есть в цвете дюраля. На заводе лишь наносили опознавательные знаки "хиномару" на верхние и нижние поверхности крыльев, черную антибликовую полосу на фюзеляже и несколько технических надписей. Обтянутые полотном рули и элероны красили светло-серой краской.
Военный самолет Nakajima Кi-43-II с выпущенным шасси боковая проекция
Но на фронте быстро возникла необходимость камуфлировать машины, действовавшие с прифронтовых аэродромов, подверженных вражеским авианалетам. Поначалу использовался импровизированный камуфляж частыми мелкими пятнами буро-коричневого, оливково-зеленого или темно-зеленого цветов. Иногда применялся и третий цвет - светло-зеленый. Камуфляж наносили на верхние и боковые поверхности самолетов. Судя по фотографиям, пятна располагались в произвольном порядке.
Модификации Ki-43
Истребители Ki-43 "Хаябуса" выпускались до самого конца войны на заводах различных компаний. Пытаясь поддерживать характеристики самолета на приемлемом уровне, конструкторы вносили в первоначальный проект необходимые изменения, что привело к появлению стедующих модификаций:
- Ki-43-I - первая серийная модификация, запущенная в производство на заводе компании "Накадзима" в городе Отса в начале 1941 года. Сначала это были машины варианта Ki-43-Ia, вооружение которых состояло из двух 7,7-мм пулеметов Тип 89. Вскоре на сборочных линиях их сменили самолеты варианта Ki-43-II), у которых вместо одного из 7,7-мм пулеметов устанавливался 12,7-мм пулемет Тип 1 (Но-103). Но первым по-настоящему крупносерийным вариантом стал Ki-43-Ic с двумя 12,7-мм пулеметами и возможностью подвешивания под крыльями двух бомб массой по 15 или 30 кг. До февраля 1943 года было построено 716 самолетов модификации Ki-43-I.
- Ki-43-II - вторая серийная модификация, пять опытных самолетов которой были собраны в феврале 1942 года. Они отличались новым двигателем Накадзима На-115 мощностью 1150 л.с. с двухскоростным нагнетателем, трехлопастным металлическим воздушным винтом, протестированными топливными баками, бронезащитой пилота в виде заголовника и бронеспинки из 13-мм стали, а также усиленным крылом меньшего размаха (10,84 м вместо прежних 11,44 м), которое допускало подвеску бомб массой 250 кг или сбрасываемых баков емкостью 200 л. Вооружение не изменилось и состояло из двух 12,7-мм пулеметов. С ноября 1942 года началось серийное производство машин первого варианта Ki-43-IIа. В 1943 году в серию пошел вариант Ki-43-IIb. Новая модель получила аэродинамически облагороженный воздухозаборник нагнетателя, улучшенный маслорадиатор, а узлы подвески бомб были вынесены за стойки шасси - чтобы избежать их попадания в винт при сбросе в пикировании. Самолеты последнего варианта Ki-43-II KAI (три опытных образца были испытаны в июне-августе 1943 года) отличались дополнительным воздухозаборником и измененной системой отвода выхлопных газов. Истребители Ki-43-II выпускались на заводах компаний "Накадзима" (до сентября 1944 года), "Тачикава"(до конца войны) и на 1-ом армейском арсенале в городе Тачикава (до ноября 1943 года).
Благодаря внесенным изменениям характеристики самолета существенно улучшились (например, максимальная скорость возросла с 492 км/ч у Ki-43-Ic до 530 км/ч на высоте 4000 м), но крайне слабое вооружение все равно не позволяло "Хаябусе" успешно противостоять более современным истребителям союзников.
- Ki-43-III - последняя опытная модификация, разработанная в двух вариантах: Ki-43-IIIa и Ki-43-IIIb. Десять самолетов первого варианта были оснащены усовершенствованными двигателями Накадзима На-115-И мощностью 1190 л.с. (максимальная скорость на высоте 6680 м достигла 576 км/ч), а два прототипа второго - двигателями Мицубиси На-112 мощностью 1300 л. с. На Ki-43-HIb 12,7-мм пулеметы были заменены 20-м.м пушками Но-5. Завершить испытания новой модификации до конца войны не успели.
Поставки истребителей Ki-43-I в строевые части начались в июне 1941 года. Первыми новые машины получили 59 и 64 сентай, которые вскоре были направлены в распоряжение сил, выделенных для наступления в районе Малайи и Бирмы. С утра 8 декабря 1941 года они приступили к боевым действиям, выполняя задачи прикрытия высаживающихся японских войск, сопровождения бомбардировщиков и штурмовки аэродромов союзников. 22 декабря состоялся первый серьезный бой - 18 истребителей "Хаябуса" встретились с 12 английскими "Буффало". В воздушной схватке японцы сбили пять самолетов противника и повредили еще четыре, потеряв при этом лишь один свой самолет, который развалился прямо в воздухе после выхода из пикирования.
Ki-43-II - вторая серийная модификация, пять опытных самолетов которой были собраны в феврале 1942 года
Японский истребитель Второй мировой войны Ki-43 быстро завоевали господство в воздухе, а части, вооруженные этими самолетами, стали настоящей кузницей асов. Так, например, майор Ясухико Курое одержал на "Хаябусе" 22 победы, а старший сержант Сатоси Анабуки за 18 месяцев в 173 боевых вылетах добился 30 воздушных побед. Всего около 40 пилотов армейской авиации одержали на Ki-43 по 10 и более побед.
Такие успехи убедили командование, что высокая маневренность даст решающее преимущество в боях со скоростными и лучше вооруженными самолетами противника. Однако преимущество было на стороне японцев только до тех пор, пока за штурвалами самолетов сидели хорошо подготовленные опытные пилоты, а противник еще не освоил тактику, которая позволила бы превосходство в маневренности свести к нулю. Постепенно ситуация стала меняться, а когда на Тихоокеанский театр военных действий стало поступать огромное количество современных американских и английских истребителей, положение японских ВВС стало критическим. Со своими двумя пулеметами калибра 12,7 мм "Хаябуса", получивший у союзников кодовое обозначение "Оскар", зачастую был просто беспомощен против таких грозных противников, как британский военный самолет периода Второй мировой войны "Спитфайр" Р-38, Р-47 или Р-51.
Истребитель Японской Императорской армии Nakajima Ki-43 нижняя проекция саммолета
Обозначения воздушных побед на Кi-43 встречались очень редко. Победы обозначались в виде концентрических кружков или звездочек (стилизованные опознавательные знаки той страны, которой принадлежал сбитый самолет)на левом борту фюзеляжа или на левой стороне киля. Некоторые японские летчики писали на самолетах иероглифы своего имени, имена своих жен или различные патриотические девизы и лозунги. Но этим правом обладали не все, а лишь командиры и наиболее авторитетные пилоты своей части, имевшие персональные, закрепленные за ними машины. А основная масса пилотов воевала на тех самолетах, что были готовы к вылету.
Всего было выпущено 5917 истребителей Ki-43 различных вариантов, из них 2629 были собраны на заводе фирмы "Тачикава" и 49 - на 1-ом армейском арсенале.
Модификация
|
Кi-43-IIb
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
8,92
|
Высота, метров
|
3,27
|
Размах крыла, м
|
10,84
|
Площадь крыла, м2
|
21,4
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
440
|
Максимальная скорость, км/ч
|
530
|
Время подъема на высоту 5000 м/м
|
5,7
|
Практический потолок, м
|
11200
|
Дальность полета, нормальная, км
|
1760
|
Дальность полета, максимум, км
|
3200
|
Вес пустого, кг
|
1910
|
Вес взлетный, кг
|
2590
|
Вес максимальный, кг
|
2925
|
Силовая установка
|
Nakajima Ha 115
|
Мощность л.с
|
1150
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2х12,7 тип 1
|
Вооружение, бомбы, кг
|
2х250
|
Модификация
|
Ki-43-Ia
|
Экипаж, человек
|
1
|
Длина, метров
|
8,832
|
Высота, метров
|
3,27
|
Размах крыла, м
|
11,437
|
Площадь крыла, м2
|
22
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
320
|
Максимальная скорость, км/ч
|
495
|
Время подъема на высоту 5000 м/м
|
5,5
|
Практический потолок, м
|
11750
|
Дальность полета, нормальная, км
|
1760
|
Дальность полета, максимум, км
|
3200
|
Вес пустого, кг
|
1580
|
Вес взлетный, кг
|
2048
|
Вес максимальный, кг
|
2583
|
Силовая установка
|
Nakajima Ha 25
|
Мощность л.с
|
980
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2х7,7 тип 89
|
Вооружение, бомбы, кг
|
2х250
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Hiroshi Ichimura. Ki-43 'Oscar' Aces of World War 2.
- Геннадий Волоско. Сокол по имени Оскар.
- Крылья Родины. Сергей Колов. Тихоокеанский "Сапсан".
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.